Стихотворение «Тайная вечеря...»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Сборник: НАСТРОЕНИЕ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 344 +1
Дата:
«Тайная вечеря»
Предисловие:
http://fabulae.ru/poems_b.php?id=318520
По мотивам картины Леонардо да Винчи
"Тайная вечеря"
http://ria.ru/science/20160730/1473234607.html

Тайная вечеря...

Иисус Христос воссел среди благих учеников Своих,
Он взращивает их, познанью правды учит постоянно,
Касаясь одновременно пространства дел мирских,
И странным образом пленяя суть и сущности нежданно.

Известен как Апостол Первозванный наш Андрей - один
Из всех Апостолов Христа Иисуса, кто был призван Богом
Среди пространств далёких и плененья горного вершин,
Блистающих в блаженстве праздном и других чертогах.

Святыней блага главной назову собор в Италии Андрея,
Мучения Апостола сего пред нашим бренным миром стали
Упрёком волшебству и колдовству изгибов ядовитых змея,
Ведь это он принёс моим друзьям и мне тоску, печали.

Апостол Пётр, СимОн Ионин, брат Андрея, по прозванью
Кифа, камнем называл его Христос, Вершитель наших судеб,
Пётр - камень настоящий и краеугольный камень мирозданья
Во временах, которые придут, он бубном громким будет.

Сын Зеведея Иоанн был молод по сравнению с другими
И прозван Богословом правды, брат Иакова, "Сын Грома",
Который постоянно был своим благим сознаньем с ними
И находился в сладостной истоме и блаженстве дома.

Ивков Зеведеев, Иоанна брат, Иисусу предан был всецело
И следовал за Ним повсюду, проповедуя народу благо,
Неся собой благие мысли и чудесные слова в народ умело
И отважно под Божественным великим знанья стягом.

Филипп из Вифсаиды был Апостолом предельно честным,
Он проповедовал Христа Иисуса Бога среди всех, он чист.
Варфоломей, Талмая сын, "Дар Божий", был известным
Апостолом. Матфей, Алфеев Левий - мытарь и евангелист.

Фома, Близнец Дидымуса Теома, он благой и страстный.
Иаков, сын Алфея, брат Фаддея, был Апостолом благим.
Фаддей Иуда, сын Алфея, Иаковлев, Леввей - прекрасный.
Симон КанАнит, он Симон Зилот, с любовью Истиной храним.

Искариот Иуда, поцелуем он предАл Христа, Матфий сменил
Его. А Савл из Тарса, призван был в Апостолы по вознесенью
Христа Иисуса в небеса, принесшего ему надежду, возлюбил,
Блистаньем ярким неба озарил извне прекрасное мгновенье.

В сердцах Апостолов любовь горит...
Любовь и страсть горит...
Любовь большая...
Любовь...
Любовь...






Послесловие:
Апостол Андрей (греч. лат. Andreas, ивр.), больше известный как Апостол Андрей Первозванный - один из двенадцати Апостолов, учеников Иисуса Христа; первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом, поэтому назван Первозванным. В списках Апостолов, приводимых в Евангелиях от Матфея и Луки, он занимает второе место после своего брата, Апостола Петра, но в Евангелии от Марка — четвёртое место, персонаж книг Нового Завета.

Апостол Андрей, др.-греч.: Martyrdom of andrew, мученик, родился в начале первого века в Вифсаиде, Галилея,  почитается в г. Патры, во всех христианских церквях. Главная святыня - большая часть мощей в соборе Святого Андрея в Амальфи в Италии, глава и частицы креста — в соборе Андрея Первозванного в г. Патры.
День памяти: 30 ноября (13 декабря).
По преданию он был распят в г. Патры около 67 года. Считается, что X-образный или косой, так называемый «андреевский» крест, впервые появился в юго-западной Франции в X веке и с XIV века стал традиционным, хотя первоисточник такой формы креста неизвестен. В итальянское искусство косой крест привнесён уже после периода Возрождения.

Иконографически Апостол Андрей изображается в красном и зелёном одеянии с недлинной бородой, держащий крест или с косым крестом, символом его мученической казни, а также свитком в руке или книгой.
Он упомянут в списках Апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов.

Андрей был родным братом Апостола Петра, рыбак, как и Пётр, родился в Вифсаиде, городе на северном берегу Галилейского озера.

Андрей стал первым из призванных учеников Христа, в связи с чем этого Апостола часто называют Первозванным.

Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера, Апостол Иоанн в Евангелии от Иоанна описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса. Согласно этому повествованию Апостол Андрей был вначале учеником Иоанна Крестителя.

На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется ещё дважды: он ведёт диалог с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей и вместе с Апостолом Филиппом приводит к Иисусу Еллинов.

Известны апокрифический текст Деяния Андрея, созданный, по общепринятой версии, в III веке, а также утраченное Евангелие от Андрея, отклонённое Геласием I (492—496) в Decretum Gelasianum.

Икона Андрея Рублёва «Андрей Первозванный» написана в 1408 году.
В житии святого Апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера). Отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелисьщ собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашёл своего брата Симона Петра и тоже привёл его к Иисусу. Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за Ним, оставив свои сети.

Писание доносит до нас весьма скудные сведения об Апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки». Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу. По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира.

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из Апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный Апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на Апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божьим, Апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).

Почти всюду, где оказывался Апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному Апостолу в городе Синопе, где язычники подвергли его жестоким пыткам. Но, как говорит предание, «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран».

Продолжа свой проповеднический путь, Апостол прошёл через города Неокесарию и Самосаты, через страну Аланы, через земли Абасков и Зигов. По преданию, язычники зиги сначала не приняли евангельскую проповедь святого Андрея и даже хотели убить апостола, но, дивясь его кротости и подвижничеству, оставили своё намерение. Пройдя через Боспорское царство, он предпринял морское путешествие во фракийский город Византий. Апостол первым проповедовал там учение Спасителя в будущем центре восточного христианства, где святой Андрей и основал Церковь. Он рукоположил в сан византийского епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, о котором Павел упоминает в Послании к римлянам. Также святой назначил пресвитеров церкви, «чтобы они учили народ и совершали таинства».

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших:
В городе Амасеев Апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
В Никомидии во время погребального шествия Апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
В Фессалониках по просьбе одного из жителей города Апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
Разгневанный проповедями Апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего Апостол молитвой воскресил его. Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы Апостол воскресил сына Вирина.
Также в Фессалониках он воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
В г. Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению Апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила. Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты Апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
В г. Патры во время проповеди Апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого Апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в г. Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к Апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда Апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
В городе Синоп Апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.
В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве Апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.

В г. Херсонесе Апостолу Андрею поставлен памятник.
Евсевий Кесарийский в первой половине IV века, ссылаясь на не дошедшее до нас сочинение Оригена, говорит о служении Андрея в Скифии. Ориген, согласно Евсевию, утверждал, что для определения направления своей миссионерской деятельности 12 апостолов бросили жребий. Так Петру выпало проповедничество в Риме, Матфею — в Палестине, Марку — в Египте, Иоанну — в Малой Азии, Фоме — в Парфии, а Андрею — во Фракии и Скифии.

Статуя Апостола Андрея в Латеранском соборе находится в Риме.
По поводу памятника расходятся мнения церковных историков. Так, А. Гарнак оставлял открытым вопрос о том, насколько приведённая Евсевием цитата представляет буквальную выдержку из Оригена. Некоторые учёные утверждали, что известие об апостоле Андрее принадлежит самому Евсевию и современному ему церковному преданию, а А. В. Карташов склонялся к традиционному мнению.

Последующие церковные писатели — Досифей Тирский, Епифаний Кипрский (IV век), Евхерий Лионский (V век), Никита Пафлагон (IX—X) и другие — по-своему дополняют это предание. Таким образом, маршрут апостола пролегал «через всю Вифинию, всю Фракию и скифов… потом достиг великого города Севаста… где находится крепость Аспар и река Фасис… у которой обитают внутренние эфиопы» (то есть, согласно этим авторам, апостол достиг примерно нынешней Абхазии (Фасис обычно соотносится с Риони))[~ 4]. Между Иверией и Скифией Андрей посетил, как утверждается, Боспор, Феодосию и г. Херсонес.

Однако в большинстве вариантов легенды о бросании жребия Скифия вообще не упоминается. Также ни в одной из древнейших записей легенды не упоминается путешествий апостолов по Северному Причерноморью или по Днепру. А св. Григорий Богослов (IV век) писал, что Андрею жребий выпал на Индию. Н. М. Карамзин, приведя в «Истории государства Российского» этот рассказ, заметил: «Впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия».

Церковный историк, профессор А. В. Карташов отмечает:
« в VIII, IX и последующих столетиях накопившийся веками материал в форме апокрифических и церковных сказаний, кратких известий и посеянных всюду теми и другими местных преданий, послужил источником к составлению новых „деяний“, „похвал“ и „житий“ апостолов. Здесь миссионерская деятельность Апостола Андрея распадается на целых три проповеднических путешествия, скопированных с путешествий ап. Павла, причём Первозванный апостол уже с полной определённостью проходится через Скифию европейскую и по северному и по западному побережью Чёрного моря проходит до Византии, где поставляет первого епископа для этого города — Стахия[30]. »
В это же время (VIII—IX века) монах Епифаний составляет рассказ об Апостоле Андрее. В этом рассказе упоминается о «железном жезле с изображением животворящего креста, на который Апостол всегда опирался». Неподалёку от Никеи в Вифинии «блаженный Апостол Андрей, низвергнув гнусную статую Артемиды, поставил там животворящее изображение спасительного Креста». Далее к востоку, в Пафлагонии «он избрал место молитвы, удобное для устроения жертвенника, и освятил его, воздвигнув знамение животворящего креста». Из этого рассказа, отмечает А. В. Карташёв, ведут своё начало крест и жезл, фигурирующие в двух версиях русского сказания.

По преданию на постаменте памятника Апостола Андрея есть  цитата из летописи о том, что предание о жребии Апостолов было известно на Руси с момента появления здесь христианства. В 1051 году о нём пишет киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Также предание было внесено в «Изборник Святослава 1076 года».
Реклама
Реклама