Предисловие:
Черепановы происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых. С 1822 года вплоть до своей смерти в 1842 году Ефим был главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле. Сын Мирон был его учеником и в 1819 году был назначен его заместителем по строительной части... По возвращении из командировки по Европе (Швеция, Англия), в 1833—1834 годах, они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный. Они также построили чугунную железную дорогу от Меднорудянского рудника до Выйского завода. Эта дорога была открыта в августе 1834 года и стала первой в России, будучи запущенной на три года раньше Царскосельской...
Отец Ефим и сын его Мирон,
в миру известные, как братья Черепановы,
однажды вышли у Тагила на перрон,
а поезд так и не приехал утром рано им...
Тут сын отцу и говорит, послушай, батя,
а может, вправду, тут не ходят поезда?
Они не ходят по Неве и на Арбате..!
И не горит во лбу их красная звезда...
Отец ответил, крепостные призадумались,
и ну мотаться по Европам между дел
(ведь у Демидова работали), осунулись,
и паровоз изобрести, был их удел.
Я видел первую железную дорогу
у Малой Вишеры и Царского села,
теперь стою вот у музея - понемногу
вся раскрывается рабочих каббала...
Ну вот, ей богу, хорошо быть крепостным!
Как неожиданно из зависти примера,
меня окутал паровозный, может дым,
а может дымка в мою юность пионера...
Однажды вышли у Тагила на перрон,
а поезд так и не приехал - Черепановым...
А делать нечего, пешком им не резон,
чай крепостные при империи Романовых.
А не они, так не приехал бы в Тагил,
и дядя с тётей не катались бы по жизни,
и комсомольцы - вольным запахом тайги,
не надышались бы в пути при коммунизме...
...Дым паровоза низко стелется землёю,
где ветка первая Уральская прошла,
и с той поры она - железною стезёю
по всей России - мою память вороша...
13.09.2023, Нижний Тагил
|