«Простота — необходимое условие добра», — писал Лев Толстой.
И этим казалось бы скромным, почти незаметным словом он обозначал вершину человеческого пути. Не сложность, не блеск, не многозначность — а простота.
Сегодня слово «простота» редко звучит как похвала. Простое — значит «несложное», а значит, якобы недостойное внимания. Но для Толстого, как и для множества других мыслителей, именно в простоте — и правда, и добро, и высшее искусство.
«Высшая простота есть высшее искусство», — говорил он.
Сложность не всегда свидетельствует о глубине. Напротив — иногда она прячет за собой неуверенность, туман мысли, страх быть понятым.
Толстой стремился к простоте во всём: в речи, в быту, в вере. Он ушёл от роскоши, от авторитета писателя-гения — чтобы стать «странником», «человеком», «мужиком». Для него простота была не формой, а сутью — естественной, искренней, правдивой.
Простота как нравственный выбор
«Жить просто, чтобы другие могли просто жить»
— эта мысль, приписываемая Толстому, стала девизом для многих сторонников минимализма и сознательной жизни.
В ней — не аскетизм, а этика. Я живу без излишеств не ради подвига, а ради справедливости. Чтобы не брать у мира больше, чем мне нужно. Чтобы не делать из жизни витрину, когда она может быть садом.
Простота как стиль мысли
Философ Генри Дэвид Торо, вдохновлённый природой и внутренней свободой, настаивал:
«Упростите, упростите, упростите…»
Он ушёл в лес, чтобы найти в себе суть — и отказался от всего лишнего. Простота для него — это ясность. Спокойствие. Отсутствие театра в собственной жизни.
Антуан де Сент-Экзюпери писал:
«Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать».
Тут простота — не скудность, а зрелость. Не бедность формы, а её чистота. Это — мудрость, которая больше не нуждается в украшениях.
Простота как проявление силы
Часто думают, что говорить просто — значит упростить. Но на самом деле говорить просто — это сделать сложное понятным, не теряя глубины.
Это подвиг, на который способен только тот, кто по-настоящему понял.
«Я бы написал короче, да не было времени», — шутил Паскаль.
Простота требует усилия. Это результат долгого пути, а не его начало.
В письме, в музыке, в архитектуре, в одежде, в речи — простота остаётся самым труднодостижимым совершенством. Она требует избавления от всего лишнего. И в первую очередь — от желания казаться.
Величие простоты
«Человек велик не тогда, когда он говорит о великих вещах, а когда говорит о простом великим образом», — говорил Толстой.
Может быть, простота — это и есть настоящая зрелость:
— не нуждаться в лишнем,
— не прятаться за словами,
— не бояться быть понятым.
И если сегодня, среди суеты и витиеватой речи, нам вдруг покажется, что просто — это скучно или мелко, стоит вспомнить, что простота — это суть.
И к ней идут те, кто больше не боится быть собой.
Лев Толстой о простоте
«Простота — необходимое условие добра».
(Из дневников Толстого. 1851 г.)
Простота, правдивость, доброта — вот три главных признака, по которым можно отличить истинное от ложного.
«Высшая простота есть высшее искусство».
(Толстой о литературе)
Простые слова, простая мысль, простая жизнь — и в этом всё величие.
«Жить просто, чтобы другие могли просто жить».
(Эту мысль приписывают Толстому, хотя точная формулировка могла быть популяризирована позже).
Она отражает его идею аскетической, сознательной жизни в гармонии с совестью.
«Человек велик не тогда, когда он говорит о великих вещах, а когда говорит о простом великим образом».
Другие мыслители и писатели о простоте
Антуан де Сент-Экзюпери:
«Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать».
Генри Дэвид Торо:
«Упростите, упростите, упростите…»
(из «Уолдена»)
Он считал, что внутренняя свобода достигается через отказ от лишнего.
Конфуций:
«Жизнь проста, но мы настаиваем на её усложнении».
Лао-Цзы:
«Сложное рождается из простого. Великое — из малого».
Блез Паскаль:
«Я бы написал короче, да не было времени».
(иронично показывает, что простота требует усилия и ясности мысли)
Исаак Ньютон:
«Истина всегда обыкновенна и проста, а не вычурна и надуманна».
В художественном контексте
Чехов стремился к простоте формы:
«Краткость — сестра таланта».
Хемингуэй строил свой стиль на «теории айсберга»:
Простота речи скрывает глубину смысла.
Он писал кратко, почти сухо — и этим достигал огромной силы.

Если он надевал портки и шел косить траву - это одно из его чудачеств.
После его бурной молодости и зрелости - можно иногда и косу в руки взять. Особенно, если об этом узнают восхищенные студенты и студентки, для которых он был гуру.
Каким странником он был? В 82 года он уехал из дома, хорошо бы помнить о старческой деменции.
Стремился к простоте, но уехал в сопровождении врача....
Уехал 28 октября 1910 года, а 7 ноября умер от воспаления легких.
Чудил графинька в своей жизни много.
Нужно знать о нем, он был далеко не прост.
Не стоит упоминать такие имена впроброс с одной убогой мыслью.