***
Тепло и свет твоей души
пусть напитать всех и согреть не в силах
сирых и убогих,
но, тем не менее,
способны и при этом оказаться
утешительны для многих!
***
В днях наших исподволь
всё более к молитве и смирению
недаром подвигает нас Господь. –
Ведь, в самом деле,
лишь радение о духе оправдает
нашу грешную и немощную плоть.
***
Что совесть в нас? – Иль не она
есть тот поистине священный
охраняемый Порог,
что в целом мире отделяет
царство сумрачное Зверя
от того, где правит Бог?
|
Священник Алексий Дарашевич « А что есть наша Душа?»
... А то, что есть душа, что ее нужно дать Господу Богу твоему, хотя бы раз в неделю один день посвятить душе, это неважно для него. Этим человек говорит, что у него нет души, потому что если бы он знал или хотя бы подозревал о душе, он бы знал, что ей нужно что-то дать – ведь всю жизнь он работает на тело (которое все равно, кстати, сгниет. Как бы он его ни холил, ни нежил, ни берег, оно стареет, и все равно потом его черви съедят). А душа-то твоя где, с которой ты пойдешь, и она пойдет с тобой, эта душа, и встанет перед Господом, и Господь спросит: «а кто ты такая?», – а она даже сказать ничего не сможет, потому что она не представляет, что можно говорить с Богом.
И когда ты говоришь, что тебе некогда учиться, некогда узнавать о Боге, ты отрекаешься от Бога. А человек, не знающий Бога, – это человек еще нерожденный. Телесно родился, а духовно нет. Он не человек даже, а какое-то одноклеточное существо, которое не развилось совсем. Ему надо развиваться, а он не развивается, он говорит только о том, что ему надо обеспечить свое такое одноклеточное существование, а у него есть еще одноклеточная жена, а еще одноклеточные дети, и им тоже надо обеспечить безбедное существование.
Конечно, на такие слова человек может обидеться, – а в чем-то надо и обидеть человека, чтобы он, наконец, осознал, что это его жизнь. Человек, который о Боге сказал, что ему некогда узнать о Нем, Источнике своей жизни, не считает, что это Источник жизни. Он считает, что жизнь – это деньги, которые нужно заработать. И наша задача ему все объяснить так, чтобы он это понял.
О Боге надо рассказывать!
... Я бы вам посоветовал не просто ходить и говорить: «вы знаете, вам надо бы причаститься», а ходить и говорить: «вы знаете, Бог есть». И рассказывать о Боге, чтобы люди о Нем вспомнили. Может быть, даже и не вспомнили, а чтобы они узнали, что Он действительно есть. Нужно говорить не о том, почему надо причащаться, как к этому подготовиться, а нужно говорить, что нельзя без Бога жить, надо Бога знать, с Ним разговаривать, плакать перед Ним, делиться с Ним радостью и благодарить Его за жизнь, которую Он дал мне, за день, который я встретил сегодня, что я оказался на больничной койке, а не в могиле, что меня лечат, обо мне заботятся, что я живу – Господь дал мне эту жизнь, и какой смысл моей жизни? Нужно обо всем об этом рассказывать, рассказывать о мире, который освящается Церковью – какой прекрасной Церковью, и что происходит в Церкви Божией. И еще нужно сказать, что эта Церковь, которую мы видим, только часть той удивительной Церкви, которая за гранью жизни и смерти. Рассказывать о том, что есть этот свет и тот свет, и тот свет вообще открывается как нечто вообразимое, как прекрасное, как блаженство. Но только не как блаженство сытости, а как блаженство счастья. Но оно только тогда возможно, когда человек знает Бога.
И пусть будет ваш рассказ не о том, что «я здесь работаю, извините, если я помешала». Нет, начинайте так: «я пришла сказать вам, братья и сестры, что Христос Воскрес». Это можно говорить не только на Пасху, это можно говорит всегда, потому что это новость для них. Расскажите, что Его действительно распяли, убили и жестоко растерзали на глазах у людей, а Он Воскрес, и Он с нами и сейчас: «Почему ты без Бога? Тебе же трудно? Ну, поговори с Ним, Он же вразумит тебя. Трудно тебе с Ним поговорить? Приходи в церковь, там служба. А что такое наша служба? А это разговор с Богом» – вот что такое служба, а не то, что я выстаиваю и жду, когда же будет Причастие. Когда мы не по одному, а вместе собираемся и говорим: «Господи, вот мы, убогие, калеки, неразумные, хотим говорить с тобой. Господи, прекрасна та жизнь, которую Ты дал нам, удивительны те люди, которых я встречаю. А еще как тяжко мне приходится, но я знаю, что не просто так эта тяжесть навалилась на меня, и болезнь пришла не просто так, я же знаю, как я прожил жизнь, это по моим грехам, Господи. Господи, прости, очисти мою душу от этих грехов».
И если вы будете говорить не просто о Причастии в этой часовенке вашей, а о Боге, о великой милости Божией, об этих прекрасных силах Божиих, о свете Божием, который здесь, рядом с нами, к которому мы все можем быть причастны – вот тогда, может быть, будет что-то другое. А так, даже если вы кого-то уговорите, и человек придет на Причастие, но если он это все формально сделает, не понимая, как Господь войдет в его тело, так и пропадет. И ничего не изменится. Потому что человек должен сам вбирать в себя Господа умом, сердцем, душой. А нам кажется, что мы можем только постоять на службе или сказать «Господи, помилуй!» и этого будет достаточно.
Нет, – причаститься, значит стать частью Господа, раствориться в Боге.
А для этого нужно знать Бога. Об этом надо говорить. Вот это и есть миссионерство. О чем мы сейчас и говорим, – как нам нашим условно, к сожалению, верующим крещеным людям помочь стать подлинно верующими. Именно этим и занимайтесь, и благословение вам Божие.