Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива… (Anna Marie Tussaud)
вдохновение Крохи
Француз-декоратор — Роде́н бородатый в искусстве своём не сыскал укоризн, – пленит по сей день волшебство его статуй, ведь в мраморе розовом теплится ЖИЗНЬ! Он со́здал ВЕЛИКОЕ ради бессмертья, оставив наследство нам в виде скульптур... Художник закре́пит эскиз на мольберте и выпишет тщательно контур фигур, – веками воспет человеческий облик, не зря превозносится культ КРАСОТЫ. Немалый в том промысле опыт накоплен, и ма́стерски в нём воплотились мечты… Мари́ называли ласкательно Крохой — за щуплость фигурки и маленький рост, когда из податливой воска лепёхи смогла она гладкую вылепить кость. Потом создавались фигуры-портреты довольно влиятельных важных персон: монархи, поэты — брыжи, эполеты… Юдо́ль облеклась в стеариновый сон, – затем "обессмерчены" были убийцы, их жертвы, что па́ли от рук палачей, — открыла музей, разместив вереницу шедевров для светской забавы очей. Не многим из ныне живущих на свете удастся попасть в нашумевший предел, – безжизненных статуй пугаются дети, чудно́й тот перформанс давно устарел. Но, впрочем, мадам экспонаты не пло́хи! А сходство с прообразом вас изумит, – на лицах бескровных невинность и похоть, бок о бок с насильником — иезуит... Застыли... Прошедших эпох отголоском... Когда нам придётся свой путь завершить, то каждый становится как бы из воска: холодным, пустым — без тепла, БЕЗ души, – пока ещё дышишь в плену у страстишек, столкнувшись с порочащим хамством "наг бест", копировать непроизвольно стремишься Роде́новской «Евы» отчаянный жест… «Так было веками, – поделится критик, – зависят творцы от прихотей вкуса…» Но вы их за это не слишком корите — ревностный труд назовите «искусством»!
Послесловие:
* "наг бест" — в смысле "неприкрытым, откровенным"; игра слов, заимствованная автором стишка из философского труда «Свет Невечерний. Созерцания и умозрения» русского мыслителя Сергея Булгакова: "Он есть живое воспоминание о том состоянии в жизни пола, когда прародители «беста нага и не стыдяхуся»" (были наги и не стыдились)
ПИКНИК— Кукла с человеческим лицом https://my.mail.ru/bk/kasmatik/video/_myvideo/21.html Новелла Матвеева. Девочка и пластилин Я леплю из пластилина,
пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо —
назову её дурёха,
если клоун выйдет плохо —
назову его дурак. Подошли ко мне два брата.
Подошли и говорят:
«Разве КУКЛА виновата?
Разве КЛОУН виноват?
Ты их лепишь грубо-вато,
ты их любишь мало-вато,
ты сама и виновата,
а НИКТО не виноват».
Ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля. Я леплю из пластилина,
а сама вздыхаю тяжко,
я леплю из пластилина,
приговариваю так:
Если кукла выйдет плохо —
назову её… бедняжка,
если клоун выйдет плохо —
назову его… бедняк. Отчим Анны-Марии Тюссо занимался созданием анатомических моделей из воска, позже он занялся изготовлением восковых фигур-портретов, своему ремеслу — искусству создания восковых скульптур, он научил свою падчерицу, так как у неё рано проявился талант к воссозданию образов известных людей того времени. В дальнейшем Крохе с венценосных персон пришлось переключиться и на вполне реальных преступников. Её знали буквально все парижские палачи, позволявшие хрупкой художнице снимать маски со своих жертв при жизни и остригать волосы сразу после казни. Подобная работа угнетала Анну-Марию, ведь мало того, что ей приходилось прикасаться к обезображенным телам, они к тому же были ворами, убийцами и насильниками. Чтобы хоть немного отвлечься от угнетающих тягостных мыслей, художница начала делать фигуры не по отдельности, а в композиции, полностью имитируя картину преступления. И вот однажды, мадам Тюссо делает очередной, не мыслимый по тому времени шаг — в одном из залов устанавливается действующая модель гильотины. Мари Тюссо сама показывает гильотину в действии. Посетители платят бешенные деньги и просто дрожат от страха. Не известно, что впечатляет больше: само орудие пыток или «костлявая мадам» — хозяйка выставки. Этот довольно странный, но всё-таки творческий порыв стал первым шагом на пути к созданию музея. Кстати, даже после обретения известности мадам Тюссо продолжала сотрудничать с палачами, и со временем в её музее появилась «Комната ужасов». Экспонаты из этого зала Кроха называла «своими друзьями». После развода с мужем, который, к слову, и подарил Мари знаменитую фамилию Тюссо, Кроха перебралась в Лондон, на улицу, где обитал вымышленный герой произведений Артура Конана Дойла — Шерлок Холмс. Такое решение скульптор приняла не случайно: у англичан её восковое искусство пользовалось наибольшей популярностью. Молодой Чарльз Диккенс воспевал её в многочисленных статьях для прессы, и мадам Тюссо стала знаменитостью первой величины. Изначально музей располагался там же, где и её дом, но спустя 19 лет экспозиция переехала на другой адрес, где с той поры и находится. Скончалась Анна-Мария в 1850 году в возрасте 89 лет. А дело её жизни продолжает существовать. В наше время филиалы Музея восковых фигур мадам Тюссо разбросаны по 23 городам на разных континентах мира и пользуются невероятной популярностью у туристов, ведь с той поры многие экспонаты "научились" не только двигаться, но и разговаривать! Однако попасть туда удаётся не многим, — стоимость входного билета довольно высока, да и не каждый способен выстоять длиннющую очередь из желающих иметь фото в обнимку с какой-нибудь звёздной персоной, ведь исполнение фигур потрясает своей реалистичностью!