Я вполне сознаю, что книга Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма» никак не философская вершина, но продолжаю разбирать её. И сознаю, что многое в этой книге является спорным, и даже сделала попытку (здесь, в этой заметке, ниже) сравнить её положения с некоторыми религиозными и философскими подходами. Как ни охота мне критиковать Мэнсона, но должна признать, что частично благодаря этой книге я заинтересовалась, например, стоицизмом и даосизмом (а за пробужденный во мне интерес к даосизму должна ещё сказать спасибо автору J04 D1v1510n).
Марк Мэнсон предлагает осознанно подходить к выбору проблем, потому что избежать их полностью невозможно. Вместо бесплодных попыток избавиться от всех трудностей он советует сосредоточиться на тех, которые действительно имеют значение. Критерии, которые, по мнению Мэнсона, помогут в этом выборе:
Это моя проблема или навязанная извне?
Люди часто тратят время и силы на решения чужих проблем или на борьбу с тем, что им навязано обществом.
Нужно задать себе вопрос: «Эта проблема действительно моя? Или я решаю её только потому, что так принято?»
Как определить:
Проблема волнует вас даже тогда, когда никто на неё не давит?
Если бы не страх осуждения или мнение окружающих, вы бы всё равно хотели её решить?
Решение этой проблемы приведёт вас к вашей цели, а не к чужой?
Пример: Кто-то может страдать из-за того, что у него нет машины, потому что в обществе считается, что машина — символ статуса. Но на самом деле ему комфортнее ездить на велосипеде и не тратить деньги на содержание автомобиля.
Эта проблема важна для долгосрочного счастья?
Некоторые проблемы беспокоят нас только в моменте, но не имеют значения в долгосрочной перспективе. Важно отделять кратковременный дискомфорт от действительно значимых трудностей.
«Будет ли эта проблема волновать меня через год? А через 5 лет?»
Как определить:
Влияет ли это на ваше будущее?
Поможет ли решение этой проблемы в достижении чего-то большего?
Пример: Если кто-то сказал вам грубость в интернете, это раздражает, но через месяц вы об этом забудете. А если у вас токсичная работа, на которой вы проводите 8 часов в день, это долгосрочная проблема, которую стоит решать.
Могу ли я повлиять на эту проблему?
Люди часто тратят силы на вещи, которые не могут изменить. Важно различать:
Проблемы, которые зависят от нас (их стоит решать).
Проблемы, на которые мы не можем повлиять (стоит принять и отпустить).
«Могу ли я что-то сделать, чтобы реально изменить ситуацию?»
Как определить:
Если вы приложите усилия, это приведёт к результату?
Или всё зависит от других людей / внешних обстоятельств?
Пример: Беспокоиться о мировой экономике или о погоде бессмысленно. Но можно сосредоточиться на том, как адаптироваться к этим условиям.
Стоит ли эта проблема страданий?
Каждая проблема требует вложения времени, сил и эмоциональной энергии. Если вам приходится страдать ради решения, важно спросить себя: «Оправдывает ли результат эти страдания?»
Как определить:
Вы получите от этого удовлетворение?
Это приведёт вас к чему-то ценному?
Пример: Учить иностранный язык трудно, но если это откроет перед вами новые возможности, оно того стоит. А вот пытаться добиться признания от человека, которому вы безразличны, не стоит усилий.
Привносит ли смысл в жизнь решение проблемы?
Некоторые проблемы не просто раздражают, а делают жизнь осмысленной. Столкновение с вызовами, которые действительно важны для нас, даёт нам ощущение цели.
«Если бы я знал, что умру через пять лет, я бы продолжил решать эту проблему?»
Как определить:
Эта проблема связана с вашими ценностями?
Решение её приближает вас к жизни, о которой вы мечтаете?
Пример: Родители сталкиваются с постоянными трудностями в воспитании детей, но всё равно продолжают, потому что это приносит смысл их жизни.
Когда перед вами встаёт очередная проблема, задайте себе вопросы:
Она действительно важна для меня, а не для окружающих?
Будет ли она иметь значение через пять лет?
Могу ли я её влиять на неё?
Стоит ли она моих усилий и страданий?
Делает ли она мою жизнь более осмысленной?
Если ответы «да» — это проблема, которой стоит заняться. Если нет — лучше отпустить её и направить энергию на что-то действительно важное.
Религии и философские традиции об осознанном выборе проблем
Марк Мэнсон утверждает, что проблемы неизбежны, и смысл жизни заключается не в их полном устранении, а в осознанном выборе, какие проблемы решать. Это перекликается со многими религиозными и философскими традициями, каждая из которых предлагает свои критерии для выбора «достойных» проблем.
Христианство: выбирать проблемы через любовь и служение
Ключевая идея:
Христианство предлагает ориентироваться не на личные удобства, а на служение другим и следование заповедям Божьим.
Как выбирать проблемы?
Следовать принципу «возлюби ближнего, как самого себя» (Матфея 22:39).
Ориентироваться не на эгоизм, а на жертвенность («Кто хочет быть первым, да будет всем слугой», Марка 10:44).
Избегать пустых мирских забот («Не заботьтесь о завтрашнем дне», Матфея 6:34), но решать те, что приближают к Богу.
Какие проблемы достойны внимания?
Те, что помогают другим (любовь, сострадание, помощь ближним).
Те, что ведут к духовному развитию (покаяние, борьба с грехами).
Какие проблемы не имеют смысла?
Те, что связаны с гордыней и тщеславием.
Те, что направлены только на накопление богатства.
Христианство учит выбирать проблемы, связанные с любовью и духовным ростом, а не с личными амбициями и страхами.
Буддизм: выбирать проблемы, которые ведут к просветлению
Ключевая идея:
Буддизм утверждает, что страдания (дуккха) неизбежны, но нужно страдать осмысленно, то есть из-за вещей, ведущих к мудрости.
Как выбирать проблемы?
Следовать Четырём Благородным истинам: страдание неизбежно, но можно осознанно управлять им.
Ориентироваться на Восьмеричный путь (правильное понимание, правильные поступки и т. д.).
Какие проблемы достойны внимания?
Те, что помогают преодолеть эго и привязанности.
Те, что ведут к внутреннему покою (медитация, самодисциплина).
Какие проблемы бессмысленны?
Те, что основаны на желании власти, славы, богатства.
Те, что вызваны страхом перед будущим (сансара всё равно бесконечна).
Буддизм предлагает выбирать страдания, которые ведут к осознанию и свободе от привязанностей.
Стоицизм: выбирать проблемы, которые можно контролировать
Ключевая идея:
Стоики делят все проблемы на те, что зависят от нас, и те, что не зависят. Надо сосредотачиваться только на первом.
Как выбирать проблемы?
Ориентироваться на дихотомию контроля: решать только те вопросы, на которые можно повлиять.
Искать не удовольствия, а добродетель (аре́те).
Какие проблемы достойны внимания?
Те, что можно решить своими силами.
Те, что делают нас более мудрыми, стойкими и мужественными.
Какие проблемы бессмысленны?
Те, что вызваны страхом перед будущим или мнением окружающих.
Те, что связаны с материальными благами.
Стоики советуют не тратить силы на то, что не зависит от нас, а принимать это с достоинством.
Ислам: выбирать проблемы, связанные с исполнением долга перед Аллахом
Ключевая идея:
В исламе выбор проблем основывается на понятии такава (богобоязненность) и необходимости следовать путём, угодным Аллаху.
Как выбирать проблемы?
Ориентироваться на Коран и Сунну.
Выбирать те испытания, которые делают человека ближе к Аллаху.
Какие проблемы достойны внимания?
Те, что связаны с духовным ростом (молитва, милосердие, благие дела).
Те, что помогают соблюдать исламские принципы.
Какие проблемы бессмысленны?
Те, что вызваны желанием показаться лучше других (кибр – гордыня).
Те, что ведут к греху (зависть, праздность, жадность).
Ислам учит выбирать проблемы, связанные с исполнением воли Аллаха, а не с личными эгоистическими желаниями.
Даосизм: не выбирать проблемы, а следовать потоку (Дао)
Ключевая идея:
Даосизм учит не бороться с проблемами, а позволять им естественным образом разрешаться, следуя Дао.
Как выбирать проблемы?
Не выбирать вообще, а наблюдать и действовать только там, где это действительно необходимо.
Ориентироваться на принцип У-вэй (недеяние, естественный ход вещей).
Какие проблемы достойны внимания?
Только те, что неразрывно связаны с твоим естественным путём.
Какие проблемы бессмысленны?
Те, что созданы самим человеком из-за желания контролировать всё вокруг.
Даосизм советует не навязывать себе проблемы, а жить в гармонии с потоком жизни.
Как разные традиции подходят к выбору проблем
Как выбирать проблемы?
Христианство: Через любовь и служение.
Буддизм: Через путь к просветлению.
Стоицизм: Через контроль над тем, что подвластно.
Ислам: Через повиновение Аллаху.
Даосизм: Через естественный путь (Дао).
Решать какие проблемы имеет смысл?
Христианство: Помощь ближним, духовный рост.
Буддизм: Те, что ведут к освобождению от страданий.
Стоицизм: Те, что развивают добродетель.
Ислам: Исполнение религиозных обязанностей.
Даосизм: Те, что не противоречат естественному ходу жизни.
Решать какие проблемы бессмысленно?
Христианство: Связанные с гордыней и материальными благами.
Буддизм: Основанные на желаниях и привязанностях.
Стоицизм: Страхи и беспокойства о том, что нельзя изменить.
Ислам: Гордыня, пустые тревоги, греховные желания.
Даосизм: Те, что созданы искусственно и неестественны.
Как это соотносится с Марком Мэнсоном?
Мэнсон близок к стоикам: он тоже предлагает не тратить силы на то, что нельзя изменить, и выбирать только те проблемы, которые действительно важны. Но в отличие от стоиков, он больше фокусируется на личных ценностях, а не на объективной добродетели.
Главное отличие:
Религии часто предлагают объективные критерии выбора проблем (например, служение Богу, следование заповедям), а Мэнсон говорит, что каждый сам должен решить, какие проблемы стоят его усилий.
| Помогли сайту Реклама Праздники |