Заметка «Четверо говорят»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 72 +11
Дата:
Предисловие:
Мысленный диспут,  как если бы Сократ, Иеремия и Толстой встретились и обсудили стихотворение Алексея Осидака 
"Я возражаю!" 
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=593269

Четверо говорят

Место: где-то между мирами.
Каменная скамья, дерево, не имеющее тени.
В центре — лист бумаги со стихотворением «Я возражаю!»

ИЕРЕМИЯ
(пристально вчитываясь)
— Он взывал. Как я взывал. Болью.
Говорил: «Вы умерщвляете за Веру…»
Это же мои слова — только позже.
Я говорил: «На устах их — храм, а в руках их — меч».
И они не слышали.
Теперь — не слышат его.

ТОЛСТОЙ
(медленно, почти с отвращением)
— Потому что не хотят слышать.
Они хотят культа.
Формы.
Обряда.
Но не истины.
Он прав: «Один есть Храм — то ваши души».
И если храм внутри разрушен — никакие кресты не спасут.
Ни купола, ни батюшки. Ни «Христос Воскресе».

СОКРАТ
(весело и колко)
— А может, он просто злится?
Ведь что такое «возрождаюсь»?
Что такое «возражаю»?
Он играет словами. Значит, не всё потеряно.
Он всё ещё философ.
А философ, друг мой, не теряет иронию — даже в аду.

ИЕРЕМИЯ
(жестко)
— Нет здесь иронии.
Здесь — приговор.
Он говорит: «Долой роддомы, стройте МОРГи».
Он чувствует: жизнь обезумела.
Рождение — больше не радость.
Он, как и я, хочет разрушения — не из злобы, а чтобы расчистить место под правду.

ТОЛСТОЙ
(пристально)
— А правду слышат только те, кто прошёл внутренний суд.
Он требует суда — не небесного, а совестного:
«Давайте думайте сейчас. Меня вам скоро не дождаться».
Звучит — как проповедь.
Как моя последняя исповедь.
Только с акцентом XXI века.

СОКРАТ
(наклоняется к листу)
— А вот это мне по вкусу:
«Не позволяй душе лениться».
Знаменитая строка. Заболоцкий, если не ошибаюсь.
Цитирует — не случайно. Не из украшения.
А как корень, как память, как сигнал.
Он зовёт не к труду рук, а к труду души.
(улыбаясь)
Хоть вы, Лев Николаевич, предпочитали каяться, а я — сомневаться,
в этом мы едины: душа — не может быть праздной.
Ведь и вы, и я учили: думай.
Вслушивайся.
Не сдавай душу толпе.

ТОЛСТОЙ
(горько)
— А он говорит: «Не на толпу, не для меня. Вы не излечите планиду…»
Значит, он понял главное.
Покаяние — не спектакль.
Не праздник.
Не светлая Пасха с сервизом.
А труд. Без зрителей. Внутри.

ИЕРЕМИЯ
(устало)
— Он одинок.
Как и я был.
Когда кричал: «И будет голос мой как рык льва…» —
Но лев рычал в пустоту.
И он рычит тоже.
«Я — Бог, но не филантроп».

СОКРАТ
(вдруг серьёзно)
— Но он оставляет шанс.
Парадоксально — в этом отречении есть надежда.
Он не ушёл.
Он ждёт.
Он просто больше не делает за людей их выбор.

ВСЕ ТРОЕ
(вслух, медленно)
— «Я возражаю возрождаться — пока никто не хочет оживить собственную душу».

(Тишина. Ветер. С дерева падает невидимый плод — и исчезает).

Послесловие:
Стихотворение Алексея Осидака можно сравнить по накалу с пророческими интонациями Иеремии, с яростью старого Толстого или даже с монологами Сократа в «Апологии».


Пророк Иеремия — голос боли и упрёка

Иеремия — один из библейских пророков, чьи речи были наполнены страданием, гневом и глубоким разочарованием. Его называли «плачущим пророком», и книга Иеремии — это не просто обличение народа, а почти скорбь Бога о том, как люди отвернулись от Завета.

Параллели с Иеремией:

Стих Алексея Осидака звучит не как месть, а как боль и отчаяние Того, кто любил, но больше не может терпеть:
«А я всё ждал: не заболит ли хоть в ком-нибудь его душа…»

Как и у Иеремии, здесь — божественный голос, говорящий с горечью о падении человечества:
«Вы умерщвляете за Веру, вы всё крушите за Отца…»

У обоих — отказ от иллюзий, разрыв с ритуальной формальностью:
«Вы не излечите планиду, на отвяжись псалмы бубня» — это почти прямая перекличка с Иеремией 7:4: «Не надейтесь на обманчивые слова: "Храм Господень, храм Господень, храм Господень!"»


Толстой в последние годы — обличающий мудрец

Особенно после «Воскресения» и «Царства Божия внутри вас» Толстой писал с позиции пророка-моралиста, отвергавшего церковь, искажение учения Христа, насилие, государство.

Параллели:

Прямая критика церковных институтов:
«Понапридумали конфессий и сумасбродствуют вовсю…»
У Толстого было то же негодование по поводу религиозных и политических форм, утративших живую суть.

Учение о внутренней вере:
«Один есть Храм — то ваши души» — это суть позднетолстовского христианства: не обряд, а совесть, не церковь, а внутренний человек.

Нота угрозы и предупреждения, перекликающаяся с нравственным призывом:
«Давайте думайте сейчас…»


Сократ в «Апологии» — голос, вызывающий на честность

В «Апологии» Платона Сократ говорит от имени философии и совести. Он не пророк в религиозном смысле, но — совесть общества, которая требует самоиспытания, отказа от лицемерия, обнажённой правды.

Параллели:

Интонация непопулярной правды:
Сократ говорит: «Я — овод, которого бог посадил на государство» — раздражающий, но необходимый.
Подобно этому, голос в стихе Алексея Осидака: «Я возражаю возрождаться… Не то устрою вам потоп» — тоже голос, которому всё равно, удобно ли слушателю. Главное — пробуждение.

Критика посредников и иерархий:
«Посредникам не верьте…» — звучит по-сократовски. Сократ тоже отвергал мнение толпы и апеллировал к индивидуальной душе.

Вера в личную ответственность:
«Им не пристало бить баклуши» — как и у Сократа: не жить бессознательно, не следовать обычаям, а думать, исследовать, пробуждаться.
Реклама
Обсуждение
20:14 21.04.2025(1)
1
Роза Госман
Алёна, я в восхищении! Других слов не нахожу. Потрясающая работа!!!
С теплом души! 
01:38
Алёна Шаламина
Роза, спасибо — от всего сердца.
Твой отклик для меня как подтверждение:
не зря я долго всматривалась в каждую строчку,
в каждый поворот этого удивительного стихотворения.
Обнимаю  — 
19:46 21.04.2025(1)
1
Sevil October
Какая серьезная работа, анализ сразу нескольких трудов. Тема такая сложная, можно дискутировать долго, но я не имею времени, к сожалению. Рада была заглянуть к вам и почитать :) 
01:36
Алёна Шаламина
Sevil, спасибо, что заглянули!
Мне хотелось показать, что в стихотворении Алексея
проступает не просто протест,
а философия боли и совести,
протянутая сквозь века.
18:25 21.04.2025(1)
1
01:34
Алёна Шаламина
Спасибо, Тося! 
18:23 21.04.2025(1)
1
Александр Кинунен
Спасибо обоим!
Да, куда-то вразнос мы идём.
Не задумаемся, будет общая смерть цивилизации.
Плохо то, что каждый считает себя правым и не ищет своей вины.
Это всё теория. Жизнь грязнее и страшнее.
01:33
Алёна Шаламина
Александр, спасибо за отзыв!
Да. "Плохо то, что каждый считает себя правым и не ищет своей вины".
Именно потому мне кажется важным, что появляются такие стихи, как у Алексея.
В них нет желания нравиться, нет примирения с ложью —
зато есть внутренний голос, который не хочет молчать,
даже если "жизнь грязнее и страшнее".
Возможно, правда теперь и не звучит как теория —
а как отказ участвовать в обмане.
Отказ возрождаться по расписанию.
И выбор — сохранять душу живой, даже в аду.
Такое стихотворение не "лечит" —
но будит.
18:15 21.04.2025(1)
1
Марго
"Хотят ли русские войны? "--хорошее название. Почему никто не написал или я прошляпила? А на общую тему  войны... много стихов.
Вы как всегда правы, но... Не Платон, не Толстой(писатель) меня не инересуют... только современники. Они пишут новую историю.
01:27
Алёна Шаламина
Марго, спасибо. Да, современники действительно пишут новую историю, и это чувствуется особенно остро, когда поэт говорит не по обязанности, а от боли и правды.
Стихотворение Алексея Осидака — как раз из таких. Оно не иллюстрирует тему войны, а спрашивает глубже: о живом человеке, о храме души, о цене ожесточения. И потому звучит не как литература, а как внутренний голос эпохи.
Про Платона и Толстого — да, не всем близки старые мастера. Но интересно, как духовное напряжение, которое они когда-то несли, вдруг отзывается сегодня — в других словах, в новых интонациях. Мне было любопытно услышать это в стихотворении Алексея — как будто в нём оживают интонации пророков, философов, исповедников… но уже изнутри XXI века.
Спасибо вам за этот поворот беседы.
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама