Стихотворение «Февраль»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Мистическая лирика
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 30
Читатели: 169 +1
Дата:

Февраль

На призрачный берег судеб
Туман опустил печаль.
Ушли корабли и люди,
Возможно, встречать февраль.

И мерно ложилось время
Закатом, дождём, листвой…
И берег, забытый всеми,
Был чудом ещё живой.

И мне не мечталось больше.
И так было много дней.
А судьбы, полыни горше,
Развалом седых камней

Лежали. И море стыло,
И в воды врезался мол…
Февраль, без снегов, без силы,
Не встречен никем, пришёл…

…Друг другу совсем случайны
На камне сидели мы.
А судьбы хранили тайны
Под гулким свинцом зимы.

Иного, увы, не будет!
Я – ворон, глядящий вдаль.
Ушли корабли и люди.
Осталось – беречь февраль.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Февраль

На призрачный берег судеб
Туман опустил печаль.
Ушли корабли и люди,
Возможно, встречать февраль.

И мерно ложилось время
Закатом, дождём, листвой…
И берег, забытый всеми,
Был чудом ещё живой.

И мне не мечталось больше.
И так было много дней.
А судьбы, полыни горше,
Развалом седых камней

Лежали. И море стыло,
И в воды врезался мол…
Февраль, без снегов, без силы,
Не встречен никем, пришёл…

…Друг другу совсем случайны
На камне сидели мы.
А судьбы хранили тайны
Под гулким свинцом зимы.

Иного, увы, не будет!
Я – ворон, глядящий вдаль.
Ушли корабли и люди.
Осталось – беречь февраль.


_______________________________

На сей раз для рецензии предоставлено довольно сложное для понимания стихотворение.
Неблагодарное дело быть рецензентом. ;)
Можно было бы проинтервьюировать автора, узнать, что там, в стихах, и зачем.
Но надо так же исходить из того, что стихи должны быть самодостаточны. Ну, или необходимо какое-то предисловие или послесловие.

На призрачный берег судеб
Туман опустил печаль.
Ушли корабли и люди,
Возможно, встречать февраль.


Я, к примеру, не фаталист, чтобы считать, что сценарии судеб уже расписаны и дожидаются своих хозяев. Судьбы и их владельцев, как правило, не разделяю. А тут у автора людские судьбы остаются лежать на берегу, в то время, как сами люди уходят. Хотелось бы узнать, что по мнению автора означает эта аллегория.
Однако, чтобы оценить произведение, рецензент должен как-то трактовать авторские слова. Точнее, найти трактовку, дающую логическое обоснование написанному. То есть попробовать пойти навстречу автору, а не в обратном направлении. Сделаю попытку.

Как "нефаталист" могу допустить, что фантазия поэта может перемещать его поэтическую точку зрения во времени: как в прошлое, так и будущее. Поэтому, образно говоря, поэт может заранее знать, что предстоит пережить его лирическим героям безо всякого фатализма. А значит, имеет право рассматривать ситуацию как бы отделяя их от их судеб. Вот, например, Александр Македонский. Скажем, вот он по сюжету только родился и не знает ещё своей будущей судьбы. Но автор уже всё знает наперёд, поскольку жизнь Александра уже осталась в прошлом.

На эту тему можно долго философствовать. Опять же, не будучи фаталистом, можно с большой вероятностью прогнозировать ту или иную судьбу, заявлять о предопределённости. Например, я знаю, что не полечу на Марс, не стану нобелевским лауреатом, что сын олигарха вероятно проживёт сладкую жизнь, а сыну плотника скорее всего суждена жизнь в трудах и заботах о хлебе насущном. Но если на Марс я не полечу точно, то о судьбах сыновей олигарха и плотника можно говорить лишь со степенью вероятности. Сын олигарха, к примеру, может проиграть состояние в карты, а сын плотника может оказаться Богом. Но вернёмся к стихотворению.

Итак, есть некие люди, ушедшие куда-то от берега судеб... Своих судеб?
И здесь куча вариантов.
Они хотели избежать своей судьбы?
Не желали предопределённости, не желали быть фаталистами?
И так далее...
Но они ушли от судьбы, чтобы встретить февраль?!
Вероятно, этот февраль должен быть судьбоносным и люди осознавали или чувствовали это.
Февраль, февраль... Уж не февраль ли 2022 года имеется ввиду?
Может, и нет.

И мерно ложилось время
Закатом, дождём, листвой…
И берег, забытый всеми,
Был чудом ещё живой.


Следует заметить, забегая вперёд, что февраль идёт по всему стихотворению курсивом и вынесен в заголовок, поэтому мы не рассматриваем иные времена года.
В этом контексте не совсем понятна метафора "ложилось время ... листвой". Листья "кружатся" и на землю тихо падают, "ложатся" осенью, а тут у нас февраль. И даже ещё конец января, поскольку все только ушли на встречу с февралём. Короче говоря, моё стереотипное мышление рисует морозную зиму, листвы на деревьях нет, и под ногами нет - там снег. Но, простите, в таком случае и дождя нет! Так как же расценивать фразу "ложится время ... дождём, листвой". Нестандартный февраль. Но беда замороченного стереотипами рецензента в том, что может быть описан февраль в Австралии (понятие не имею, когда у них листопад), и в северном полушарии в субтропиках зимой вполне может идти дождь. Оправдание фразе нашлось, но если автор намекал на известные события в феврале 2022, то всё же следует напрячься... в связи с этими словами. Всё может показаться недостоверным.

И мне не мечталось больше.
И так было много дней.
А судьбы, полыни горше,
Развалом седых камней
Лежали. И море стыло,
И в воды врезался мол…
Февраль, без снегов, без силы,
Не встречен никем, пришёл…


Здесь проясняется суть, наполнение судеб оставленных на берегу – они "горше полыни". Сообразен этой характеристике суровый пейзаж: стылое море, развал седых камней (судеб), одинокий бетонный мол, взрезающий море (так мне подсказывает воображение). Настроение понятно, и всё же, куда делись люди, ушедшие навстречу, так и не встретившие февраль?
Существует выражение: "от судьбы не уйдёшь". Однако эти люди вопреки поговорке куда-то ушли.

Здесь появляется версия.
Живущий человек помимо своей воли (благодарно или нет) принимает приходящее время, поскольку время не обойти и не остановить. Получается, не встретившие февраль люди вряд ли живы.
Но тогда, возможно, верна моя догадка насчёт февраля 2022 года и известных сопутствующих событий...
Но как же тогда трактовать оставленные на острове судьбы? С учётом сути поговорки "от судьбы не уйдёшь".
Возможно, это неосуществившиеся судьбы, то есть счастливые судьбы, которые могли прожить люди, но горькая судьба распорядилась иначе... Вот такой оксюморон.
Однако, здесь что-то не срастается, поскольку выше покинутые судьбы определены, как "полыни горше".

До этого момента моя трактовка получалась довольно аппроксимированной, то есть неплохо укладывалась в ложе поэтической логики.

(Вот будет смешно, если автор впоследствии скажет, что имела ввиду совсем иное).

…Друг другу совсем случайны
На камне сидели мы.
А судьбы хранили тайны
Под гулким свинцом зимы.


В свете нарисованной аллегории, представляю литгероев (не тех, ушедших, а "свидетели" с авторской стороны), сидящих на берегу острова судеб на седом камне чьей-то судьбы. Возможно, своей (?). Примерно так сидят философы на могильных плитах, примерно так размышлял Гамлет, держа в руках череп "бедного Йорика".

Иного, увы, не будет!
Я – ворон, глядящий вдаль.
Ушли корабли и люди.
Осталось – беречь февраль.


Последняя фраза слегка обескураживает. Я был бы против таких февралей, а тут предлагают его беречь.
Может быть, я всё напридумывал? Но тогда хорошо было бы услышать авторскую версию, причем с логическим обоснованием "трудных мест".

Я не исключаю, что стихотворение могло было быть написано примерно так, как рисуют абстракционисты, делая упор на яркие красочные пятна чувств и настроений, ассоциативно, но без логических сюжетных завязок. Лично я не очень люблю такие стихи, но они имеют право на существование.
И всё же надеюсь, что в моих трактовках была весомая доля истины.

Мои пожелания автору:
Быть чуть прозрачнее в своих намёках и ассоциациях, чтобы читатели не терялись в догадках. Далеко не разводить фантазию с реальностью, быть более достоверной в стихах.

Резюме:
Автор сильный. Стихотворение получилось сложным (сложноассоциативным) для понимания, но интересным, метафоричным, чувственным и технически корректным. 

Я должен поставить какую-нибудь оценку. Колеблюсь между 8-кой и 9-кой. Учитывая мою симпатию к автору и её творчеству, пусть будет 9.

Автору моё почтение! И пожелание здоровья и творческих находок!

__________________________________________________________________________


Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                          (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
Оценка произведения: 9
Александр О. 01.11.2022
     13:12 03.08.2022 (1)
Бран Старк в финале "Игры престолов"))))))
     13:15 03.08.2022 (1)
1
А вот это уже интересно! Я "Игру престолов" до конца не досмотрела...
     13:19 03.08.2022
Ничего не потеряли. Это, скажем так, мнение сценаристов. 
Сам автор "Песни Льда и Пламени" ещё не высказался окончательно.
Думаю, что следует дождаться Джорджа Мартина. 
     15:47 01.08.2022
Мне очень понравилось!
Желаю Вам дальнейших творческих успехов и приглашаю к себе на страницу "в гости"!
Всего Вам доброго!
     23:15 30.07.2022 (1)
Это очень хорошая поэзия!
     04:41 31.07.2022
Спасибо, Надежда!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама