19.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 37-39.
19.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3.
ТЕКСТ 37-39.
ТЕКСТ 37
кама эша кродха эша
раджо-гуна-самудбхавах
махашано маха-папма
виддхй энам иха ваиринам
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; камах -
вожделение; эшах - это; кродхах - гнев; эшах - это; раджах-гуна - гуной страсти; самудбхавах - порожденный;
маха-ашанах - всепоглощающий; маха-папма - очень порочный; виддхи - знай же;
энам - этого; иха - здесь (в материальном мире); ваиринам - злейшего врага.
Верховный Господь сказал: О Aрджуна, эта сила не что иное, как
вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в
гнев. Вожделение - всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «37. Шри Бхагаван Сказал.
Все
это вожделение и гнев (порожденный вожделением), порождаемые гуной страсти.
Всепожирающие, очень греховные, знай, это величайшие враги в этом мире.».
КОММЕНТAРИЙ: Когда живое существо попадает в материальный мир,
его вечная любовь к Кришне под влиянием гуны страсти преобразуется в
вожделение.
БОГ: Живое существо не попадает в материальный мир из духовного,
ибо развивается в духовное из материального тела Бога, из грубых Божественных
энергий, из мельчайших форм существования до тела человека. Проходя все формы
жизни в материальном мире. Изначально никак не может знать Бога, никак не может
знать извечной любви к Богу. Вожделение есть результат долгих воплощений души в
разных животных телах в круговороте сансары. Вожделение есть страстное желание.
Эту энергию Бог давал живым существам, как естественное для них внутреннее
переживание в условиях материальной природы, где каждому Волею Бога для своего
развития необходимо бороться за жизнь, за еду, за потомство, за выживание в
условиях природы и природных катаклизмов… Отсюда сильные желания, отсюда гнев,
отсюда многие другие качества, не исключая и добродетельных… Всё живое существо
на всех ступенях развития до формы тела человека Волею Бога добывает в условиях
материальной природы, добывает усилиями, добывает Волею Бога вследствие
преодолений, вследствие борьбы за свое выживание, постоянно неудовлетворенные
желания переходят Волею Бога в вожделение, в гнев, в жадность, в насилие, в
страдания, в поиски, в мыслительный процесс, в желание жить и преодолевать...
Это можно сравнить с тем,
как молоко при добавлении в него кислого тамаринда превращается в простоквашу.
Не получив удовлетворения, вожделение переходит в гнев, а гнев порождает
иллюзию, которая держит живое существо в плену материальной жизни.
БОГ: Вожделение, страстное желание, могут порождать гнев, но не
всегда. Энергия гнева – это самостоятельная иллюзорная энергия Бога, которая
может провоцироваться, сопровождать вожделение человека, но может быть дана
Богом для вовлечения человека в те или иные игры и роли, которые Планирует Бога, ведя человека
по пути развития его качеств. Гнев может быть дан и по незначительным причинам
и повторяться, и Бог обращает внимание на это самого человека, порою приводящее
человека в замешательство относительно вспышек в нем неконтролируемых
проявлений гнева, где человек дает себе отчет в том, что гнев ему часто не на
пользу и рушит многие его планы или отношения с другими людьми и этим, даже
будучи материалистом, настраивает себя на контроль своих эмоций и чувств, как и
мыслительного процесса. И этим как бы дает согласие перед Богом средствами
материального мира убрать, искоренить это в себе состояние, эти вспышки… Такой
мыслительный направленный процесс необходим очень часто, чтобы начать помогать
человеку в этом его недостатке. А как – Бог Знает. Бог достаточно часто дает
человеку неожиданные для него проявления характера, дает эти свои состояния
обозревать, оценивать, понимать, что эти качества мешают, привносят страдания и
самому человеку и другим… Т.е. и до преданного служения у Бога есть те
инструмены, которыми Бог избавляет человека из качеств более низкого порядка,
делая человека в этом также заинтересованным и дающим как бы Богу разрешение на
уровне подсознания в этом плане работать над собой.
Поэтому вожделение - злейший враг живого существа; именно оно
делает чистое живое существо пленником материального мира.
БОГ: Не только вожделение. Удерживают в материальном мире многие
греховные качества людей. Но Бог назвал Арджуне те качества, которые понятны,
видятся материальному человеку насущной проблемой для человека, не вызывают
сомнений и не требуют каких-либо еще доводов и объяснений. Многое объяснить
Арджуне на тот период было почти невозможно, ибо диалог был ограничен временем
и надо было учитывать ступень развития Арджуны и людей того времени, которым
было достаточно привести как причины, эти два примера, ибо они были как
очевидны. Но если более точно сказать, то и зависть, и осуждение, и
стяжательство, и немилосердие, и жестокость, и насилие, и нерелигиозность, и
гордыня, и тщеславие, и удовлетворение чувств без меры, и разврат, и
непорядочность, и многословие… - все это есть то в совокупности и более того,
что держит в материальном мире, и ни одно из этих перечисленных качеств,
присущих людям, и, более того, двум указанным в степени греховности не
уступают. Но это уже отдельный и очень большой разговор был бы для Арджуны.
