42.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 45-47.
42.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6.
ТЕКСТ 45-47.
ТЕКСТ 45
прайатнад йатаманас ту
йоги самшуддха-килбишах
анека-джанма-самсиддхас
тато йати парам гатим
прайатнат - упорными занятиями; йатаманах - прилагающий усилия;
ту - и; йоги - йог; самшуддха - очистившийся; килбишах - от всех грехов; анека
- после великого множества; джанма - жизней; самсиддхах - достигший
совершенства; татах - затем; йати - приходит; парам - к высшей; гатим - цели.
Он искренне занимается практикой йоги и в конце концов, спустя
множество жизней, полностью очищается от материальной скверны, обретает
духовное совершенство и достигает высшей цели.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «45.Но устремившись умом к строгой практике йоги, йог, очистившийся от грязи, достигает успех после
многих рождений и после этого (вследствие этого) идет к высшей цели.».
КОММЕНТAРИЙ: Родившись в семье богатых и знатных людей,
праведников или возвышенных преданных, падший йог осознаСт, что у него есть все
возможности для занятий йогой.
БОГ: Никогда Бог не дает йогу легкий путь к преданному служению.
Никогда не обставляет его материальными благами, ибо они всегда губительны для
духовного пути и развития любого человека. Родиться в семье богатых и знатных
людей Бог дает преимущественно тем людям, которых надо поднимать по
преимущественно материальным ступеням развития, или дает тем, кто в прошлой
жизни нищенствовал, или многие годы был болезнью прикован к постели, или тем,
кто был очень добродетельным человеком, но при этом рассчитывал на плоды своей
добродетели. Есть и многие другие причины, но никак сюда не может входить
духовное развитие человека, ибо, чтобы заниматься преданным служением,
необходимы качества. Но качества должны быть преимущественно аскетического
направления. Человек должен быть неприхотлив, неизбалован, не притязать, быть
милосердным, терпеливым, смиренным, трудолюбивым, ответственным, снисходящим,
понимающим… Богатая, успешная, внешне благоприятная обстановка не только не
помогает, но и губительна для качеств человека. Человек, по сути, немощен
душой, не может точно знать, что правильно и что нет, как надо правильно
мыслить, от чего отказываться и что принимать, что ему во благо и что нет.
Любое благо он будет автоматически или стараться преумножать или через него
наслаждать все чувства, или будет ублажать родных, или будет вести образ жизни
далекий от аскетизма и везде будет брать мысли себе в защиту и в защиту своего духовного подвижничества,
которое по любому будет обречено, ибо материальные блага заставляют вовлекаться
в те игры и роли, которые далеки от преданного служения, которые те качества
положительные, духовного направления, которые еще теплились, будут изничтожать
на корню, таким образом труд Бога над душой в прошлых рождениях заглушая, что
непозволительно, Бог не даст.
Тогда он с решимостью
берется за свой незавершенный труд и постепенно очищается от всей материальной
скверны.
БОГ: Так Бог не работает с человеком в материальном мире. Бог
такому человеку не даст решимость в практике йоги, не даст желаний
воспользоваться этими благами для духовного развития. В лучшем случае Бог может
эти блага отобрать и поставить человека принудительно в ту ситуацию, когда он
сможет едва поддерживать свое тело, или же вопрос может быть решен через самого
человека, который добровольно, ибо его так поведет Бог, откажется от
материальных благ и от опекающей его в этом плане родни. Но Бог не особо такими
вещами усложняет путь будущего йога к практике йоги, а скорее всего сразу дает
ему то существование, которое минимизирует все лишнее и направляет, согласно
карме человека, его на духовный путь, что опять же делается не рывком, не
прорывом, а более мягко, постепенно, естественно, через его усилия и труд, ибо
этот человек понятия не имеет, какова его карма и что ему из прошлого
причитается, и не знает, откуда у него
духовные устремления, откуда у него к практике йоги устойчивый интерес, откуда
у него и качества, в этом направлении, откуда он религиозен и восприимчив к
Святым Писаниям и может ими наслаждаться, более ничего для себя не желая, но
увлекаясь и привлекаясь Словом Бога, и находя в этом великое для себя утешение
и радость, как и желание духовно практиковаться и следовать Воле Бога.
Полностью очистившись, он наконец достигает высшего совершенства
- обретает сознание
БОГ: Никто и никогда ПОЛНОСТЬЮ в материальном мире от качеств
низшего порядка не очищается. Тем более тот, кто живет в достатке и хочет свои
материальные блага употребить для своего духовного развития.
Кришны. Сознание Кришны - высшая ступень процесса очищения. Это
подтверждается в «Бхагавад-гите» (7.28):
йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
те двандва-моха-нирмукта
бхаджанте мам дридха-вратах
«После великого множества жизней, посвященных благочестивой
деятельности, человек полностью очищается от материальной скверны и выходит
из-под власти иллюзорной двойственности. Тогда он с решимостью посвящает себя
трансцендентному любовному служению Господу».
БОГ: Никогда много жизней человека Бог не употребляет только на
благочестивую деятельность. В каждой жизни есть
место, Бог отводит, для человека, чтобы проявлять милосердие,
добродетель, жертвовать другим, заниматься любой благочестивой деятельностью.
Но непременно Бог каждого направляет и на развитие других качеств высокого
порядка, и иногда это направление для человека бывает доминирующим, или более
необходимым для его развития, нежели пожертвования другим людям. Поэтому
утверждать, что много жизней подряд человек занимался благочестивой
деятельностью, невозможно. Иногда, чтобы развить в человеке положительные
качества, пригодные впоследствии для преданного служения, необходимо, чтобы он
проиграл и греховные роли, далеко не добродетельные, и только через путь
страданий и преодолений, через последствия греховной деятельности Бог в человеке развивает качества, как и
закрепляет, более высокого порядка. И так в судьбах людей бывает достаточно
часто. Ибо качества, угодные Богу, надо растить через средства и условия
материального существования, и это происходит постоянно, и до преданного
служения и в преданном служении. Поэтому невозможно о любом преданном, как бы
он себя не проявлял, считать, что многие жизни подряд он был образцом смирения,
терпения, благочестия, доброты, милосердия и пр.
ТЕКСТ 46
тапасвибхйо 'дхико йоги
джнанибхйо 'пи мато 'дхиках
кармибхйаш чадхико йоги
тасмад йоги бхаварджуна
тапасвибхйах - чем аскеты; адхиках - более великий; йоги - йог; джнанибхйах - чем мудрецы; апи - также;
матах - считающийся; адхиках - более великий; кармибхйах - чем те, кто
занимаются кармической деятельностью; ча - также; адхиках - более великий; йоги
- йог; тасмат - поэтому; йоги - йогом; бхава -
стань; арджуна - о Aрджуна.
Йог намного превосходит аскета, философа и человека,
стремящегося к плодам своего труда. Поэтому, о Aрджуна, невзирая ни на что,
стань йогом.
БОГ:
Правильный перевод. Более точный перевод: «46. Йог выше, чем аскет, также считается выше того, кто обладает
знаниями, йог выше того, кто занят кармической деятельностью. Поэтому стань
йогом, о, Аржуна.».
КОММЕНТAРИЙ: Говоря о йоге, мы имеем виду процесс соединения
нашего сознания с Высшей Aбсолютной Истиной. Люди называют этот процесс
по-разному, в зависимости от избранного ими метода духовного самопознания.
Когда в основе этого процесса лежит кармическая деятельность, его называют
карма-йогой, когда он базируется на философских изысканиях, его называют
гьяна-йогой, а когда его основу составляет преданное служение Верховному
Господу, его именуют бхакти-йогой.
БОГ: НЕВЕРНО. В основе карма-йоги не лежит кармическая
деятельность. Кармическая деятельность лежит в основе материального развития
материальных людей, привязанных к плодам любой своей деятельности. Даже будучи
запрещенной, порождающей привязанность к работе и ее плодам, а также
последствия кармической деятельности, такая работа имеет своей целью от Бога не
только поддержание жизни материального человека, но и через нее Бог в человеке
развивает качества, которые в свое время употребит в преданном служении. Также
кармическая работа ни есть преданное служение ни для кого. Это просто путь
материального развития как одного человека, так и всего человеческого общества.
В основу карма-йоги ложится не кармическая деятельность, а духовная, та деятельность, которая одухотворяет работу,
прежде кармическую, возводя ее на ступень преданного служения через посвящение
своего труда Богу Кришне, как и отказа от плодов любой своей работы или
деятельности. Карма-йога есть преданное служение, которое только одной работой
не ограничивается, но и требует изучение Святых Писаний, поклонение Богу
Кришне, развитие качеств, угодных Богу, требует добродетельные качества,
смирение, терпение, независтливость, контроль ума, желаний и чувств. Это целый
комплекс духовных практик и стараний, в центре которого карма-йога. Далее, гйана-йога не есть
философские изыскания. Это тоже связующий процесс с Богом Кришной, в основе
которого лежит преимущественно изучение СВЯТЫХ ПИСАНИЙ. Это тоже есть преданное
служение, куда также могут входить и другие духовные практики и старания,
такие, как контроль ума, желаний, чувств, поклонение Богу Кришне, развитие
качеств духовного порядка, аскетизм, добродетель, простой образ жизни. Все это
непременно по мере изучения Святых Писаний Бог требует выполнять так идущему
преданному, ибо, иначе, он не найдет в себе мир и удовлетворение. Любое
прочтение Святых Писаний непременно должно переходить в духовные практики и
постоянное поклонение Богу Кришне. Также, что касается бхакти-йоги, то здесь все должно присутствовать, и посвящение любой
своей деятельности Богу Кришне, и изучение Святых Писаний, и поклонение Богу
Кришне, и контроль ума, желаний и
чувств, и простой образ жизни, и аскетизм, и элементы отрешенности, и
проповедование, и развитие духовных качеств и молитвы, и пожертвование, и
благотворительность. Все эти направления есть то, что должно иметь место для
преданных в современном материальном мире. Все есть путь к Богу Кришне, через
все Бог и развивает качества, угодные Богу, которые и будут определяющими при
решении вопроса о выходе на духовный план для каждого преданного.
Бхакти-йога, или метод
сознания Кришны, как будет сказано в следующем стихе, - это самый совершенный
из всех видов йоги. В данном стихе Господь утвердил превосходство мистической
йоги, но не сказал, что она лучше бхакти-йоги.
БОГ: Йога – это и есть бхакти-йога, и есть гйана-йога, и есть
карма –йога. В приведенном стихе речи нет о мистической йоге вообще. Йога
обозначает связующий процесс с Богом. Мистический настрой ума не есть
|