Алексей Смирнов
Из зрителей мало, кто знал, что добродушный толстяк, который только одним своим видом вызывал улыбку – Алексей Смирнов – был настоящим героем. Медаль «За Отвагу», орден Красной Звезды, ордена Славы II и III степеней, медаль «За боевые заслуги» - всем этим был во время войны награжден Федя из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», который в 1965 году рассмешил с экрана телевизора всю страну.
Ему действительно довелось играть в основном комедийные роли. Достаточно вспомнить фильмы «Полосатый рейс», «Деловые люди», «Вечера на хуторе близ Диканьки». И только тогда, когда Алексей Смирнов сыграл роль механика в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», стало понятно, что как драматический артист он тоже очень талантлив.
Когда началась война, Алексею Смирнову был двадцать один год. Воевать ему довелось и на Брянском, и на Первом Украинском, и на Втором Белорусском фронтах. Он бесстрашно ходил в разведку, несколько раз был во вражеском тылу. Но даже во время войны он не забывал о том, что его призвание – это игра на сцене. Ведь едва окончив школу, он поступил учиться в актёрскую студию, которая была организована при Ленинградском театре музыкальной комедии. Правда, на сцене ему пришлось выступить всего один раз. В оперетте «Роз Мари» Смирнову досталась роль Чёрного Орла. Можно сказать, что прямо со сцены он шагнул в военные будни. Но даже на войне он старался развлечь своих боевых друзей: пел, плясал, участвовал в самодеятельных постановках.
Миномётный полк, в котором служил старший сержант Смирнов, дошёл до Одера, но победу он встречал уже дома, в звании гвардии старшины запаса. Незадолго до окончания войны, Алексея Смирнова контузило, и после лечения в госпитале, его комиссовали.
Юрий Никулин
Обладавший редким талантом комика, Юрий Никулин известен и как артист кино, и как артист цирка. Кстати, именно после того, как он впервые побывал в цирке, мальчик сразу же заявил о том, что хочет стать клоуном. По его собственным словам, из всего представления он запомнил всего два номера: это выступление дрессированных слонов и репризы клоунов. С того вечера цирк в душе будущего артиста поселился навсегда.
Однако получилось так, что в институт сразу после школы Юрий Никулин не поступил. Его призвали на службу в армию, а там жизнь распорядилась так, что военную форму он не снимал семь лет. Участвовал сначала в финской, затем в Великой Отечественной войне. Именно во время службы ему стало понятно, что умение посмеяться над самим собой почти всегда выручает человека, когда он оказывается в неловкой ситуации. Неказистый и долговязый Никулин неизменно становился объектом насмешек во время занятий на плацу. Поначалу его это задевало, но потом он понял, что если он научится оборачивать обидные слова в шутку, ситуация легко переменится в его пользу.
Ему пришлось защищать Ленинград. Что такое блокада, он знал не понаслышке. Чуть ли не через день с самолётов разбрасывались листовки, в которых немцы призывали советских людей сдаваться. Никулин не верил ни одному слову захватчиков и продолжал воевать.
А потом наступил голод…
Во время войны Юрий Никулин получил контузию, и, тем не менее, после выписки из госпиталя он категорически отказался ехать домой, вернувшись в действующую армию, чтобы вновь гнать противника с родной земли.
Но, даже находясь на передовой, думать только о войне – невозможно. И одно дело быть артистом по профессии, другое – по призванию. Именно тот, кто имеет в себе это призвание, не падает духом даже в самой сложной ситуации и продолжает поднимать настроение другим. Такой сложной ситуацией для Никулина (впрочем, как и для других) стала война. Именно на фронте будущий артист цирка и кино взял в руки гитару. Научился он всего нескольким аккордам, но каждое его выступление имело громадный успех. Песни, которые старший сержант Никулин слышал до войны, он пел под гитару, выступая перед солдатами и офицерами, что неизменно вызывало восхищение среди однополчан.
Кстати, помните, фразу, которую говорит Семён Семёнович в фильме «Бриллиантовая рука»?
- С войны не держал в руках боевое оружие.
Эту фразу Леонид Гайдай вставил в киноленту по просьбе Юрия Никулина.
Владимир Этуш
Владимир Этуш вообще мог не воевать. Ведь у него была бронь, но он, тем не менее, ушёл на фронт добровольцем. А пришла ему в голову эта мысль тогда, когда он был ещё студентом-первокурсником театрального училища. Вместе с остальными Этуш участвовал в массовых сценах спектакля «Фельдмаршал Кутузов». Когда он услышал слова Багратиона, с которыми тот обратился к русским воинам: «Отдайте жизнь, но Родины и чести никогда и никому не отдавайте», в его душе словно произошёл переворот. Вот так, окончив курсы военных переводчиков, девятнадцатилетний Владимир Этуш оказался на фронте.
Общаясь с корреспондентами уже после войны, Владимир Этуш просил не преувеличивать его заслуг в военное время. «Я ведь был самым обыкновенным лейтенантом», - писал он в своих воспоминаниях. - Служить мне довелось в пехоте. И я не просто прошёл, а именно прошагал-протопал от Аксая до Тбилиси, пройдя перевал по Кавказскому хребту». Уже оттуда лейтенант Этуш дошёл до Азова, а потом и до города Токмак, что находится под Запорожьем.
В начале войны Владимир Этуш оборонял Ростов. А когда фашистам удалось прорвать фронт под Воронежем, ему поступил приказ – руководить переправой на реке Аксай. Когда им удалось отбить Азов, они пошли с боями дальше. До Ростова, который был занят советскими войсками, они немного не дошли, застряли где-то посередине между Ростовым и Таганрогом. В Таганроге же хозяйничали немцы. В одну из ночей Владимиру Этушу, как знающему немецкий язык, поступил приказ – проверить расположение наших частей. Приказ он выполнил, но когда вернулся назад, своей части на прежнем месте не обнаружил. Когда же Этуш с горем пополам наконец нашёл своих, его обвинили в… дезертирстве. Командир бригады даже не захотел выслушать объяснений, приказав разоружить лейтенанта. Спасло его только то, что у нач.штаба на столе лежала карта боевых действий. По ней обвиняемый в дезертирстве Этуш и смог доказать, что пребывал он почти на линии фронта. А после того, как он показал, где находятся наши части (этот разговор он подслушал, находясь практически в тылу врага), его отпустили и сняли все обвинения.
«А ведь могли, - вспоминал позднее Владимир Абрамович, - и в штрафбат упечь, и расстрелять на месте. Так что мне ещё повезло»
Михаил Пуговкин
Биография Михаила Пуговкина – это сплошные «белые пятна».
То, что он был фронтовиком, при жизни артиста знали очень немногие. При всем своём неугомонном и весёлом характере, Пуговкин был более, чем скромным человеком. О военных годах рассказывал неохотно. Впрочем, это было чертой многих фронтовиков: вернувшись с войны, они предпочитали не затрагивать эту тему в мирное время.
Из школы же Михаила Пугонькина (именно такой была его настоящая фамилия) выгнали за неуспеваемость. После того, как он понял, что учиться в школе – это занятие «не для него», да и когда ему было учиться, если в семье не было лишних мужских рук, он устроился учеником электромонтера на один из Московских заводов, прибавив себе два года. При заводе действовал клуб, где был драм.кружок, в который Михаил записался только потому, что вечерами ему просто нечего было делать.
До войны существовала такая практика - искать народные таланты в непрофессиональных коллективах. Как-то раз главный режиссёр Московского Драматического театра пришёл на репетицию в заводской дом культуры и почти сразу же заметил Михаила. Так он и оказался в составе вспомогательной труппы театра на Сретенке. Там его увидел Григорий Рошаль, предложивший сыграть молодому актёру небольшую роль Степаши Барского в фильме «Дело Артамоновых». Съёмки эпизода были закончены как раз 22 июня 1941 года, а через два дня Михаил Пугонькин ушёл добровольцем на фронт.
