Стихотворение «БОЖЕДОМЬЕ»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 116 +1
Дата:

БОЖЕДОМЬЕ

БОЖЕДОМЬЕ[1]

И кто знает (поручиться нельзя), может быть,

что и вся-то цель на земле,

к которой человечество стремится, только и

заключается в одной этой беспрерывности

процесса достижения, иначе сказать,

в самой жизни, а не собственно в цели,

которая, разумеется, должна быть не иное что,

как дважды два четыре, то есть формула,

а ведь дважды два четыре есть уже

не жизнь, господа, а начало смерти.

               

                      Ф. М. Достоевский. "Записки из подполья".

Страдание — да ведь это единственная причина сознания.

                    Ф. М. Достоевский. "Записки из подполья".



Вчерашний день меня оповестил

О том, что мир давно не дружен с сердцем,

Не важно - разрушал или творил,

За фортепьяно ты сидел иль за деберцем[2],

                          -
Прогрессом жил, а может, ретроград[3],

Про поморян[4] знавал или полабов[5]...

Любой теперь бумаге очень рад,

Гетеру[6] ты спроси, её облапав.

                          -
А впрочем, там всё больше про любовь,

Стремятся, видно, ближе быть к Изиде[7],

Но убеждаюсь каждый раз я вновь,

Что в них понятий больше о лафите[8].

                           -
Снимай былых регалий вицмундир,

В умах не больше мыслей, чем в реторте[9],

Бросай покут[10], с пивкопами[11] - в трактир

К весёлой и поверхностной когорте.

                          -
Эол[12] заждался во дворе тебя,

Не говори, что ты с Каганом[13] дружен,

Запомни: ненавидя и любя

Без вороха бумаг не станешь нужен.

                          -
Вертеп[14] рутулов[15] страждет торжества,

Данай[16] не будет, на пирах - Клиодны[17],

Упавши в грязь, помысли-ка сперва,

Как хорошо, что нравы так свободны.

                        -
Туатам[18] боле не бывать в миру,

Я понимаю в череде инсомний[19]

За что печалий избежал Харун[20]

И чем милее свет потусторонний.

                         -
Детинец[21] горя есть в судьбе страны,

В которой даже сирых и убогих

Встречали в яме глубочайшей льды

И, если уважали, то немногих.

                         -
Под блюза грусть зажжём дрянной абсент,

Вокруг у дам замашки Салмакиды[22],

Всегда для куртизанок[23] был клиент -

В том вижу я эпичность Энеиды[24].

                         -
Вся жизнь - сюжет романа "Идиот",

Пройдут эоны[25] - смыслы будут схожи,

Вот и сейчас я - еретик и мот,

Пусть грамотный, но всё ж Парфён Рогожин[26].

                         -
Иди ко мне, прислужница небес,

Таких телес мне баядерки[27] паче

По нраву, чтоб релятивизма[28] бес

Терпел в вопросе вечном неудачу.

                       -
А утром выйдешь в город и поймёшь,

Забыв, как прижиматься к изголовью,

Что сердце больше не покоит ложь

И вся страна стоит на божедомье.

                      -
Но легче ли от этого тебе

И, правда ли, так сладостно страданье,

Что на ладье Харона[29] по судьбе

Ты проплывёшь, забыв про созерцанье

                           -
Кудели[30] паутины, неба аксамит[31],

Зари десницу[32] - лоск, воспетый в лире,

Неужто ничего не убедит

Тебя ещё остаться в бренном мире?

                       -
К примеру, мне Эгерии[33] милы,

Хоть Нуме[34] вопреки я их не слушал.

Но ты ведь знаешь: здесь чины сильны,

А потому глухонемые души,

                       -
Пожалуй, скоро все уйдут под лёд,

Печально и без слёз бродя по кромке.

И каждый утешенье обретёт

В холодной яме, там, на божедомке.

                       -
Тоска, мой друг, она ведь не для всех,

Чем меньше рассуждений, тем светлее,

И вовсе не зависит твой успех

Лишь от того, что ты других умнее.

                       -
Так глупый Род[35] рассеял жизни муть,

Пошли из Мглы Эребы[36] и Фетиды[37],

И время вспять уже не повернуть,

Пусть дальше - только участь Атлантиды[38].

                       -
Быть может, это осознал Рембо[39]

И закопал под вечер свою Музу,

Арто[40] и Рильке[41] думали про то,

Но разорвать не получилось узы.

                       -
Мы все живём, подобно облакам:

Они, того не зная, уплывают

К своим богам, напоминая нам

О том, что всё проходит, угасает.

                         -
А ты, бастард[42], всё мечешься в плену

Пустых страстей и суетных волнений,

Вместо того, чтобы щекой прильнуть

К берёзе одинокой в упоении.

                        -
Свою планиду[43], впрочем, обойти

Богам не удавалось, ты припомни,

Гекзаметром[44] иль дактилем[45] твори

Всё суффиксы цепляются за корни,

                         -
А дважды два - четыре. В этом суть,

Мой милый друг, усталый в божьем мире.

Пойдём скорее воздуха глотнуть,

Ведь засиделись мы с тобой в трактире.

                     -
На улице туманно и свежо,

Как бриг[46], идём сквозь роя городского,

Не зная: плохо или хорошо,

Что этот миг не повторится снова.

                     -
Как будто мы с тобой анахронизм[47],

Апофеоз[48] безвременья событий

И, преломляясь через толщу призм,

Наш ум уже не сотворит открытий.

                     -
Смеётся в небе полная луна,

Забавны для неё людские танцы,

Какие ей до нас с тобой дела —

Давай продолжим рассуждений стансы[49].

                       -
Там, где была покойных раньше гать[50], —

Теперь один кирпич и бьют фонтаны,

Столбов фонарных племенная рать

Насажена, как на крючок жуланом[51].

                       -
Всё помнят лишь деревья, но они

Безмолвны, что волхвы[52] в сакральных Ведах[53],

Блестят везде медовые огни,

Поют то о любви, то о победах.

                    -
Мне слышится земли протяжный стон,

Не заглушит его и бег трамвайный...

О смутных временах пророчит он,

Ты слышишь это тоже, друг печальный?

                   -
Я оглянулся: улица пуста,

Столетний дуб молчит себе в сторонке,

Роняя тихо золото листа...

И я один стою на Божедомке[54].


Камал Ибрагимов


11 сентября 2022 г.





____________________________________________________


[1] Божедомка, божедомье. Эти названия связаны с древней русской традицией погребения безвестных усопших, бездомных и нищих, самоубийц, которых некому было хоронить. По тогдашней традиции на окраинах городов устраивались огороженные и покрытые крышей ледяные ямы, в которые без обряда отпевания и складывались их тела.

[2] Карточная игра, распространённая среди каторжников Сахалина.

[3] Человек консервативных взглядов, противник прогрессивных веяний.

[4] Западнославянские племена, жившие до XVI—XVII веков в низовьях Одры на побережье Балтийского моря

[5] Северо-западные славяне, издревле жившие по реке Лабе.

[6] Гете́ра (от греч. — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина высшего уровня. Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины.

[7] Исида (Изида) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.

[8] Французское красное вино бордоского типа из округа Медок, получившее распространение в России в последней трети XIX века.

[9] Аппарат, служащий в химической лабораторной и заводской практике для перегонки или для воспроизведения реакций, требующих нагревания и сопровождающихся выделением газообразных или жидких летучих продуктов, которые тут же непосредственно и подвергаются перегонке.

[10] Приют, укромное местечко, молебный угол.





[11] Двадцать пять копеек (устар.).

[12] Древнегреческий бог, хранитель ветров.



[13] Вещая птица счастья с человеческим туловищем. По поверьям, видевший ее, должен об этом молчать, или счастья ему не видать.

[14] Пещера, скрытый притон.



[15] Многочисленное племя Др. Италии

[16] в мифах древних греков дочь аргосского царя Акрисия. В течение средневековья Даная становится символом целомудрия, её чудесное зачатие трактуется как непорочное, предтеча Благовещения.



[17] Кельтская богиня красоты, моря и загробной жизни, считалась самой красивой женщиной в мире.

[18] Ирландское племя, ставшее в течение времени кельтскими богами, по легенде вернувшееся  на небеса к матери всех богов.

[19] Бессонница.



[20]  Исламский пророк, брат пророка Мусы (Моисея). Отождествляется с библейским первосвященником Аароном, известным своей божьей благодатью и очень добрым, мягким, миролюбивым характером.

[21] Обозначение человеческой жертвы, которую славяне, как и многие другие народы, приносили при закладке нового города.

[22] Персонаж древнегреческой мифологии, нимфа, жившая при источнике в Карии, отличалась огромной ленью и распущенностью.

