Всех тайн военных лет нам не познать,
Они в истории хранятся вне формата.
Но вот случилось так, нам довелось узнать,
Как ворвалась война в репертуар театра.
1.
Крым. Симферополь. Сорок третий год.
Погромы сводятся к расстрелам, ежечасно.
В театре Горького немецкий сумасброд.
На сцене грустно, холодно и страшно…
В который раз актёров труппы ждёт
Черёд безнравственных немецких указаний...
Терзает ненависть, тревожит душу, жмёт —
Волна вчерашних безвозвратных задержаний.
Всё повторяется из раза в раз —
Допрос, свидетели, безвыходная сделка;
И соглашается театр на показ,
Спасая Крым и сущность человека...
А дальше… — закачался метроном,
Спектакли шли порой под натиском террора.
Актёр играл и даже в стенах дома —
Он оставался в образе актёра.
За каждый шорох лютая судьба,
Вершила в камерах тюрьмы эксперименты.
На «город пользы» пала чёрная чума
И пользу превратила в лагерь смерти...
2.
Пустых центральных улиц тишина
Глотала едкий дым, а пепел, словно улей -
Искрился пчелами от книжек из костра,
Где согревал немецких караульных.
Почти на каждом доме, вдоль угла,
Со стен, заботливо, и так неутомимо,
К счастливой жизни всех в Германию звала
Немецкая газета «Голос Крыма».
И был понятен городу исход!
И тем, кто с правилами дня не согласился,
Начальник виселиц удваивал расход —
Так немец убивал и веселился…
Раскачивался в буднях метроном,
Смертельный молот его бил, что было силы.
И птица в городе практически пустом,
Вдруг криком закричала соколиным.
Предвестник звал грядущую весну,
Чтоб враг познал тогда, в агонии мучений —
Устава нет на партизанскую войну,
Театр, и тот ушел в «поля» сражений.
3.
Чтоб вывести к прорыву округа
Художник Барышев*, актриса Перегонец*
Рискуя жизнями, тайком, в тылу врага,
Внедряли в группу «Сокол» добровольцев
Собой, спасая от репрессий молодёжь,
Создали студию сценической массовки.
И под актёрский несмолкаемый галдёж
Распространяли в городе листовки.
Ночь южная темна! И совесть в ней чиста
Лишь у того, кто смел и был неравнодушным —
Носила группа «Сокол», часто, вместо сна:
Одежду партизанам и оружие…
В те годы юность проходила незаметно!
Возьмите, храбрость Савватеева Олега —
Пробрался в склад на охраняемых объектах
И выкрал форму у немецкого стратега.
Под руководством Александры Перегонец,
Театр в тылу врага поставил ряд концертов!
Сквозь ненависть к себе, артисты шли в «дозоре»,
Потом бомбили «наши» интервентов…
И как не вспомнить нам - уборщицу Прасковью;
Чечеткина, что спас пять тысяч штук костюмов,
Как жаль.., их предали, и все платили кровью,
А столько горя.., всё не передумать…
4.
По данным группы, дали — сорок пять диверсий,
И получили сотни достоверных данных!
И, сколько б люди здесь не выдвигали версий —
Мы вместе с группой «Сокол» в ранах рваных…
09 апреля 2024 г.
*БАРЫШЕВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ
Родился 9 февраля 1907, Казань. В 1930 году стал работать в Крымском драмтеатре, сначала художником-постановщиком, а с 1935 года — главным художником.
С началом Великой Отечественной войны и оккупацией Крыма создал театральную студию, чтобы спасти молодых людей от угона в Германию. Они снабжали партизан медикаментами, тёплыми вещами, передавали разведданные.
19 марта 1944 года его арестовало гестапо.
*ПЕРЕГОНЕЦ АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА
Родилась 15 ноября 1895 года в Кузнецке, в обедневшей дворянской семье.
С 1931 года – актриса Симферопольского театра. Была наставницей нового поколения актеров, вела занятия по мастерству с театральной молодежью, готовила с ними отрывки пьес, ставила целые спектакли. В Симферопольском театре вошла в режиссерскую группу (спектакль Страх А. Афиногенова). Работала с самостоятельными театральными коллективами города.
Во время Великой Отечественной войны осталась в городе, в 1942 году вошла в состав руководства театральной студии, основной задачей которой было спасение молодежи от отправки в Германию.
*САВВАТЕЕВ ОЛЕГ АЛЕКСЕЕВИЧ
Он был учеником художника Крымского гостеатра. Невысокого паренька с щедро усыпанным веснушками лицом, державшего в руках свёрток театральных афиш и банку клейстера, часто можно было встретить на улицах оккупированного города.
До наступления комендантского часа пробрался в обгорелое здание на улице Желябова. Спрятавшись в дымоходе, стал наблюдать за соседним офицерским общежитием. Чтобы установить распорядок дня фашистов и расположение комнат, приходилось пробираться в дымоход ещё несколько раз. И вот, наконец, шанс: через открытые окна парень увидел, что немцы, сложив обмундирование на стулья, собираются спать. Выждав ещё немного, мальчик разулся, ползком подобрался к зданию и по водосточной трубе полез к окну. Рывок, и Олег уже внутри. Мундиры, полевые сумки — всё в мешок — и назад. Пока добирался до окна, спускался по трубе, шёл к кустарнику, а оттуда — в соседний двор, время казалось вечностью. Добежал до рва, отдышался, засыпал мешок землёй. На следующий день содержимое мешка доставили на явочную квартиру.
В число подпольщиков вошли актер Дмитрий Добросмыслов, актриса Зоя Яковлева, машинист сцены Павел Чечеткин, костюмеры Илья Озеров и Елизавета Кучеренко, бутафор Андрей Карлов, уборщица Прасковья Ефимова и даже 15-летний ученик художника Олег Савватеев. В общей сложности группа насчитывала более 60 неравнодушных крымчан - партизан, связных, рабочих и выходцев из творческой интеллигенции.
В 1944 году подпольная группа, в состав которой входила А.Ф. Перегонец, была раскрыта, и Перегонец вместе с другими была расстреляна 10 апреля 1944 года.
Через три дня город был освобождён советскими войсками …
|
Ни один герой не должен быть забытым! Слава и вечная память им...
Евгений, низкий поклон за Ваше патриотичное и очень талантливое творчество!