Знаете ли вы такое красивое слово: амбивалентность?
Нет? А это очень интересное понятие.
Амбивалентность происходит от латинских слов аmbо - оба и valentia - сила; это двойственность, расщепление.
Это когда человек в одно и то же время чувствует к одному объекту два противоречивых чувства: любовь и ненависть, например.
Термин был введен Эйгеном Блейлером, как основной признак шизофрении или шизоидности.
Шизофрения раньше называлась преждевременной деменцией (слабоумием), и характеризуется распадом процесса мышления.
Болезнь проявляется слуховыми галлюцинациями, фантастическим бредом, нарушением работоспособности.
Шизоидность - это психические расстройства личности, выражающиеся в излишнем теоретизировании, уходе в себя.
Аутизм (социальная замкнутость) - одно из проявлений шизоидности.
Вернемся к определению амбивалентности. Ее подразделяют на три вида:
Эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
Волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
Интеллектуальную: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.(с)
Следует ли понимать, что амбивалентность - это признак патологических изменений психики?
Отнюдь. Амбивалентность, т.е. одновременное ощущения притяжения и отторжения мы испытываем к тем людям или явлениям, которые вызывают у нас бурные чувства, переживания.
В жизни амбивалентность проявляется в чувстве ревности к партнеру. Многие испытывали такое чувство, когда тебе хочется сделать больно любимому человеку за то, что он реально, или в фантазиях ревнивца, проявляет интерес к кому-то другому.
Убийства из ревности - это крайняя степень проявления амбивалентности.
Ведь если партнеры расстаются тогда, когда любовь ушла, никогда не возникнет чувство жгучей ненависти, если видишь партнера с другим (другой).
Амбивалентность в области чувств до определенной степени - нормальное явление. Важно, чтобы она не переросла в невротическое состояние.
Повторяю, что противоречивые чувства мы можем испытывать только к очень значимым для нас людям.
Очень важно иметь в виду риск амбивалентных переживаний подростков в пубертатном периоде.
В это время происходит становление личности и переживание кризиса самопознания.
Мир подростку кажется агрессивным, враждебным, а незрелость нравственных установок, максимализм и парадоксальность могут толкать подростков на неадекватные реакции.
Амбивалентность проявляется и в отношении к собственным детям. Как правило родители любят своих детей до самозабвения, но вследствии усталости, раздражения, неумения владеть собой родители могут жестоко избить ребенка.
Конечно, в этом случае имеет огромное значение отношение социума к домашнему насилию. Т.е. амбивалентность может проявиться не в физическом воздействии на ребенка, а в наказании другим способом, не нарушающим закон о неприкосновенности ребенка.
Амбивалентность сопровождает нас всю жизнь: понятия добра и зла, страха и агрессии и т.п.
Реакции на двойственность индивидуальны для каждой личности и зависят от многих факторов.
Есть люди высокого уровня амбивалентности, есть пониженного, повторяю, мы рассматриваем это явление в пределах психического здоровья.
Нет? А это очень интересное понятие.
Амбивалентность происходит от латинских слов аmbо - оба и valentia - сила; это двойственность, расщепление.
Это когда человек в одно и то же время чувствует к одному объекту два противоречивых чувства: любовь и ненависть, например.
Термин был введен Эйгеном Блейлером, как основной признак шизофрении или шизоидности.
Шизофрения раньше называлась преждевременной деменцией (слабоумием), и характеризуется распадом процесса мышления.
Болезнь проявляется слуховыми галлюцинациями, фантастическим бредом, нарушением работоспособности.
Шизоидность - это психические расстройства личности, выражающиеся в излишнем теоретизировании, уходе в себя.
Аутизм (социальная замкнутость) - одно из проявлений шизоидности.
Вернемся к определению амбивалентности. Ее подразделяют на три вида:
Эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
Волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
Интеллектуальную: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.(с)
Следует ли понимать, что амбивалентность - это признак патологических изменений психики?
Отнюдь. Амбивалентность, т.е. одновременное ощущения притяжения и отторжения мы испытываем к тем людям или явлениям, которые вызывают у нас бурные чувства, переживания.
В жизни амбивалентность проявляется в чувстве ревности к партнеру. Многие испытывали такое чувство, когда тебе хочется сделать больно любимому человеку за то, что он реально, или в фантазиях ревнивца, проявляет интерес к кому-то другому.
Убийства из ревности - это крайняя степень проявления амбивалентности.
Ведь если партнеры расстаются тогда, когда любовь ушла, никогда не возникнет чувство жгучей ненависти, если видишь партнера с другим (другой).
Амбивалентность в области чувств до определенной степени - нормальное явление. Важно, чтобы она не переросла в невротическое состояние.
Повторяю, что противоречивые чувства мы можем испытывать только к очень значимым для нас людям.
Очень важно иметь в виду риск амбивалентных переживаний подростков в пубертатном периоде.
В это время происходит становление личности и переживание кризиса самопознания.
Мир подростку кажется агрессивным, враждебным, а незрелость нравственных установок, максимализм и парадоксальность могут толкать подростков на неадекватные реакции.
Амбивалентность проявляется и в отношении к собственным детям. Как правило родители любят своих детей до самозабвения, но вследствии усталости, раздражения, неумения владеть собой родители могут жестоко избить ребенка.
Конечно, в этом случае имеет огромное значение отношение социума к домашнему насилию. Т.е. амбивалентность может проявиться не в физическом воздействии на ребенка, а в наказании другим способом, не нарушающим закон о неприкосновенности ребенка.
Амбивалентность сопровождает нас всю жизнь: понятия добра и зла, страха и агрессии и т.п.
Реакции на двойственность индивидуальны для каждой личности и зависят от многих факторов.
Есть люди высокого уровня амбивалентности, есть пониженного, повторяю, мы рассматриваем это явление в пределах психического здоровья.
Надеюсь, я не ошибаюсь, высказав мнение, что патологические изменения возникают лишь тогда, когда интенсивность амбивалентных переживаний достигает критического уровня и нарушает адаптацию человека.