Жил у Синей реки в високосном году
Нелюдимый ведун, чародей, чароплёт.
Говорили, он сильным был, чёртов колдун,
Мог беду отводить — и заковывать в лёд.
Он любил тишину, и на зыбкой воде
Рисовал иероглифы тонкой рукой.
Его силой был умный холодный покой
И невидимое
ледяное Нигде.
В час, когда мотыльки подлетают к костру,
Сладко плещется рыба на лунной мели,
Искривилось пространство и время вокруг —
Мятным запахом, тонкой усмешкой Лилит.
Стала лёгкой, как небо, его голова,
Припадая к земле, заскулил его пёс.
… Посмотрела в глаза, прошептала слова.
И её заклинание ветер унёс.
Будто тонкое жало коснулось сквозь сон —
Чутким телом он сразу почувствовал страх.
Её имя дрожало, как сдержанный стон
И звенело как эхо в тибетских горах,
И мерцали на дымных болотах огни,
И повисло на серых ветвях вороньё.
Знал он — силу его только лёд сохранит,
Только снадобье чары разрушит её.
Притворился огнём, изменил естество
ледяной чароплёт, повелитель беды.
Воедино слились волшебство, мастерство,
и серебряный лёд, и чешуйки слюды,
пыль ночных перекрестков, живая оса,
зверобой, по чуть-чуть серебра, лебеды,
ветви зимних берёз, чёрный коготь, роса,
и осколки кладбищенской черной звезды.
С каплей горечи он растворил целый мир
в золотистом вине с чародейской травой.
Говорят, его спас ледяной эликсир.
Только сердца не стало с тех пор у него...
Цветок невидимого мира. Материализация
Во время утренней прогулки
на побережье — двойником,
Под небом, ветреным и гулким,
тебя увидел я тайком.
В целебной капле эликсира
двойник заметил вдалеке
цветок невидимого мира
у кромки моря на песке,
где призраки умерших женщин
мерцают в ледяной воде...
Зажав в ладони древний жемчуг,
скупой и хищный чародей —
крадусь к тебе влюбленным вором,
невидимых касаюсь рук,
шепчу от мрака заговоры,
мелком очерчиваю круг.
Ты возникаешь постепенно
из атомов моей тоски,
из бликов солнечных и пены,
певучей медленной строки.
Душа на ниточке повиснет,
качнется свет над головой...
Я подарю тебе трилистник
от сглаза — пусть он будет твой!
...В дверях пустующего дома
Танцует пепел на ветру.
И ты со мною не знакома.
И я, наверно, не умру.
В ГЛУБИНЕ. ВОСКРЕШЕНИЕ
Где самоцветы волшебства полны,
Где падают монеты нам на счастье,
В ущельях леденящей глубины,
Где сердце разрывается на части,
Где так страшны крутые виражи,
И горек запах кофе и шалфея —
Она мне дарит маленькую жизнь,
Светясь во тьме как маленькая фея.
Её ладонь описывает крест
У смерти на невидимом пороге,
Мне кажется — я умер и воскрес,
Как воскресают крошечные боги.
Мерцают рассыпаясь миражи
И буквы, оборачиваясь речью...
Она мне дарит кукольную жизнь,
Как будто продлевая человечью...
___________
Примечание: * в он-лайн-игре персонажа, погибшего в бою, может оживить целитель. Единственный игровой класс, который владеет искусством воскрешения воинов. * Чародей и целитель — классы персонажей, начальные этапы развития. Ледяной чароплет (колдун) и кудесник — более высокие уровни умений и навыков классов «чародей» и «целитель».
ГОЛОД ПО ТЕБЕ
В тонком саване тумана
проступают миражи.
Ты уснула. Аve… Amen...
Что ж мы делаем, скажи?
Плачет ангел-невидимка
В тёмном небе высоко…
Время стынет горькой льдинкой —
Валидол под языком.
Рассыпает бог ненастий
На экраны бисер слов.
Открывает клетки настежь,
Умирая, птицелов.
Лишь душа и тело спорят
В странной кукольной судьбе —
Нежный холод, привкус горя,
Дикий голод по тебе.
ХРАНИТЕЛЬ
… ему совсем не много нужно:
качая жизнь на волоске,
чтоб ты разогревала ужин
в своем уютном далеке,
глядеть на город захолустный
сквозь запотевшее стекло,
и знать — в тебе легко и пусто,
и невесомо, и светло...
ФРАГОРИЙСКИЙ АНГЕЛ
Беззвучно имя назови...
Молчат глухонемые строки.
Витают тени визави
в безликом мире одиноких.
Немеет смелая рука
Под мертвым взглядом василиска.
Танцуй на острие клинка,
мой бедный ангел фрагорийский!
В орнаментах коротких слов
и кратких ледяных отточий —
гляди, гляди поверх голов
сквозь злые краденые ночи,
куда ведут его следы,
где гаснет жизнь его вторая?
Восходят в небе две звезды —
и куклы тоже умирают.
Одна звезда — черней угля,
сверкает белая над нею...
Но чем презрительнее взгляд —
тем гордость кажется сильнее.
Пересыхает в горле речь,
и стынут смертников фаланги.
Сначала он целует меч,
и лишь потом —
Тебя, мой ангел...
УЙДИ-УЙДИ
...а на резинке скачет мячик
и ты кричишь — уйди-уйди!
и голос твой звенит и плачет
и сердце прыгает в груди
да!
я уйду!
меня не будет!
и всюду будут люди
люди
и будет день
и ночь
и сон
и кто-то заново влюблён
а по земле сухие листья
погонит осень поутру
и я уйду тропою лисьей
и я конечно не умру...
* «Уйди-уйди» — детская свистулька, пищалка, резиновый шарик со вставленной в него трубочкой. При выпуске воздуха игрушка издавала характерные звуки, похожие на голос капризного ребенка. Игрушка имела также вид свистка, трубочки, при дуновении в которую из неё выскакивал шарик с забавной рожицей и раздавался смешной плаксивый звук-гудок.
ТАК И ПИШИ
Так и пиши:
ей все равно,
ты погибаешь или живешь,
горько мерцает злое вино,
в сладком кальяне — тонкая ложь.
Так и пиши:
ты ей никто,
ей с тебя больше нечего взять.
Бешеный хор похотливых котов
рвет твое сердце на сотни «нельзя».
Так и пиши —
ты ей чужой,
нечем дышать, и слова, как ножи,
темной любви ненавистный конвой
скоро убьет в тебе всё, чем ты жил.
Взглядом на зеркале мертвой воды
Тайно рисуй иероглиф души.
Глубже дыши. И не бойся беды.
Только не ври себе —
Так и пиши.
Delete / Запоминай… Трава. Клубника...
Запоминай…
Трава.
Клубника.
Из белого батиста платье.
Скупые знаки наших ников —
И фрагорийское проклятье.
Манок тревожный птицелова
И свиста гибельное эхо.
И тяжесть ледяного слова.
И яд завистливого смеха.
И серебро стрелы, и Эрос,
И сполохи адреналина.
И нежность безнадежной веры.
Следы от слёз, и песни «Сплина»,
И ярость медленной печали.
И своеволие,
и случай...
А не запомнишь всех деталей —
Тогда сотри.
Так будет лучше.
ГЛАЗА
… И слов казалось мало,
И горе не беда —
В её глазах стояла
Зелёная вода.
От шёпота до стона
В крови звенела страсть —
И глаз её истома
Медовая лилась.
Мы спали на иголках,
кружили у зеркал…
В её глазах так колко
Зеленый лед сверкал!
А звёзды гасли сами,
Бог умирал в листве.
В глазах её плясали
И ненависть, и свет...
Но пепел сердца стынет,
И не забыть мне дня,
Когда из них пустыня
Взглянула на меня.
ЧЕЛОВЕК-С-ДЫРОЙ-ВНУТРИ
Поиграем? Раз, два, три..
Человек-с-дырой-внутри
Шепчет: стой, умри, усни —
Жизнь сгорает рядом с ним.
Слёзы льёт как из ведра.
В сердце — чёрная дыра.
Ссоры, споры, вечный бой —
Он питается тобой!
Быть во всём с ним заодно —
Это крышка, это — дно:
Превратишься в серый хлам,
В куклу, в груду барахла.
Шире пальцы растопырь —
Подомнёт тебя упырь.
Пожалеешь — душу съест...
Это очень трудный квест —
Человек-с-дырой-внутри!
Брось.
Не надо.
Не смотри...
ДЫМ
Не печалься им
не тоскуй о нем
его имя — дым
тает с каждым днем
среди божьих стен
его дни — песок
он чужая тень
мертвых голосов
у него в часах
даже стрелок нет
в ледяных глазах
затаился смех
вместо крови зло
серебро и ртуть
как осколки слов
леденцы во рту
ведьмовским вином
запивая снег
даже ходит он
по ночам во сне —
где бесплодный сад
и безлюдный дом
не люби его
не жалей о нем
ПОЛКОВОДЕЦ
На пустом перекрестке,
Один под звездой ледяной,
Он стоит, и разрушенный мост
У него за спиной.
Он изведал утех,
И познал
И тюрьму и суму.
Он делил свою радость на всех —
Не мешайте ему.
Ничего не забыл
Властелин звонких памятных дат,
Повелитель судьбы,
Полководец погибших солдат.
Сам себе господин
И слуга —
Сквозь холодную тьму
Он несет свое горе один,
Не мешайте ему...
ТВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ БОГ
Молчи.
Будь камнем,
даже если вой
на части рвёт
и лёгкие и сердце.
Твой электронный бог за тонкой дверцей,
он светел,
светел словно дух святой,
где хочет — там и дышит,
здесь любовь
живёт не озираясь на тела,
и нету ни хозяев ни рабов,
и птица счастья тоже умерла.
Всех мёртвых неживое божество,
вселенная последней наготы —
твой электронный бог в тебе,
а ты —
дымящийся тростник во рту его,
мошны его разменная деньга,
мембрана в механическом сверчке,
пыль бриллиантов на его рогах,
реликтовая рыба на крючке...
Ты — тварь в его искусственном саду,
он наблюдает за тобой во сне,
и поздно каяться душе — в аду,
где нет греха — там и спасенья нет.
Но у черты,
где отступает тьма,
и выплаканы слёзы всех дождей,
над водами дрожит живой туман,
и кто-то лёгкий ходит по воде,
небесной манны гранулы кроша...
И тает ледяная полынья.
И вздрагивает чуткая душа —
развоплощённый образ бытия.
ДОРОГА В НИКУДА
В подводном храме своды изо льда,
И под ногами хруст жемчужных мидий.
Мы с ней идём дорогой в никуда:
Я — хрупкий чародей, она — целитель.
Мы воины, мы смотрим на дисплей,
А на Земле — период ледниковый.
Но мы не говорим о жизни с ней,
Друг друга понимая с полуслова.
Сияет тускло в сотне мегабит
Гробница затонувшей пирамиды,
Где я упал, чудовищем убит
На дне давно погибшей Атлантиды.
Светильники медуз плывут, кружа
Над кладбищем пиратских галеонов.
Она идёт сквозь воду, ворожа,
В тунике электронного неона.
Где самоцветы волшебства полны,
Где падают монеты нам на счастье,
В ущельях леденящей глубины,
Где сердце разрывается на части,
Где так страшны крутые виражи,
И горек запах кофе и шалфея —
Она мне дарит маленькую жизнь,
Светясь во тьме как маленькая фея.
Её ладонь описывает крест
У смерти на невидимом пороге,
Мне кажется — я умер и воскрес,
Как воскресают крошечные боги.
Мерцают рассыпаясь миражи
И буквы, оборачиваясь речью…
Она мне дарит кукольную жизнь,
Как будто продлевая человечью...
В подводном храме своды изо льда,
И по ступенькам затонувших лестниц
Мы с ней идём дорогой в никуда:
Я — ледяной колдун, она — кудесник.
Мы воины, мы смотрим на дисплей,
А на Земле — период ледниковый.
И мы не говорим о жизни с ней,
Друг друга понимая с полуслова.
* в он-лайн-игре персонажа, погибшего в бою, может оживить целитель. Единственный игровой класс, который владеет искусством воскрешения воинов. * Чародей и целитель — классы персонажей, начальные этапы развития. Ледяной чароплет (колдун) и кудесник — более высокие уровни умений и навыков классов "чародей" и "целитель".
_________________________________________________________________________________________________________ Послесловие к книге. Ключи
ЛЕДЯНОЕ НЕБО Птицелов Этимология образа
Мастерство леденит... (Малларме)
Птицелов — игровой персонаж, электронная кукла в онлайн игре. Игровой класс — ледяной чародей, чароплет. Его суть — холод ("хладная суть" — одно из проявлений магического искусства, во время действия "хладной сути" чародей обретает "истинное лицо", превращается в ледяной призрак, становится почти неуязвимым, а магическая сила возрастает в несколько раз). Самая сильная черта — интеллект (чем выше интеллект у электронной куклы — тем мощнее удар, тем сильнее урон, наносимый ледяным чародеем, тем крепче его защита)
Между своей сутью (эго) и любовью, между холодом и огнем, между интеллектом и чувством, разворачивается его "кукольная жизнь", вьётся сюжет всего поэтического цикла.
*
Малларме сказал — "Мастерство леденит..." Это один из эпиграфов книги. Мастерство может сделать могущественным, но оно не делает счастливым.
Птицелов — Маг, Мастер. Но мастерство, волшебство, колдовство — всё это становится бессмысленным перед любовью, бесполезным. Любовь для мага — что-то вроде проигрыша. А сам волшебник — беззащитен перед теми, кого любит.
*
Три женских персонажа — Птица, Черная Звезда, Ангел — его спутницы, или вернее — попутчицы. Три женских персонажа символически воплощают три этапа познания сущности любви в жизни ледяного чародея. Каждая оказывается сильнее его мастерства, одерживая верх над его эго, без которого колдун теряет способность концентрироваться. Каждая побеждает его "хладную суть", в которой заключается его могущество мага. Магия мастера бессильна перед каждой из них. Но именно любовь — проявление настоящей жизни внутри персонажа. Жизнь и уязвимость становятся синонимами. Только одиночество делает колдуна неуязвимым.
*
Фрагорийские сны — жизнь, война, любовь, земное. Шепот Осириса* — размышления в одиночестве, дыхание смерти, осмысление бытия, Тайна за семью печатями, его "черный ящик". Ледяное небо Птицелова.
P.S.
* По легенде, "Птицеловом" был Вольфганг Амадей Моцарт. Птицелов — ступень посвящения в магии. Птицелов — один из самых загадочных персонажей оперы-мистерии "Волшебная флейта", написанной незадолго до смерти.
* В Библии, в христианской и иеговистской трактовке, Птицелов — враг человеческий, одно из воплощений Сатаны. Упоминание птицелова как источника скрытой опасности и погибели встречается в библейских текстах не раз. Единственным спасением от ловушек птицелова было возвращение к Богу, обращение к вере.
1. Полководец 2. Дорога в никуда Из цикла - Птицелов. Фрагорийские сны/поэтический театр Юрия Башкина/ Видеопоэзия
Фрагмент аудиоспектакля. Исп. Юрий Башкин (СПб)
Твой электронный бог /П. Фрагорийский/ Видеопоэзия
Музыка - Максим Мурзин/In My Memory
а также фрагмент электронной музыки в стиле "психоделика"
Голос - Ирина Науменкова
Звукорежиссёр - shaiva/Иван Попов
Группа ГОША И ПТИЦЕЛОВ (Сыктывкар)
Песни из альбома "ФРАГОРИЙСКИЕ СНЫ ПТИЦЕЛОВА" Музыка, гитара, вокал - Игорь Костин . Акустика, эскизы для альбома
Сегодня утром я поняла, Юрий, как нужно читать ваши стихи.
Читаешь название- это код , например" Ледяной эликсир", приняла и вошла в ваше сознание, погрузилась и пошла откручивать винтики, открывать пробочки, насыщаться неведомыми ароматами, встречаться со странными сущностями. Не пытаюсь улизнуть, всё проверяю на себе. Выходить не хочется, но надо. Заключительным аккордом жирно- очпонр, иначе не выйдешь. мне очень нравится, как вы пишете, это захватывает, но мой собственный мир сиротливо сжимается от собственного несовершенства, и я иду спасать его, всё ешё дыша вашими "духами и туманами". но хочется вернуться, и я произношу заклинание "Дым" и вылетаю в трубу, и прохожу сквозь Человека с дырой внутри. Я понимаю, что это смерть, но чудесным образом выживаю и ставлю Очпонр. Спасибо вам.
" Заповедь Моисея (Исход, 20, 4).
Употребляется в значении: не поклоняйся слепокому, чему-либо, как идолу. Само значение идола трактуется как духовный обман, пустота, которую заполняют тёмные силы. "
Ничего, Юлия, у меня на голове шапочка из фольги. Не пробьешь никакими похвалами. Я товарищ закаленный. Тем более это вещь не новая. Так что выстоим, и если что - будем от похвал с вами спасаться бегством)
Я всегда следую этой заповеди. Но без полного погружения ничего не поймёшь. Я люблю свои стихи, как детей, за то, что они есть.
Любые стихи - это магия и волшебство, затягивают, чему-то учат, от чего-то отвращают. Без них я не представляю своей жизни. В детстве я была "отравлена" водами" Кастальского ручья и противоядия не искала.
Я стараюсь не соблазнять никого. Просто стихи и всё. Безо всяких задних мыслей. Мне кажется, человек всегда откликается на любое явление тем, чего у него внутри больше, тем что в нем актуальнее. В каждом ведь есть и тьма, и свет. А я просто исследую, как могу. С помощью стихов. Причем не чужие души, а свою в первую очередь.
Спасибо за ответ. Заметно и ярко выражен поиск сторон! Я бы тоже так ответила:» А какая сторона откликнулась в вашем восприятии?» Я так глубоко не ходила ещё. Нельзя туда.
Интересно. Туда идут только те, кто уже поддался искушениям и соблазну. Я так думаю. Хорошо, если выбрались, можно поздравить. Я почему спросила напрямую об этом? Для вас спросила. А ещё потому, чтобы понимать автора. Работает у него чувство самосохранения или нет.
Добрый вечер. Сегодня днем читала этот Ваш сборник) и сегодня немножко больше Вы для меня-читателя приоткрылись)
Очень круто написана баллада, передана масса чувств, вернее их перетеания из одного в другое. У Вас вобще практически во всем повышенный градус чувств. И вот, знаете, увидела вопрос Ирины, и как то задумалась, а почему он такой возник? Предпосылки у другого читателя могут быть какие? В чем живут предпосылки к пониманию чужого текста и того, что за ним? В собственных знаниях или созерцательном сопереживании? Интересно это на самом деле. Вобще интересно, как все мы читаем друг друга.
Лично у меня не возникает мысли, что Вы соблазняете какую либо сторону в себе. Но вот чувство внутреннего противоборства как то действительно сильно ощутимо. Ощущение присутствует от стиха к стиху от поиска какого то незримого, но очень важного "ключика", который словно не только даст ответ, но сколько приоткроет завесу тайны воздействия..
Человек существо многогранное. Сам не знаю, как это работает. Рад, что прочли такую большую штуку. Хотелось ее целиком показать.
Тут песен много, я не все показал. Некоторые в черновиках пока у Гоши.
Даст Бог, закончим этот альбом.
Есть песни других авторов. Но закачивать не хочу. Сброшу в мп4, может, Так чтобы сюда просто прицепить.
Но опять же - ютуб накроется и все придется переделывать. Если вообще будет до того.
Такие новости тревожные.
Иногда кажется, зачем я это делаю?) Пропадет же.
... Про вести тревожные все время думается...но,знаее,попутно думается и о том, что Жизнь продолжается. Нам просто пришлось привыкать к тем изменениям, которые внесло в неё наше время. Привыкать когда к созерцанию, когда к осмыслению, когда к решительным действам. Я говорю про каждого из нас. Про действия, которые каждый из нас совершает ежечасно. Ведь мы все каждый день вольно иль невольно, осознанно или нет...но делаем ими выбор. Каким человеком остаться. Но...не будем о философии. Хотя...не знаю...)....вот вчера я размышляла над Вашей заметкой, и в т.ч.над тем вопросом, который стал отправной точкой для её написания. Легкость Пушкина. Вряд ли я сейчас смогу мысли оформить во что то цельное, но однако скажу, что я думала и над тем, что Время Поэта было чисто от примеси виртуальности.Это очень важно
Это в т.ч.дает легкость и чистоту порождение мысли. Не фонило то время, в которое жил поэт. (я почему то верю, что Вы поймете, о чем я)
Безусловно-Вы поэт.
Со своим отличительным внутренним миром и стилем, который сформирован на основе первого(может я и не права, но скорей всего-все же это так))
Юля, я не помню. Это было в глубоком детстве)
А потом не писал ничего. Потом позже работал с разными исполнителями, но там тексты были такие... коммерческие, я под ними даже имя не ставил. Сдавал с потрохами материал и забывал. А писать стихи, которые жалко стало безымянными оставлять, стал уже позже. В 2000х. Но потом все рукописи потеряны были, что-то вспомнилось, что-0то безвозвратно пропало. Но видимо не такое, чтоб жалеть. Пропало и пропало. Бог дал, как говорится, Бог и взял. Видимо мне это было не нужно.
У вас очень мало приземленного, вернее не так-очень много философских мыслей. Пожалуй, из этого сборника я бы выделила лишь одно твёрдо-земное, лирично-земное-Хранитель. Красивое стихотворение.
Конечно. Было по-другому. И слава Богу что закончилось всё это. Я не хранил никогда свои стишки ранние. Что смог переделал, довел до ума. А что-то не подлежало правке.
Кое какие вещи сознательно выбросил. Не люблю хранить полуфабрикаты, которые и отредактировать невозможно, и публиковать стрёмно)
Да. Есть такое. На всю голову, как говорится) Ничего не храню. Ни писем, ни старых стихов. Да и архив потерял пока то да се. Война, переезд... Да ну его. Черновики в основном там были. Много. Я стараюсь не думать даже об этом.
Еще напишу)))
Не сомневаюсь, что напишете!)
Но вот, знаете, что интересно(хоть и не увидела ответа на мой вопрос-уместно ли оставлять свое мнение?)) может ли поменяться Ваш стиль?будет ли возможен переход от уже сложившегося привычного для Вас образа, несущего в самом себе много трагизма? Как чувствуется мне-что именно однажды "пойманная" волна трагизма переросла в привычку носить его в собственном стиле. Вы очень стабильны. Не скажу, что это Вам не идёт-это однозначно выделяет, но почему то верится, что потенциал много шире.
Нет проблем) Приходите читать другие книги. Вернисаж, Ухмылка Эвтерпы, Чугунная лира... Там никакого трагизма. Юмор, и все такое. Легкое. Многоэтажка тоже такая... Бытовые стишки, портреты, люди. Разные есть стихи.
Ещё что хотела сказать, и спать пора-завтра, вернее уже сегодня, все ж "на завод"))...прочла в Вашем ответе Ире о познании себя самого...и вот, знаете, что считаю?что по хорошему изначально каждый думающий человек должен попытаться понять именно себя, чтоб после уметь понимать и тех, кто вокруг. Это лучшее, что может сделать любой исследователь) и только так он может быть честен.
Доброй Вам ночи, Автор) и спасибо-мой интерес был искреннен)
Спасибо. "что в имени тебе моем"...?) понимаю... Я тоже люблю мысль в стихах и конечно, ритм...зарифмованная мысль это что то с чем то)... но любимый все же есть-Левитанский.
Читаешь название- это код , например" Ледяной эликсир", приняла и вошла в ваше сознание, погрузилась и пошла откручивать винтики, открывать пробочки, насыщаться неведомыми ароматами, встречаться со странными сущностями. Не пытаюсь улизнуть, всё проверяю на себе. Выходить не хочется, но надо. Заключительным аккордом жирно- очпонр, иначе не выйдешь. мне очень нравится, как вы пишете, это захватывает, но мой собственный мир сиротливо сжимается от собственного несовершенства, и я иду спасать его, всё ешё дыша вашими "духами и туманами". но хочется вернуться, и я произношу заклинание "Дым" и вылетаю в трубу, и прохожу сквозь Человека с дырой внутри. Я понимаю, что это смерть, но чудесным образом выживаю и ставлю Очпонр. Спасибо вам.