Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздём в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал чёрт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Иосиф Бродский. 1980 год)
primates
Жизнь нас учит стальным косты́ликом, как брыкливых тупых телков. Вспомнить хочется джунгли Киплинга, про мальчонку среди волков, что гордился своим достоинством, был медведь у него дружбан, – вырос Маугли славным воином, но сбежал в человечий стан. Стал хозяином в жалкой хижине, обзавёлся женой... детьми... На участочке, солнцем выжженном, хлеб растил для своей семьи. Бит надсмотрщиком был по-всякому, забывался тревожным сном, – неустроенность жизни тягостной стал с лихвой разбавлять вином... Вспоминал часто волчью волюшку, схватку честную за прокорм, – проклинал "злую жисть да долюшку", с бодуна хаял пшик реформ. Всяк прописан в сем "бестиарии", каждый шкурный профит блюдёт: "Эх! Приматус эс ординариус!" — причитал... но жалел народ. «Бандерлогом стал, – думал Маугли, – перед ту́тошним Каа дрожу! Его прихвостни всех ограбили, мы ж уткнулись в свою межу. Как зудит-то мозоль кровавая от абсурда диких идей! Агитпро́п заправляет нравами, змей-горын шипит на людей... А когда монструозный их Каа в ад сползёт замшелым червём, вновь настанет пора костылика, – вот тогда и баян порвём... Возвернуться бы в джунгли буйные, ощутить в себе вольный дух!» — думал Маугли... сердце булькало... но молчало об этом вслух.
Послесловие:
Андрей Колотушкин. Дикость Смотрю я дикими очами
на дикий свой родимый край —
какими дикими речами
в нём воплотить хотели рай!
Какою дикою стеною
его пытались оградить,
какою дикою ценою
загон хотели оплатить;
какую дикую картинку
в лицо совали дикарям,
какую дикую тропинку
им проложили в лагеря.
И дико мне в дикарстве края
чужую дикость осуждать
и тех, кто, дикость презирая,
спешит от дикости бежать.
И дико мне, что край мой дикий
всё так же тёмен, как и встарь:
всё те же голод, грязь и крики…
А может, это я дикарь? «Опыт давно уже приучил народ быть благодарным своим правителям за то, что они ему не причинили всего того зла, какое они могли ему причинить, и обожать своих правителей, когда народ им не ненавистен. Глупец, которому повинуются, может, как и всякий другой, карать преступления — настоящий государственный деятель умеет их предупреждать; он утверждает свою достойную уважения власть не столько над поступками, сколько, в большей ещё мере, над волею людей». (Жан-Жак Руссо) * приматус эс ординариус—"ты обычный примат" (лат. primatus es ordinarius) ** бестиарий (истор.) — любой сборник нравоучительных статей о несуществующих животных в прозе и стихах. Первый популярный справочник прикладной зоологии (бестиарий) был создан в Александрии в IV веке неизвестным греческим автором и назывался «Physiologus». Общим для всех (либо большинства) бестиариев было объяснение природных явлений путём толкования Писания. Каждое животное, безразлично насекомое ли, птица или рыба, существующее в природе или мифическое, должно было сочетаться с одним из четырёх архетипов: Христом, Сатаной, Церковью или Человеком. Вслед за библейским разграничением «чистых» и «нечистых» существ, бестиаристы противопоставляли животных, символизировавших Христа (орёл, феникс, пеликан), тварям, вызывавшим ассоциации с образом дьявола (жаба, обезьяна). Природа воспринималась как арена постоянной борьбы добрых и злых сил. Бестиарий учил рассуждать о вещах путём аналогий, а это, по сути, близко художественному мышлению, оперирующему образами: «Вампир жил среди людей так долго, что в конце концов его приметили писатели, и с их лёгкой руки славянское слово «upir», превращенное в «вампир», вошло во все языки мира». (Анджей Сапковский. Бестиарий. Создания света, мрака, полумрака и тьмы)
Peter Gabriel — Biko https://vk.com/video236984562_456252668 Композиция британского прогрессив-рокера Питера Гэбриэла «Biko» появилась как отклик на убийство известного борца за права чёрных южноафриканцев Стива Бико, который выступал против любых форм расизма. Павший жертвой полиции, Бико посмертно стал для движения против режима апартеида политическим мучеником. Дональд Вудз описал его трагическую судьбу в своей книге: «Стив Бико — голос человечества».В песне Питера Гэбриэла представляется внешний взгляд на внутреннюю ситуацию, происходящую в ЮАР в период режима апартеида в 1980-е годы. Здесь раскрывается голос угнетённого народа, его звуковой образ, а окружающий акустический контекст в отличие от самого текста выстраивается как протестное высказывание. Стив Бико является автором книги «Я пишу, что хочу» (I Write What I Like), вышедшей спустя год после его смерти. Ему принадлежит ряд известных цитат, например: «Измените у людей образ мыслей, и действительность никогда уже не будет прежней».