В этот мир все приходят одинаково – с плачем, а уходят по-разному.
Горское предание.
ДИКАЯ ДИВИЗИЯ
Когда над страной час тревожный пробИл,
Встал дым от пожарища черный,
О помощи нас «белый царь» попросил –
Кавказа сынов непокорных.
Забыв про былые обиды и спор,
Мы Родине дали присягу,
И клятву скрепили величием гор,
Храня нашу честь и отвагу,
Единство свое, в этот миг, осознав
С отчизной, по праву, великой.
И нашей дивизии, в страхе бежав,
Враги дали прозвище «ДИКОЙ».
Свинцовые ливни косили в строю,
Но мы не просили пощады.
Мы «дикостью» нашей в неравном бою
Ломали «стальные» бригады.
Вернее, чем пуля, был в схватке кинжал,
Свергавший врага под копыта,
И наши черкески не зря украшал
Иссы знак с отважным джигитом*...
Промчались года над Кавказом седым,
Шли смуты, раздоры, волненья.
Теперь мы, прошедшие пламя и дым,
Укрыты туманом забвенья…
Но гордо идем, не утративши стать,
По нашей небесной дороге.
Как все мы рождались, но так умирать
Доступно, поверьте, немногим!
Послесловие:
"Дикая" дивизия (Кавказская туземная конная дивизия) — кавалерийская дивизия, одна из элитнейших частей русской армии, сформированная 23 августа 1914 года из добровольцев -мусульман (на 90%), уроженцев Кавказа, которые, как и все туземные жители Кавказа и Средней Азии, по законодательству Российской империи не подлежали призыву на военную службу.
За время своей боевой деятельности Кавказская туземная конная дивизия понесла большие потери.
За три года через службу в дивизии прошло в общей сложности более семи тысяч всадников, уроженцев Северного Кавказа и Закавказья.
Полки дивизии несколько раз пополнялись прибывавшими с мест их формирования запасными сотнями.
За один только 1916 год дивизия провела 16 конных атак — пример небывалый в военной истории.
Количество пленных, взятых Кавказской туземной конной дивизией за годы войны, в четыре раза превысило ее собственный численный состав.
В дивизии не было ни одного случая дезертирства.
Около 3500 всадников были удостоены Георгиевских крестов и Георгиевских медалей «За храбрость», многие стали полными георгиевскими кавалерами.
Все офицеры дивизии были удостоены боевых орденов.
В начале 1918 года "Дикая дивизия", как и остальные подразделения "старой" армии, была расформирована, и судьбы ее воинов неудержимо слились с судьбой всей страны в страшном месиве гражданской войны …
* Георгиевский крест.
Святой Исса - так мусульмане называют Иисуса Христа.
На наградах, которые вручались подданным нехристианского вероисповедания, изображения христианских святых (Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны и т. д.) были заменены государственным гербом Российской империи — двуглавым орлом.
Однако, горцы вскоре потребовали вернуть им на награды Георгия, которого называли уважительно «джигитом».
Правительство пошло им навстречу.
Святой Георгий вернулся на награды.
Мы видим синтез трёх направлений: поэтического, исторического и смыслового, общечеловеческого - прекрасное сочетание, тем приятнее получить такое стихотворение для рецензентского обзора, в нём есть над чем подумать. Причём ни одна из частей не затмевает другую: некоторая повествовательная неспешность не мешает передать исторические нюансы и динамичность происходящего, а богатая поэтическая образность дополняет и оживляет исторические факты, ни одна из составляющих не является слабее или сильнее другой - стихотворение на редкость гармонично, что называется, "со вкусом" к слогу и стилю. Это сочетание неторопливости и движения создаёт некую внутреннюю энергию, нерв, свойственный хорошим стихам, достойным украшать антологии поэзии и становиться "золотым фондом" литературы.
Взяла на себя смелость привести ссылку, поскольку текст сопровождает авторский видеоролик - читает Автор - а также небольшой экскурс в историю в виде пояснения. Но сам текст стихотворения в этом экскурсе не нуждается - он прекрасно исчерпывает обозначенную тему и вполне автономен. Пояснения - для интересующихся историей. Да и нет у стихотворения на историческую тему задачи заменить собой страницу учебника - скорее расцветить, оживить, подчеркнуть главное так, чтобы, столкнувшись с новой информацией по этой теме, читатель себе её зримо представил. Я, например, из этого стихотворения и узнала о том, что были в истории Первой Мировой такие события.
Стихотворение логично выстроено, последовательно и понятно, в нём нет лишних звеньев: за каждым четверостишием - новые детали, иллюстрирующие новые повороты, завязка и красивый финал-вывод-итог, подведённая красная черта.
Когда над страной час тревожный пробИл, Встал дым от пожарища черный, О помощи нас «белый царь» попросил – Кавказа сынов непокорных.
Забыв про былые обиды и спор, Мы Родине дали присягу, И клятву скрепили величием гор, Храня нашу честь и отвагу,
Единство свое в этот миг осознав С отчизной, по праву великой. И нашей дивизии, в страхе бежав, Враги дали прозвище «ДИКОЙ». (если это стихотворение и цитировать, то целиком, настолько взаимосвязаны, выливаются одна из другой его части. Но почему бы и не процитировать, если высокая поэтичность сочетается с такой же плотной информативностью, поэтическая и фактическая часть выступают в содружестве?)
Образность заслуживает отдельного внимания: некоторые из оборотов придают стихотворению национальный колорит ("белый царь" - речь идёт о российском императоре, "знак Иссы" - крест, а Исса - Иисус, "с отважным джигитом" - так называли воины "Дикой дивизии" святого Георгия). Против "Дикой дивизии" (а вот это уже не поэтическое, а вполне реальное название вполне реальной воинской части) - "стальные бригады" (немцы, противники Российской империи в Первой Мировой, как известно, имели слабость к таким вот сокрушительным названиям, но и в качестве противника представляли собой серьёзную силу, то есть, опять-таки, красиво звучит, но - не метафора, а история).
Промчались года над Кавказом седым, Шли смуты, раздоры, волненья. Теперь мы, прошедшие пламя и дым, Укрыты туманом забвенья…
Но гордо идем, не утративши стать, По нашей небесной дороге. Как все мы рождались, но так умирать Доступно, поверьте, немногим! (на фоне всех описываемых событий такие, казалось бы, "громкие" обороты (великие гор, единство с Отчизной) совершенно не выглядят чрезмерными. Они абсолютно уместны в данном контексте, когда сами события высвечивают героические страницы истории и конкретной войны)
Искала, к чему придраться, но не нашла. Однако - рецензент же, положение обязывает взять в руки увеличительное стекло, если так не видно. Единственным небольшим техническим минусом стихотворения являются ударения в парочке мест:
Когда над страной час тревожный пробИл - / - - / / - / - - /
Иссы знак с отважным джигитом*... - / / - / - - / -
Собственно говоря, в двусложном размере это было бы "фишкой". В русском языке встречается пиррихий - сочетание двух безударных слогов, безударный слог на месте ударного, не ломающий ритм, но придающий ему некую неспешность и ритмические паузы. Есть и спондей - когда рядом стоят два ударных слога, например, в односложных словах. Там и захочешь, а ударение не переставишь, если другого слова не подберёшь. Однако, повторюсь, эти две "особенности" относятся к двусложным размерам, а у нас - трёхсложный. Но язык богат и удивителен, и ударения в нём падают не по ритму, а по смыслу, придавая строкам певучесть, гибкость и красоту, делая их запоминающимися и неординарными. Именно вариации и создают богатую поэтическую речь. Поэтому здесь, как никогда лучше, подошла бы ремарка - если кто сможет сделать лучше, пусть сделает. Я так не смогла. Стихотворение построено по принципу скульптуры эпохи Возрождения, когда от камня отсечено всё лишнее, осталось только всё нужное, и каждое слово - на месте. В общем, даже если я возьму увеличительное стекло или микроскоп и буду водить около произведения хороводы - точнее, ярче и понятнее не скажу.
Остаётся ещё раз повторить - это одно из лучших виденных мной сочетание эмоциональной, фактической и поэтической граней, - и пригласить наших читателей получить удовольствие от просмотра созданного Автором видеоролика.
Оценка: 5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой) 5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь
10
- за историчность и поэтичность - за коллекцию всех "переходящих знамён" сразу.
до 1914 года, по моему, Александр третий воспитал кавказца- сына вождя кавказцев,
который при Николае втором и сформировал русско - кавказскую армию? Что то об этом читала)
Вы хорошо пишите. Читаю вас всегда)
Спасибо!
Но Александр 3 умер в 1894 г и к воспитанию кавказца, который при Николае втором и сформировал русско - кавказскую армию никакого отношения не имел.
Возможно, Вы путаете с сыном Шамиля Джамалуддином, который в 1839 стал заложником и воспитывался в Александровском сиротском кадетском корпусе для малолетних дворянских детей. Это было при Николае Первом. В 1855 Джамалуддин вернулся к отцу, в 1858 г умер.
А ..может быть) Отец Николая второго был? странно..Вроде бы дед царя был.
Всё может быть. Но тему вы глубокую затронули.
Даже какие то воспоминания пришли))
Спасибо, Казбек!