Заметка «О выборе проблем. Главный секрет психологии»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Так говорила Эволюция
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 14
Читатели: 83 +1
Дата:

О выборе проблем. Главный секрет психологии

Статья "Главный секрет психологии" из блога Эволюции очень интересна, и поэтому я копирую её полностью. 
Статья объясняет корень вечного спора: кто несёт ответственность за происходящее – сам человек или окружение? Эволюция (Марина Комиссарова) проводит исторический экскурс, начиная с викторианской эпохи, когда ответственность целиком возлагалась на личность. Этот взгляд был примитивен: беден – сам виноват, терпишь насилие – значит, нравится. Детерминизм и влияние среды не учитывались.
Фрейд изменил подход, введя понятие бессознательного и подчеркнув влияние окружения. Он хотел помочь невротикам, избавив их от гиперответственности, но его идеи привели к другому перекосу: многие восприняли их как оправдание полной беспомощности. Теперь виноваты стали обстоятельства, а человек оказался лишь жертвой.
Гуманистическая психология попыталась восстановить баланс, утверждая, что человек всё же может управлять своей жизнью. Но массы вновь исказили идею: либо человек отвечает за всё, либо ни за что.
Главный секрет психологии, по мнению Эволюции, заключается в правильном локусе контроля: не в крайностях «всё могу» или «ничего не могу», а в трезвой оценке, где реально можно влиять на ситуацию, а где – нет. Только так можно быть эффективным и не становиться жертвой обстоятельств.


Детерминизм

Детерминизм – это философская и научная концепция, согласно которой все события, включая человеческое поведение, имеют причины и определены внешними или внутренними факторами.

Викторианская психология не признавала зависимость человека от прошлого опыта, наследственности, воспитания и окружающей среды. Тогда бытовал взгляд:
Человек сам полностью отвечает за свою жизнь,
Все его поступки – результат его свободной воли,
Если он не добился успеха – значит, просто не захотел достаточно сильно.

Этот подход игнорировал детерминизм – тот факт, что на человека влияют объективные факторы:
Биологическая предрасположенность (например, гены, особенности нервной системы),
Социальное окружение (воспитание, культура, образование),
Личные травмы и прошлый опыт.

Современная психология признаёт, что человек никогда не бывает "чистым листом", и его поведение частично предопределено. Однако, несмотря на влияние обстоятельств, человек всё же имеет определённую свободу выбора.


Локус контроля

Локус контроля – это концепция из психологии, описывающая, как человек объясняет причины происходящего в своей жизни: внутренними или внешними факторами.

Внутренний локус контроля – человек считает, что сам управляет своей жизнью, своими успехами и неудачами.
Пример: «Я добился успеха, потому что много работал» или «Мне не повезло на экзамене, но это потому, что я плохо подготовился».
Плюсы: самостоятельность, активность, умение решать проблемы.
Минусы: склонность к самообвинению, перегрузка ответственностью.

Внешний локус контроля – человек верит, что его жизнь определяется внешними силами: судьбой, обстоятельствами, другими людьми.
Пример: «Я разбогател, потому что мне повезло» или «Я провалил экзамен, потому что вопросы были слишком сложные».
Плюсы: меньше стресса, лучшее принятие непредвиденных ситуаций.
Минусы: пассивность, перекладывание ответственности, ощущение беспомощности.

Баланс – ключ к здоровому восприятию
Идеальный вариант – гибкий локус контроля:
Признавать влияние внешних факторов, но фокусироваться на том, что можно изменить.
Разделять зоны ответственности: какие проблемы решаемы, а какие нужно принять.

В статье Эволюции, скопированной ниже, говорится о том, что большинство людей застревают в крайностях: либо считают, что всё зависит от них, либо полностью снимают с себя ответственность. Но важно находить баланс – действовать там, где можно что-то изменить, и не тратить силы на то, что вне контроля.

Главный секрет психологии
(отсюда)

Хочу на главный вопрос всех интернет-дискуссий ответить: "Почему половина людей готовы снять ответственность с любой жертвы и возложить на окружение, а другие наоборот всю ответственность возлагают на жертву?" Этот вопрос так или иначе звучит в любой жаркой дискуссии.

Но сначала короткий экскурс в историю психологии (и философии), чтобы все стало понятно.

До Фрейда и Маркса в викторианском менталитете было принято возлагать ответственность на человека.

Изначально это бралось из идей просветителей, из идей о том, что разум человека управляет им, а не воля божья. Эти идеи были более прогрессивными по сравнению со средневековыми, но викторианской толпой они превратились в примитивную концепцию: "Каждый сам виноват в своих несчастьях". Никакого понимания детерминизма, то есть того, что у настоящего всегда есть причины в прошлом, не было. И понимания, что человек как любой организм тесно связан со средой, тоже не было. Нет денег? Сам виноват. Муж бьет по морде? Дело не в муже, а в морде. И так далее. Уйти не можешь? Значит нравится. Знакомо, да?

Вы видите, что многие люди сейчас так и остались на уровне викторианского менталитета (19 век) и взгляд на человеческую психологию у них примитивен. Человек в их представлении управляет всем в себе сам. Захотел, встал и сделал. А все остальное - отговорки. Это отчасти мистическое представление ("мысли материальны"), отчасти шизофреническое. Не очень здоровое, в общем.

Против этого стал возражать Фрейд (и Маркс, но мы больше о психологии). До Фрейда уже звучали голоса самых умных (Шопенгауэра, Ницше, других) о том, что не все так просто, между захотел и сделал - пропасть, да и хочет человек чаще всего то, к чему его уже побудили, принудили. Но Фрейд стал откровенно разрабатывать теорию о том, что человеком управляет его бессознательное, а бессознательное формируется коллективными усилиями, а не его личной волей. Личная воля оказывается зажата между обстоятельствами и ее даже отделить сложно. Фрейду было важно снять лишний груз ответственности с невротиков, показать им, что не они виноваты во всем, что происходит, не всем они могут управлять. Иначе у невротиков крыша ехала от такой гиперответственности. Иногда они даже психотиками становились: то в манию, то в депрессию, поскольку гиперконтроль вещь для психики непосильная (!), на самом деле.

То есть что, по сути, Фрейд делал, как мы теперь можем заметить? Локус выправлял. Отделял то, что человеку не под силу, что вне его контроля. Наследственность ему досталась какая-то, социальные условия объективные, окружение он не всегда может поменять и так далее. Возможности его ограничены. В реальных условиях на него влияют много факторов, которыми он не распоряжается и даже менять не всегда может, а должен ко многому просто адаптироваться.

Фрейд все писал верно, как и другие прекрасные классики психологии. Дураков среди них нет, ни одного! Все очень умные, многие гении. Противоречий тоже нет как таковых, есть разные ракурсы и взаимодополнения. Только недоучкам и профанам вечно кажется, что в психологии много конфликтующих течений. Если это и конфликт, то чисто гегелевский (и гераклитовский): единство и борьба, для развития и роста.

Так вот, теория Фрейда была своевременна и верна. Но теорией, даже самой правильной, локус толпы не поправишь. Плохой локус любую теорию использует, чтобы оправдать свои баги. И толпа людей (ее инертная часть) обрадовалась, что теперь все можно полностью свалить на обстоятельства. И вообще ничего не делать, только ныть. Локус остался внешним, но теперь он стал эгоцентрическим. Человек - жертва детерминизма, он ничем не распоряжается и все ему должны: социум, родители, окружающие. Идеи просветителей пошли к черту, все вернулось в средневековье, воля человека была признана фикцией, просто божья воля была заменена на волю социума, такую же абстрактную как божья.

После Фрейда и плеяды психоаналитиков закономерно появились психологи-гуманисты (Маслоу, Мэй и другие), которые поспешно стали писать: "Фрейда не надо понимать так! Человек имеет свободу выбора! Человек может управлять своей жизнью!" Но их уже многие не захотели слушать. А те, кто послушали, в массе своей опять возвращались к викторианской модели: "человек отвечает за все, что с ним происходит". Он виноват во всем, он - царь и бог своей жизни. Опять мистика и шизофренический взгляд.

То есть локус толпы, в основном, - всегда внешний. И все яростные споры: это спор тех, кто считает, что человек может все, с теми, кто считает, что человек ничего не может и поэтому ему должны. Одни кричат "личность управляет своей жизнью", а другие "личность вообще ничем не распоряжается". Одни обвиняют жертв, другие жертв вообще не считают ни за что ответственными. Это можно было бы назвать даже балансировкой между крайностями, если бы не выделялось столько ненависти. Хотя может и ненависть для чего-то годится.

