Когда старики умирают -
Обливаются кровью сердца:
Это смерть навсегда забирает
Наших бабушку, маму, отца.
Это значит, уже не вернётся
Ранних лет золотая пора.
И в тумане времён остаётся
Наше прошлое, наше вчера.
Когда умирают женщины -
Это больно и страшно вдвойне:
Смерти рук роковые отметины -
Для мужчин, что привыкли к войне.
Пустота на арену выходит,
Отнимая навеки у нас
Обогретое наше сегодня
И уютное наше сейчас.
Но когда умирают дети -
Злее зла это, боли больней.
Ничего быть не может на свете
Ни печальнее, ни страшней.
Мы не просто завтра теряем,
Мы живём, но простите меня,
Это сами мы умираем
Для грядущего нашего дня.
17-18 июля 2008 г. |
Что это значит? Это значит - не обо всём следует писать. Почему, например, получались ненужные читателю стихи о партии, о Ленине и так далее? Потому что их авторы ставили перед собой лишь общую задачу: "Так, напишу-ка я о партии, восславлю её руководящую роль". И писали. "Дорогая любимая партия! Только ты нам одна дорога..." И так далее. И лишь тогда, когда задача поэта была иной, у него получалось то, что оставалось и останется надолго. Как это произошло со стихами Маяковского, Твардовского и т.д. То есть важна не просто тема, но то, как и зачем это делается.
"Главное - величие замысла". Это уже Бродский.
Сколько к настоящему времени написано стихотворений о смерти маленьких детей, о несправедливости этой смерти? Немало. Всё ли уже сказано? Ну не всё, но многое. Стоит ли писать об этом сейчас? Да, если есть что сказать новое. А новое - это какое? Новое - это значит сопряжённое с нашим временем, с нашим "здесь и сейчас". Иначе открываешь текст и... то ли это из "Нивы" 10-х годов прошлого столетия, из кого-то из современников Чарской и Надсона, то ли из какого-то сборника ЛИТО 60-х годов... По этим же стихам, Ипполит, трудно понять, почему автор написал стихотворение о трагичности смерти ребёнка.
Ну, а второе замечание - относительно содержания. Но тут говорить нужно ещё дольше.