«Ганеша, сын Шивы и Умы...» | |
Предисловие: Стихи цикла «Моя Индия» перенесены с закрытой мною страницы «Амрита Рани». Сказание о рождении Ганеши...Просила прекрасная Ума у Шивы любимого сына,
Чтоб ей материнством своим насладиться сполна,
И бог даровал ей ребёнка, прекрасней рубина,
Хотел, чтоб счастливой была молодая жена.
Жрецы совершили обряды с рождением чада,
Младенцу богами доставлена были дары...
И счастлива мать, но была для восторга преграда:
Не все к малышу были сердцем и видом добры...
Смотреть на красавца-младенца явились все боги,
И взоры бросали на детский божественный лик,
Но Шани от всех сторонился в тоске и тревоге,
Стоял в отдаленье и низко главою поник...
Спросила у Шани счастливая Па́рвати-Ума:
«Скажи, добрый гость, мой ребёнок красивее всех?
Не смотришь ты сыну в лицо, уклоняясь угрюмо,
Иль прячешь за маской печали злорадство и смех?»
«Не требуй, богиня, для чада вниманья и взгляда,
Я проклят женою и взор мой опасней змеи!
Настаивать в этом желанье, прошу я, не надо,
Боюсь повредят малышу чудо- взоры мои!»
«Смотри не боясь, это сын всемогущего Шивы,
Не может твой взгляд повредить моему малышу!
Хочу я услышать, что маленький самый красивый!
Взгляни на него, я восторги услышать спешу!»
И поднял пристыженный Шани глаза на ребёнка,
Сверкнул острый взгляд с помрачневшего сразу лица,
Ударил, как сталью, по шее младенческой тонкой,
И пала головка ребенка под ноги отца!
Рычала тигрицей безумная матерь со страстью,
Схватил помертвевшую голову сына отец:
«Лишились мы сына и нашего главного счастья,
Увы, наступает бессмертья и жизни конец» !
С небес вдруг послушался голос Верховного бога:
«Спешите вперёд, чтобы голову встречного взять!
Чтоб жизнь возвратить, надо срочно стремиться в дорогу,
Приставите голову — сын улыбнётся опять»!
Поспешно призвал безутешный родитель Нандина,
Могучий слуга перед Шивой мгновенно предстал!
«Спасти помоги мне младенца любимого сына,
Хочу чтоб ты голову первого встречного мне изыскал!»
Отправлен в дорогу служитель великого Шивы,
Но только в пути никого он не встретил нигде.
Пронёсся, как ветер, по миру посланник «Счастливый»,
В столицу влетел, чтоб найти исправленье беде.
И там у ворот он увидел слона Айравату —
Прекрасен и молод был Индры Великого слон!
Сам Индра решил воспрепятствовать зверя захвату,
В Нандина направил оружие страшное он!
Но ваджру ужасную левой отринул рукою
Могучий и верный Великого Шивы слуга!
Не каждый способен решиться на дело такое,
Но он торопился — минута была дорога!
Нандин, не колеблясь, главу отрубил Айравате,
И с нею умчался, туда где младенец лежал,
Не думал слуга о грядущей за это расплате,
Принёс он добычу и к шее ребёнка прижал!
И чудо свершилось! Вздохнуло дитя, оживая!
Слона голова к малышу, как своя приросла!
И смех прозвучал... Слоноглавый смеялся, вставая,
А мать со слезами ребёнка опять обняла...
Но к Шиве разгневанный Индра Великий примчался
И требовал мести за смерть боевого слона!
Могучий отец заклинаний царя не боялся,
Сказал он, что смерть Айраваты излечит волна...
Он тело убитого зверя предал Океану,
И вышел из волн Айравата, как прежде живой!
И был он прекрасен, подобно святому брахману,
Кивал он Владыке отросшей своей головой!
... А Шива и Ума баюкали милого сына —
Малыш Слоноглавый Ганешею был наречён,
Вот так о рождении бога вещала былина,
А дальше делами своими прославится он…
|
Послесловие: Айравата — в ведийской и индуистской мифологии слон, появившийся в начале творения, выступает также как тот, кто носит на спине Индру.
Ваджра— невероятной, космической силы оружие в индуизме, тибетском буддизме и джайнизме. Было создано божественным ремесленником Тваштаром из костей мудреца Дадхичи для Индры.
Ганеша Слоноглавый — в индуизме бог мудрости и благополучия. Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона.
Индра — (букв. могучий, сильный) — царь богов и повелитель небесного царства в ведийской и индуистской мифологии.
Нандин — (др.-инд. «Счастливый»), в индуистской мифологии слуга, привратник и друг Шивы, сопровождающий музыкой космический танец (тандаву) бога.
Шан́и— сын бога Солнца Сурьи и младший брат индуистского бога смерти Ямы.
Он обладает смертоносным режущим взглядом, который он не способен контролировать. Согласно легенде, когда Шани впервые открыл свои глаза после рождения, даже произошло солнечное затмение.
Шива — один из верховных богов в индуизме. Наряду с Брахмой (Создателем) и Вишну (Хранителем) он входит в основную троицу главных богов.
Ума (Па́рвати) — (санскр.«горная») в индуизме — одно из имён супруги бога Шивы. Она также имеет 108 имён, среди которых Амбика («Мать»), Гаури («Светлая»), Шьяма («Тёмная»), Бхайрави («Зловещая»), Кали («Чёрная»), Лалита, Апарна, материнский эпитет Матаджи, Дурга(«Недоступная, Непобедимая»), Бхавани (англ.)(«Оживляющая»), богиня бытия и многие сотни других. Ума — дочь божества Химавата, бога гор Гималаев.
|
Спасибо за экскурсы в неведомые мне миры...
Восхищена глубиной Вашей эрудиции!
С уважением!