Коневская икона Божией Матери
Валаамские батюшки
Батюшки, Валаамские батюшки! Обитатели скитов и пустынек, пропитанные Небесно-Земной благодатью Святой Обители. Стремясь к духовному совершенству, они много трудились, время проводили в посте, молчании и молитве. («Здесь вечный пост, молчанье и молитва»). Молились не столько о себе, грешных, но обо всём Мире. Учились любить. В минуты особого духовного подъёма, во время чтения Акафистов, в крошечных келейках писали иконы, отражая мир горний. Уподобляясь ангелам, жили Небесной жизнью на Земле. Стоя буквально у черты Вечности, создавали простой, абсолютно понятный и совсем по-детски наивный мир, подобный Царству Небесному, наполненный истинной любовью. Оставив «пустынное житие», рассказывали о незнаемом и неведомом во время «широкого служения миру», когда бурная Ладога, озеро-море, утихомиривалось и врата обители распахивались перед суетливыми паломниками. Преодолевая сотни тысяч километров, те шли с котомками за плечами к старцам.
Худенький, смиренный, тихий и безответный, «с кроткими серыми глазами» отец Николай, схимник и пустынножитель. «Он всем видом своим как бы извинялся за то, что существует». Ступит в лодочку, а она сама и поплывёт по озеру; издали, приветствуя, махнет хвостом ручной карась; заяц из лесу прискачет за любимой морковкой; ласточка прилетит и сядет батюшке на рукав, а он только скромно улыбается и для каждого пришедшего издалека паломника находит свое, заветное слово. Его домик на берегу озера – «обыкновенная русская изба: сени, две комнатки, очень светлые, большая печь; в спальне видна дощатая кровать, покрытая вместо матраса тонким войлоком. В переднем углу стол и скамьи. Больше ничего. Но зато неизменный друг монаха и спутник его жизни – тульский самоварчик». Чай – утешение. Пили паломники ароматный чай на травах с чёрным хлебом в глубоком молчании, а потом, истомлённые, садились на берегу озера и, вслушиваясь в звенящую тишину, говорили: «Слава тебе, Господи! Если есть Рай на земле, то это Коневские озера, храм Богородицы Голубицкой, милый сердцу Валаам!»
(По мотивам воспоминаний русских писателей Б.К. Зайцева "Валаам"и И.С. Шмелёва "Старый Валаам")
P.S.
Словарик
Валаа́м — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага, где с XI в. существует Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, основанный святыми преподобными Сергием и Германом, пришедшими из Византии. (Сегодня на Валааме престольный праздник)
Коневский скит - один из тринадцати исторических скитов на Валааме. Освящен в честь иконы Божией Матери Коневской (Святогорской, Акафистной или Голубицкой). Икона X|V века. Была привезена Арсением Коневским с Афона. В настоящее время Первообраз находится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.
Монастырь – окно в небо.
Скит – оконце в небо; малый удалённый монастырь для уединенного жития часто с более строгим уставом.
Пустынька – домик, избушка, пещерка для уединения, спасения души, близкого общения с Богом; жилище монаха-отшельника.
Монашество – восхождение к Небу.
Монах – принявший ангельский облик, отрекшийся от мира, смирившийся, служащий Богу.
Схимник – умерший заживо: спят в гробах, роют заранее себе могилу, заготовляют облачение на смерть.
Молитва – очистительная беседа с Богом.
Храм Коневского скита. Фото из интернета:https://fortuna-travel.ru/images/valaam-konev-skit-600-1.jpg;
Коневский скит. ( XIX век.) Фото из интернета:https://valamo.ru/wp-content/uploads/2017/05/1914-albom-17.png;
Коневская икона Божией Матери. Фото из интернета:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c9/Konevskaya_%28Golubitskaya%29_icon.jpg