Достаточно было указать и на два качества, дав понять Арджуне и всем, что
причина греховных деяний сокрыта в каждом, и именно греховные качества,
автоматически Волею Бога вовлекают в греховные деяния, а это уже влечет
последствия греховной деятельности, и далее исправление человека. Но все это
объяснять Арджуне было не время. Просто надо было поднять и этот вопрос о грехе
и посмотреть на него хотя бы со стороны качеств самого человека. Чтобы он не
искал виновытых вне себя, но задумался и о себе и своих качествах. Ибо без
этого нет буховного развития. Человек мыслью должен принимать и свою вину и
этим быть готовым к сотрудничеству с Богом, ибо это облегчает страдания
человека, когда он начинает получать Божественные непростые Уроки и через них
постепенно очищаться.
Гнев является порождением гуны невежества, и все его последствия
тоже возникают из этой гуны.
БОГ: Что такое гуна невежества? Это иллюзорная энергия Бога. Она
работает с качествами человека, которые в совокупности оцениваются Богом, как
качества низшего преимущественно порядка. Эти низшие качества человек Волею
Бога развил, будучи еще на ступенях животного существования в телах животных,
ибо это был естественный процесс для живого существа, чтобы приспособиться к
реалям животного мира в среде примерно такого же уровня развития, в среде
своего вида. С этими качествами он и приходит в мир людей и постепенно Волею
Бога в колесе сансары от них освобождается. Но пока человек обладает низшими
качествами, он будет находиться и под влиянием соответствующей этим качествам
гуны природы, энергии Бога, которая эти качества человека вовлекает и в
соответствующий труд, и в соответствующие связи и отношения, в соответствующее
поведение. Таким образом, гнев человека, вожделение человека есть проявление человека, его сути на данной
ступени его материального развития. Гуны природы эти качества из человека
поднимают нагара через разного рода ситуации, игры и роли. Они же, считается, и
породили эти качества в живом существе в свое время, дав ему этим
приспособиться к существованию в матеральной природе, выжить, развиваться,
когда живое существо проходило в материальном мире низшие, животные формы
существования.
Поэтому, если, выполняя предписания шастр, человек не позволяет
влияющей на него гуне страсти преобразовываться в гуну невежества, а вместо
этого поднимается на уровень гуны благости, он разовьет в себе духовные
привязанности и тем самым спасет себя от гнева и его разрушительных
последствий.
БОГ: На самом деле человек просто должен стараться перед Богом,
используя те средства своего материального и духовного развития, которые ему
дает Бог через Святые Писания. Это дело человека. Но также надо знать, что в
каждой гуне есть своя необходимость и преодолевать влияние каждой гуны человек
может только с Богом. Сам он не может позволить или не позволить гуне работать
над собой. Гуны, иллюзорные энергии Бога, работают с каждым от сих до сих, пока
все, что надо, ни привнесут и не извлекут из человека, его качеств, его ступени
развития. Их не уговорить. От них просто через мыслительный процесс не
отказаться и самолично не переступить ни одну ступень в той или иной гуне. Но
если человек будет изучать Святое Писание, следовать Слову Бога, выполнять
предписанные религиозные практики, то в таком случае Бог поможет человеку
подняться на более высокую ступень своего развития под влияние более
прогрессивной гуны, но полностью выйти из-под влияния гун можно только на
уровне своего ума, практически же это никому не удается. Т.е. полного очищения
от иллюзорных материальных энергий Бога не существует. Но есть тот уровень
зависимости от иллюзорных энергий Бога, который достаточен, чтобы вывести
человека за пределы материального существования на духовный план.
Верховный Господь распространил Себя во множество проявлений,
чтобы испытывать всевозрастающее духовное блаженство, неотъемлемыми частицами
которого являются живые существа.
БОГ: Нет такого. Это домысел неразвитого ума. Каждое слово здесь
неистина. Нет такого, чтобы Бог испытывал духовное блаженство от своих частиц.
Глупость.
Они обладают некоторой
долей независимости, но, когда они злоупотребляют ею, их желание служить
Господу превращается в желание удовлетворять потребности собственных чувств, и
они оказываются во власти вожделения.
БОГ: живые существа не обладают долей независимости. Это полностью
подчиненные Богу Кришне живые существа. Иллюзорные энергии Бога дают такое
понимание о себе живым существам. Но на самом деле Бог полностью Управляет
Своим творением. И в этом не должно быть сомнения. Бог Управляет мыслью,
разумом, памятью, чувствами, эмоциями, психическим и физическим состоянием,
жизненными силами, телом, всеми внутренними чувствами. Без Бога живое существо
недвижимо, не осознает себя, не может мыслить, не может помнить, не может
оценивать. Ничего не может. Все происходит только и единственно за счет того,
что Бог извечно присутствует в живом существе, ведет и развивает его с малейших
и мельчайших форм существования, как свою частицу, неотъемлемую энергию, как
Свое продолжение… Бог дает желание удовлетворять потребности, Бог Управляет и
вожделением и гневом. Все в строгом соответствии со ступенью материального и
духовного развития человека, любого живого существа. Преданное служение Богу
Бог дает человеку тогда, когда его качества уже это позволяют. До этого Бог такое
желание не дает, его нет ни
|