[23] Во Франции - женщины лёгкого поведения, вращающиеся в высшем свете, ведущие светскую жизнь и находящиеся на содержании богатых и влиятельных любовников.

[24] Эпическое произведение на латинском языке, автором которого является древнеримский поэт Вергилий.

[25] (др.-греч. αἰών — век, эпоха) в геологии — отрезок времени геологической истории Земли, длительный этап развития литосферы и биосферы Земли, в течение которого формировалась эонотема, в данном случае – эры, эпохи.

[26] Один из главных героев романа Ф. М. Достоевского «Идиот», сын богатейшего купца, получивший огромное состояние после смерти отца. В романе Парфён Рогожин описан как человек страстный, легко воспламеняющийся, необузданный. Типичный представитель русского народа с характером широким, буйным, несдержанным.

[27] Европейское название индийских танцовщиц, участвовавших в религиозных церемониях или общественных увеселениях.

[28]  (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм происходит из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.

[29] Перевозчик душ умерших через реку Стикс в подземное царство мёртвых.

[30] Очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.

[31] Название плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат (устар.).

[32] Правая рука (устар.).

[33] В древнеримской мифологии нимфа-прорицательница. Божественная супруга римского царя Нумы Помпилия, его советница в делах организации религиозной жизни в Древнем Риме и его учительница в законотворческой деятельности.

[34] Ну́ма Помпи́лий (лат. Numa Pompilius; 21 апреля 753 до н. э., Куры, Лацио — 671 до н. э., неизвестно) — согласно античной традиции, царь Рима (второй по счёту). Правил с 715 по 673/672 годы до н. э.

[35] Прародитель всего Согласно славянской мифологии, вначале не было ничего, кроме Хаоса, который, в свою очередь, является порождением Мглы.

[36] Один из первых богов. В древнегреческой мифологии олицетворение вечного мрака.

[37] В древнегреческой мифологии одна из первых богинь — морская нимфа, дочь Нерея и Дориды, по фессалийскому сказанию — дочь кентавра Хирона.

[38] Мифический остров-государство. По легенде, Атлантида погибла около 12 тысяч лет назад, погрузившись в пучину океана из-за глобальной природной катастрофы. Это произошло примерно между 9750 и 8570 годами до нашей эры.

[39] Жан Николя́ Артю́р Рембо́ ( 1854—1891) — французский поэт, классик. Рембо полностью перестал писать литературу в возрасте 20 лет после того, как собрал свою последнюю крупную работу "Иллюминации", став в дальнейшем негоциантом.



[40] Антоне́н Арто́ ( 1896 — 1948) — французский писатель, поэт, драматург, актёр театра и кино, художник, киносценарист, режиссёр и теоретик театра, новатор театрального языка, посвятивший жизнь и творчество вопросу о новом обосновании искусства, его места в мире и права на существование.

[41] Ра́йнер Мари́я Ри́льке  ( 1875—1926 ) — один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века.

[42] Внебрачный или незаконнорождённый ребёнок, в обыденной речи в англоязычных странах используется как ругательство (соответствует русским словам «ублюдок», «выродок»).

[43] Разг. то же, что судьба, участь (обычно о несчастливой или тяжелой судьбе, участи).

[44] В античной метрике стихосложения - любой стих, состоящий из шести метров.

[45] Да́ктиль (греч. δάκτυλος «палец») — трехдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.



[46] (англ. brig) — двухмачтовое судно, имеющее от 6 до 24 орудий, с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте.



[47] Анахрони́зм — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени.

[48] Обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления. Первоначально термин прямо обозначал причисление человека к сонму богов (например, Геракла или императора Клавдия), со временем он приобрёл переносное значение и стал значить прославление, хвалу чего-либо вообще.

[49] Стихотворная жанровая форма, восходящая к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья. Стансы характеризуются относительной формальной и, в целом, смысловой независимостью строф друг от друга.

[50] насыпь, плотина, настил из деревьев,  дорога через болото или загаченный участок затопленной суши, настил через трясину.

[51] Плотоядная птица из отряда воробьинообразных семейства сорокопутовых. Охотится, сидя на выступающих ветвях деревьев или других предметах, при этом убитых животных накалывает на шипы растений или колючую проволоку.

[52] В древнерусской традиции служители дохристианских языческих культов, живущие по Ведам, звездочёты, чародеи и предсказатели, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее.

[53] Сборник самых древних священных писаний в мире, распространены в индуизме и в славянской культуре.

[54] Историческое название улицы Достоевского в Москве.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама