40.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 37-40.
40.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6.
ТЕКСТ 37-40.
ТЕКСТ 37
арджуна увача
айатих шраддхайопето
йогач чалита-манасах
апрапйа йога-самсиддхим
кам гатим кришна гаччхати
арджунах увача - Aрджуна сказал; айатих - неудачливый йог;
шраддхайа - с верой; упетах - занятый; йогат - с пути мистической йоги; чалита
- сошедший; манасах - тот, чей ум; апрапйа - не достигнув; йога-самсиддхим -
высшей ступени совершенства в йоге; кам - к какой; гатим - цели; кришна - о
Кришна; гаччхати - приходит.
Aрджуна спросил: О Кришна, какова судьба неудачливого йога,
который с верой шел путем духовного самопознания, но затем оставил его,
прельстившись мирскими удовольствиями, и не достиг совершенства?
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «37.Арджуна сказал. Если неудачливый йог, с верой занятый
практикой йоги, уклонится с пути из-за мистически настроенного ума, не
достигнув успеха в йоге, что он достигает, о, Кришна?».
КОММЕНТAРИЙ: В «Бхагавад-гите» описан путь самоосознания.
БОГ: Нет. Путь самосознания не описан в Бхагавад-Гите. Буквально
в нескольких стихах второй главы Бог дает сведения о том, что есть душа, о ее
качествах, о ее природе. Это можно отнести к тем духовным знаниям, которые
имеют непосредственное отношение к душе. Их достаточно, чтобы человек понимал,
откуда он, какова его изначальная природа, каково его положение перед Богом,
для чего дано материальное существование, понимал, что он вечное живое
существо, зависимое от Бога, полностью Управляемое Богом, не подвержено
уничтожению, есть частица Бога, продолжение Бога, неотделим от Бога. Особых
знаний о душе Бог более в Бхагавад-Гите не дает. Их достаточно, чтобы человек
именно так себя и осознавал, из этого исходил, так понимал свое существование и
зависимость от Бога. Нет никакого более объемного знания в Бхагавад-Гите на эту
тему. Для преданного этих знаний достаточно, чтобы иметь понимание о себе. Их
достаточно, чтобы заниматься преданным служением, так видя себя. Святое Писание
Бхагавад-Гита не содержит более обширных знаний о душе, не есть наука
самосознания, т.е. осознания себя. Это Писание дает знание о Боге, о пути к
Богу, о Божественных энергиях, об Управлении Бога материальным миром, о
связующих процессах с Богом, о пути отрешения от материального мира, о требуемых
Богом качествах преданных, об иллюзорных энергиях Бога, о видах деятельности
человека, об очищении своего существования, о существующих в материальном мире
ступенях развития людей, о самом преданном служении, о сути работы, о
разрешенной и запрещенной деятельности, о высшей и низшей природе в
материальном мире, о разных видах йоги, об отрешенном образе жизни, о
непосредственных качествах Бога, о формах Бога, о присутствии Бога в
материальном мире, о Могуществе Бога, о формах жертвоприношений, о полном
подчинении творения Богу, о том, что
есть поле деятельности и Кто есть познаваемый, о том, что есть совершенное
знание, о зависимости работы, счастья, религиозного направления, решимости,
еды, знания, работы, исполнителя… от гунн материальной природы, о видах
отрешения… Все это и более того не имеет отношения к самосознанию.
В основе самоосознания лежит понимание того, что живое существо
отлично от материального тела и что оно может быть счастливо лишь там, где
жизнь вечна, исполнена знания и блаженства.
БОГ: Нигде в Бхагавад-Гите Бог не Говорит, что из того, что душа
есть частица Бога, следует, что она должна быть счастлива и жизнь ее должна
быть исполнена знания и блаженства. Это как понимать? Бог ей чем-то обязан? У
Бога нет и на духовном плане блаженства, как и счастья… Это не про духовный
план. Это – материальные запросы с некоторой ориентировкой на своего
могущественного родственника… У Бога и в материальном мире и на духовном плане
все свое счастье устраивает душа своими руками, т.е. через труд. На духовном
плане это есть преданное служение. Отсюда все блага. Отсюда и знание высокого
порядка, отсюда и Милость Бога и можно дать и блаженство. Но немного. Много
блаженства тупит живое существо. Принципы достижения всех благ на духовном плане
такие же, как и в материальном мире. Особо переучиваться не надо. Просто надо
трудиться. А желание трудиться Бог даст, как и удовлетворение, как и мир в себе
и многое другое, о чем здесь не говорится.
Это духовный уровень,
превосходящий уровень тела и ума. Познать свою духовную природу можно с помощью
гьяна-йоги, восьмиступенчатой йоги или же бхакти-йоги.
БОГ: Свой духовный уровень человек в условиях материального мира
ощутить не может никакой йогой. И вообще, задаваться этим вопросом преданному
не следует, ибо это пустая трата времени и излишняя спекуляция ума. Человек в
теле и чувствует себя как человек в теле, какой бы духовной практикой он не
занимался. Никакого особого о себе понимания на уровне души он от Бога не
получает. Все просто на уровне ума и телесного восприятия. Никакие йоги не дают
человеку как-то ощутить себя особо, как некую духовную сущность. Вообще, душа
это не дух, и тем более не чистый дух. Поэтому в ней нет духовных особенностей
и не надо их искать через йогу. Только у Бога Кришны Духовное тело. А у
человека и в материальном мире и на духовном плане – душа. И нет здесь чистоты,
и нет здесь чистого духа. Ну, не может человек уподобиться Богу по качествам и
совершенству НИКАК. Бог развивает эти души средствами Бога, очищает их и в материальном
мире и на духовном плане средствами Бога, и они очищаются, несомненно, но при
этом никогда до чистого духа. Пора это себе уяснить. Поэтому духовную природу
надо понимать умом. И давать себе отчет. Природа у души духовная, т.е. она
часть Великого Духа. Отсюда ее природа. Но сама душа Чистый Дух не достигает
никогда. Она всегда остается душой, несовершенным живым существом. В этом вся
правда ее самопознания. Но из этой правды следует, что душа обязана служить
Богу. Это ее извечное положение, отсюда все ее блага, отсюда весь ее смысл,
сюда все ее должны быть устремления.
Тот, кто следует по
одному из этих трех путей, должен познать изначальное положение живого
существа, его связь с Богом, а также то, каким образом оно может восстановить
эту связь и достичь высшей ступени совершенства - обрести сознание Кришны.
БОГ: Каждая йога, из приведенных выше комментатором, гьяна-йога,
восьмиступенчатая йога или же бхакти-йога, даны
были Богом Кришной в материальный мир, как средства развития, прежде
всего, качеств человека через духовные практики, ориентирующие на преданное
служение. У каждой йоги есть свой контингент, который именно этому связующему
процессу своими качествами и подходит. Все существующие в материальном мире
йоги ведут именно к бхакти-йоге. Развитие качеств – главная цель в любой йоге.
Также, каждая йога есть то средство Бога, которое помогает человеку осознать
присутствие Бога в себе, ибо на определенном этапе такого связующего процесса
Бог дает Божественными средствами йогу как выход на Бога в себе, что происходит
у каждого так практикующего достаточно индивидуально через Божественные
энергии, проявляющие себя на уровне мысли, чувств, внутреннего зрения и
внутреннего слуха, все также в соответствии со ступенью материального и
духовного развития человека, как и в соответствии с его совершенными духовными
знаниями, которыми он оперирует на момент занятия йогой. Однако, речь идет не о
восстановлении связи йога с Богом Кришной, а о первом духовном опыте постижения
Бога в себе средствами йоги. Но и здесь средства йоги есть весьма
относительные, есть то условие, при котором Бог может явить себя йогу в той или
иной мере согласно его качествам, ступени развития и непременно старанию
преданного. В таком случае, Бог дает человеку понимание, подтвержденное
внутренним состоянием, что в нем действительно присутствует Бог, таким
образом вдохновляя на духовные практики,
на опять же старания, на развитие качеств, которые угодны Богу и которые будут
в свое время задействованы в преданном служении. Также, после такого осознания
Бога в себе, йог уже не может не мыслить о Боге, не может привлекаться
материальным планом, не может не устремляться к Богу в себе, не может более не
видеть Бога в себе и вне себя. Его ум полностью перестраивается; и постепенно
начинает накапливаться большое неудовлетворение потому, что он, постигнув, что
Бог в нем, не знает, как Богу угодить, как служить Богу, как вообще себя
проявлять после такого великого в себе откровения. Ему, такому йогу, Бог очень
скоро уготавливает полноценное и всеобъемлющее служение Себе. Но это может быть
и в следующем рождении.
Каждый из этих путей рано
или поздно приведет человека к высшей цели жизни. Господь говорил об этом во
второй главе «Бхагавад-гиты»: даже незначительное продвижение по духовному пути
является залогом того, что человек обретет освобождение.
БОГ: У каждого человека в материальном мире высшая цель своя.
Она дается Богом человеку в соответствии с его ступенью материального и
духовного развития, дается каждому лично через его мыслительный процесс,
обстоятельства, его окружающие, через его уровень качеств и кармических
возможностей. Надо хорошо понимать, что в этом вопросе обобщение быть не может,
не может быть у всех людей материального мира на каждый данный период одна
высшая цель. Но все жизни людей направлены именно к этой высшей цели через
круговорот сансары. Т.е. в материальном мире в каждой своей жизни человек
решает вопросы и ставит Волею Бога цели материального порядка, которые при
достижении этой цели, в пути достижения развивают те качества от рождения к
рождению, которые и будут способствовать главной цели материального бытия, что
есть преданное служение Богу Кришне. У преданных эта конечная цель уже
оформилась и уже идет по ступеням своего
проявления, что есть само преданное служение. А материальные люди, занимаясь
устремлением к своим материальным целям,
на самом деле развивают качества, которые в свое время и выведут на путь преданного служения и таким образом
Бог даст человеку его осознанную высшую цель, завершающую, по сути, само
материальное существование. Но понятно должно быть, что идут одни уже осознанно к своей высшей цели, другие
неосознанно. Но достижение преданного служения никому не миновать, но каждому
Бог даст в свое время; и следует также понимать, что эта высшая цель не может
быть всем дана одновременно, ибо вопрос
всегда упирается здесь в качества человека. Поэтому тот, кто к своей высшей
цели идет еще не осознанно, тот человек Волею Бога добирает необходимые качества
через достижение более земных многочисленных целей, которые опять же дает
каждому только Бог. Также, незначительное продвижение в духовной практике тоже
не очень желательно. Здесь несколько вопрос утрирован. Необходимо понимать,
если Бог дал йогу ту или иную духовную практику, то это не на пять минут. Бог
ничего и тем более касающееся связующего с Богом процесса не дает едва.
Все-равно
|