Но нормальный, человеческий локус не там, и не там. Он - ровно там, где личность может действительно влиять на себя и свою жизнь. Он учитывает обстоятельства, многие из них признает неизменными (или пока неизменными) и не сражается с ними, а некоторые рассматривает как возможные для изменений. И основные усилия он направляет туда, где человек действительно может изменить свое самочувствие, свое поведение. Определить эту зону и не заниматься тем, что вне твое локуса контроля - это самое главное (!!). Это лучшее, что человек может сделать для себя. Только тогда он становится эффективен в жизни. Если же он занимается тем, что его не касается, или не занимается тем, что его касается, он становится жертвой обстоятельств. И в том и в другом случае, одинаково! Вот в чем секрет.
Реклама
Обсуждение
08:18 01.03.2025(1)
1
Воблин
не занимается тем, что его касается, он становится жертвой обстоятельств


Алена, очень расплывчатые термины и понятия, и неоднозначные выводы. Что значит "то, что его касается?"
Вот например, вы занимаетесь борьбой с терроризмом? Я уверен, что нет.
Вы боретесь с засильем мигрантов? Тоже, думаю, что нет.
А тут вышли на остановку или в супермаркет, а там мигрант на грузовике задавил вас и кучу народа.
И по вашему получается, вы стали жертвами обстоятельств, потому что не занимались тем, что вас касается?
То есть, сами виноваты. так что ли?
Вообще, весь этот Локус-контроль — сильнейшая манипуляция сознанием.
19:29 01.03.2025
1
Алёна Шаламина
Да, согласна. Сейчас перечитала эту статью и согласна: расплывчатые и термины, и выводы. 

Мне казалось, что смысл статьи в том, что можно стать жертвой обстоятельств, и если эти обстоятельства - вне моего контроля, то я и не виновата в том, что стала их жертвой, никакой ответственности за них не несу.
04:26 01.03.2025
1
Герман Бор
А Нагорную проповедь Христа куда?
07:51 28.02.2025(3)
1
Люблю порассуждать и нравится, когда другие привлекают внимание к, кем-то давно устаканенному, но далеко не однозначному
суждению.
Черно-белые крайности - не мое! Я за радугу мнений, но созданную естественным путем, Творцом.
Попытки внедрения в Божий промысел, под видом доверенных Богу лиц, считаю вредными и даже опасными.

Ну а ниже - описки, которые затрудняли понимание и нуждаются в исправлении:

Детерминизм – это философская и научная концепция - союз "и" дает основание считать философию не наукой...???

Викторианская психология не признавалаСЬ зависимость человека от прошлого опыта - не признавала, видимо?! СЬ - лишнее.
10:10 28.02.2025
Алёна Шаламина
Вопрос о том, является ли философия наукой, остаётся предметом дискуссий среди философов и учёных.

Аргументы за то, что философия — наука:
Системность и рациональность – философия использует логические методы рассуждения, строит теории, анализирует аргументы, как и науки.
Фундаментальность – философия исследует основы бытия, познания, сознания, морали, что перекликается с фундаментальными науками, такими как физика, математика или когнитивные науки.
Методология – философия разрабатывает методологические принципы, которые используются в науке, например, принципы фальсифицируемости (Карл Поппер) или проблемы индукции (Дэвид Юм).

Аргументы против:
Отсутствие эмпирической проверки – философия не использует эксперименты и не даёт проверяемых предсказаний, как естественные науки.
Различие методов – в отличие от наук, философия часто опирается на спекулятивные размышления, диалектические методы и анализ понятий.
Размытость границ – философия охватывает множество областей (онтология, эпистемология, этика, эстетика), которые выходят за пределы строгой науки.
08:01 28.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Наука ли философия? 
Вопрос о том, является ли философия наукой, остаётся предметом дискуссий среди философов и учёных.

Если Вам интересно, я могу поискать аргументы за и против. Или у Вас есть своё мнение об этом? 
09:28 28.02.2025(2)
1
Речь шла не о моем личном мнении, а о том, которое рождается при прочтении
фразы с употреблением союза "и". 
Но собственное мнение имею тоже:
Либо наиболее доказательные науки можно и нужно считать науками, либо даже самые
успешные - нИзЗя... Дело все в том, что нет ни одной науки, в которой бы завтра не отменили то, 
что вчера было признано научным открытием. Есть такие, в которых подобные опровержения 
случаются значительно реже других, но они-таки случаются, к сожалению!
Человек, по определению, не более чем "по образу и подобию", а даже не Образ и не Подобие Бога.
И это не игра слов и понятий, а реальная действительность. 
Возомнив себя богами, некоторые даже самокороновались, но Богами ведь так и не стали, - не правда ли?!!!!
Где-то на этом сайте уже делился своим афЕризмом (афОризмом): Краткость - не более чем родственница,
то есть, всего лишь сестра таланта, но не талант! Как и сестра профессора - не профессор, если лично не 
удостоилась ученых степеней и ученых званий.
Науки, основанные на материализме, на мой взгляд, вообще, не имеют права считаться науками.
Убежден и много где публиковал свое мнение, что первично СОЗНАНИЕ, а не материя.
Даже сами ученые произносят некоторые слоганы, не утруждая себя пониманием их смысла, например, 
"Мысли материализуются!" Понимаете, что это означает? Сначала появляется некая потребность, например, 
чуть быстрее передвигаться, чем пешком, то есть в сознании или подсознании возникает мысль, а только потом 
она материализуется в виде колеса, парового двигателя, реактивного самолета и т.д. Но никак не наоборот!
Разве мы сначала увидели самолет, а потом захотели его сделать????
Гость14:09 28.02.2025
Именно, сначала видели что птица может летать или камень может летать, а потом уже задумались над тем как сделать летательный аппарат. 
10:06 28.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Науки, основанные на материализме, на мой взгляд, вообще, не имеют права считаться науками.
Убежден и много где публиковал свое мнение, что первично СОЗНАНИЕ, а не материя.

А мне кажется, что нет ни одной науки, основанной на материализме. 
18:06 28.02.2025(1)
Тогда готов услышать, какая же наука чего-либо открывает беЗ корысти и не ради гонораров?
Где ж живут такие ученые, которым ничего не надо, лишь бы только людям легче жилось??? 
Может, ядерщики АЭС строят во благо народам?
Или геологи нефть и газ ищут, рассчитывая на сотни тысяч лет, что заполнит пустоты, 
образующиеся там, где были энергоресурсы?
А 3, 4 и 5 Д технологии - о нашем здоровье забота или все же о своих карманах?
О создателях всевозможных видов вооружения ваще молчу... - духовные ребята, СОЗНАТЕЛЬНЫЕ!
18:24 28.02.2025
Алёна Шаламина
Наука движима не только жаждой наживы или стремлением к славе. Людьми, посвятившими себя научному поиску, зачастую движет страсть к познанию, любопытство, стремление понять устройство мира. Многие учёные работают в университетах и лабораториях за относительно скромные зарплаты, далеко не все становятся богатыми или знаменитыми.

История знает немало примеров тех, кто жертвовал личным благополучием ради науки. Менделеев, Кюри...

Конечно, наука связана с экономическими и политическими интересами, но это не значит, что все учёные — циничные наёмники корпораций. 

3D-технологии помогают не только бизнесу, но и медицине, протезированию, восстановлению памятников архитектуры.

Движущие силы науки многогранны, и сводить всё только к корысти — значит сильно упрощать реальность.
07:53 28.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо! Буду исправлять. 
12:21 28.02.2025(1)
1
12:26 28.02.2025
Алёна Шаламина
10:04 28.02.2025(1)
Анатолий Комогоров
Где вы только такую Марину Комиссарову откопали. Что за лексика у неё...
Но нормальный, человеческий локус не там, и не там.

Она сама не поняла о чем речь. А туда же - людей учить.

Спасибо
10:56 28.02.2025(1)
Алёна Шаламина
А мне она очень нравится. Я у неё многому научилась. Может быть, я была достаточно невежественна, может быть, достаточно невежественной и остаюсь, но таким, как я, она многие вещи объясняет доходчиво.
11:55 28.02.2025(1)
Анатолий Комогоров
11:58 28.02.2025
Алёна Шаламина
 

Реклама