Служил он разведчиком в стрелковом полку. Казалось, что сначала его оберегал ангел-хранитель. Без единой царапины он прошёл все бои, обороняя Смоленск. Но в 1942 году под Ворошиловградом артист получил серьёзное ранение в ногу, после которого у него началась гангрена. Когда врачи объявили об ампутации, Михаил пришёл в отчаяние. «Я не смогу работать, - объяснял он врачам, - как же мне ходить по сцене без ноги? Ведь я же артист…»
Ногу всё-таки удалось спасти, но в строй Михаил уже не вернулся, потому что столь серьёзное ранение повлекло за собой присутствие на врачебном консилиуме, где бойца комиссовали.
В госпитале при оформлении документов была допущена ошибка, и домой Михаил вернулся уже с той фамилией, к которой мы все уже привыкли – Пуговкин.
Анатолий Папанов
Анатолия Папанова призвали на войну в первый же день – 22 июня 1941 года. В 1942 его перевели на Юго-Западный фронт. Там готовились к наступлению советских войск по всему фронту. Однако под Харьковом несколько дивизий попали в так называемый «котёл», когда немцы перешли в контрнаступление и части, где служил Папанов, пришлось отступать вплоть до самого Сталинграда. К тому времени Анатолий Папанов уже был командиром зенитной батареи, несмотря на то, что ему было всего двадцать три года. Именно под Харьковом Папанову пришлось пройти через залповый огонь артиллерии врага, и именно там он узнал на собственном опыте, что такое служить в батальоне, который просит огня, но не получает ответа.
Горький вкус отступления, скрип земли на зубах и привкус крови во рту – всё это Анатолий Папанов помнил всю свою жизнь. «Как же можно забыть то, когда после двух часов боя из сорока подчиненных остаётся только тринадцать?» - впоследствии вспоминал он.
Казалось, Папанову сама судьба велела сниматься в тех фильмах, где говорилось о войне. Но он не очень любил такие роли.
Единственным фильмом о войне, в котором он снялся, не отказываясь, была экранизация романа Симонова «Живые и мертвые», где Анатолий Папанов сыграл роль генерала Серпилина.
На самом деле, артистов кино, которым пришлось воевать за родину, намного больше.
Если бы можно было написать обо всех, эссе заняло бы не один десяток страниц.
И всё-таки давайте вспомним тех, кто играя роли и улыбаясь нам с экранов, навсегда оставил в своём сердце короткое и такое страшное слово: "ВОЙНА":
Басов Владимир Павлович
Богданова-Чеснокова Гликерия Васильевна
Бондарчук Сергей Фёдорович
Быстрицкая Элина Авраамовна
Весник Евгений Яковлевич
Гайдай Леонид Иович
Гердт Зиновий Ефимович
Глузский Михаил Андреевич
Гринько Николай Григорьевич
Зелёная Екатерина Васильевна (Рина Зелёная)
Катин-Ярцев Юрий Васильевич
Копелян Ефим Захарович
Любимов Юрий Петрович
Ростоцкий Станислав Иосифович
Самойлов Владимир Яковлевич
Смоктуновский Иннокентий
Добавлю лишь, то немногое, что знаю ещё по теме - об этих артистах:
Владимир Этуш часто рассказывал: когда он в тылу вышел на сцену, и увидел в целом зале лишь несколько одиноко сидящих женщин, то ему стало так стыдно, что он на следующий день пошёл в военкомат и записался добровольцем.
Анатолий Папанов снялся в ещё одном замечательном фильме о войне: "Белорусский вокзал". И пожалуй, можно добавить сюда "Холодное лето пятьдесят третьего"