Заметка «Осознанный выбор проблем, какие решать, а какие — нет»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Наука счастья
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 63 +1
Дата:

Осознанный выбор проблем, какие решать, а какие — нет

Я вполне сознаю, что книга Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма» никак не философская вершина, но продолжаю разбирать её. И сознаю, что многое в этой книге является спорным, и даже сделала попытку (здесь, в этой заметке, ниже) сравнить её положения с некоторыми религиозными и философскими подходами. Как ни охота мне критиковать Мэнсона, но должна признать, что частично благодаря этой книге я заинтересовалась, например, стоицизмом и даосизмом (а за пробужденный во мне интерес к даосизму должна ещё сказать спасибо автору J04 D1v1510n). 

Марк Мэнсон предлагает осознанно подходить к выбору проблем, потому что избежать их полностью невозможно. Вместо бесплодных попыток избавиться от всех трудностей он советует сосредоточиться на тех, которые действительно имеют значение. Критерии, которые, по мнению Мэнсона, помогут в этом выборе:

Это моя проблема или навязанная извне?

Люди часто тратят время и силы на решения чужих проблем или на борьбу с тем, что им навязано обществом.
Нужно задать себе вопрос: «Эта проблема действительно моя? Или я решаю её только потому, что так принято?»
Как определить:
Проблема волнует вас даже тогда, когда никто на неё не давит?
Если бы не страх осуждения или мнение окружающих, вы бы всё равно хотели её решить?
Решение этой проблемы приведёт вас к вашей цели, а не к чужой?
Пример: Кто-то может страдать из-за того, что у него нет машины, потому что в обществе считается, что машина — символ статуса. Но на самом деле ему комфортнее ездить на велосипеде и не тратить деньги на содержание автомобиля.


Эта проблема важна для долгосрочного счастья?

Некоторые проблемы беспокоят нас только в моменте, но не имеют значения в долгосрочной перспективе. Важно отделять кратковременный дискомфорт от действительно значимых трудностей.
«Будет ли эта проблема волновать меня через год? А через 5 лет?»
Как определить:
Влияет ли это на ваше будущее?
Поможет ли решение этой проблемы в достижении чего-то большего?
Пример: Если кто-то сказал вам грубость в интернете, это раздражает, но через месяц вы об этом забудете. А если у вас токсичная работа, на которой вы проводите 8 часов в день, это долгосрочная проблема, которую стоит решать.


Могу ли я повлиять на эту проблему?

Люди часто тратят силы на вещи, которые не могут изменить. Важно различать:
Проблемы, которые зависят от нас (их стоит решать).
Проблемы, на которые мы не можем повлиять (стоит принять и отпустить).
«Могу ли я что-то сделать, чтобы реально изменить ситуацию?»
Как определить:
Если вы приложите усилия, это приведёт к результату?
Или всё зависит от других людей / внешних обстоятельств?
Пример: Беспокоиться о мировой экономике или о погоде бессмысленно. Но можно сосредоточиться на том, как адаптироваться к этим условиям.


Стоит ли эта проблема страданий?

Каждая проблема требует вложения времени, сил и эмоциональной энергии. Если вам приходится страдать ради решения, важно спросить себя: «Оправдывает ли результат эти страдания?»
Как определить:
Вы получите от этого удовлетворение?
Это приведёт вас к чему-то ценному?
Пример: Учить иностранный язык трудно, но если это откроет перед вами новые возможности, оно того стоит. А вот пытаться добиться признания от человека, которому вы безразличны, не стоит усилий.


Привносит ли смысл в жизнь решение проблемы?

Некоторые проблемы не просто раздражают, а делают жизнь осмысленной. Столкновение с вызовами, которые действительно важны для нас, даёт нам ощущение цели.
«Если бы я знал, что умру через пять лет, я бы продолжил решать эту проблему?»
Как определить:
Эта проблема связана с вашими ценностями?
Решение её приближает вас к жизни, о которой вы мечтаете?
Пример: Родители сталкиваются с постоянными трудностями в воспитании детей, но всё равно продолжают, потому что это приносит смысл их жизни.


Когда перед вами встаёт очередная проблема, задайте себе вопросы:

Она действительно важна для меня, а не для окружающих?
Будет ли она иметь значение через пять лет?
Могу ли я её влиять на неё?
Стоит ли она моих усилий и страданий?
Делает ли она мою жизнь более осмысленной?

Если ответы «да» — это проблема, которой стоит заняться. Если нет — лучше отпустить её и направить энергию на что-то действительно важное.


Религии и философские традиции об осознанном выборе проблем

Марк Мэнсон утверждает, что проблемы неизбежны, и смысл жизни заключается не в их полном устранении, а в осознанном выборе, какие проблемы решать. Это перекликается со многими религиозными и философскими традициями, каждая из которых предлагает свои критерии для выбора «достойных» проблем.


Христианство: выбирать проблемы через любовь и служение

Ключевая идея:
Христианство предлагает ориентироваться не на личные удобства, а на служение другим и следование заповедям Божьим.

Как выбирать проблемы?
Следовать принципу «возлюби ближнего, как самого себя» (Матфея 22:39).
Ориентироваться не на эгоизм, а на жертвенность («Кто хочет быть первым, да будет всем слугой», Марка 10:44).
Избегать пустых мирских забот («Не заботьтесь о завтрашнем дне», Матфея 6:34), но решать те, что приближают к Богу.

Какие проблемы достойны внимания?
Те, что помогают другим (любовь, сострадание, помощь ближним).
Те, что ведут к духовному развитию (покаяние, борьба с грехами).

Какие проблемы не имеют смысла?
Те, что связаны с гордыней и тщеславием.
Те, что направлены только на накопление богатства.

Христианство учит выбирать проблемы, связанные с любовью и духовным ростом, а не с личными амбициями и страхами.


Буддизм: выбирать проблемы, которые ведут к просветлению

Ключевая идея:
Буддизм утверждает, что страдания (дуккха) неизбежны, но нужно страдать осмысленно, то есть из-за вещей, ведущих к мудрости.

Как выбирать проблемы?
Следовать Четырём Благородным истинам: страдание неизбежно, но можно осознанно управлять им.
Ориентироваться на Восьмеричный путь (правильное понимание, правильные поступки и т. д.).

Какие проблемы достойны внимания?
Те, что помогают преодолеть эго и привязанности.
Те, что ведут к внутреннему покою (медитация, самодисциплина).

Какие проблемы бессмысленны?
Те, что основаны на желании власти, славы, богатства.
Те, что вызваны страхом перед будущим (сансара всё равно бесконечна).

Буддизм предлагает выбирать страдания, которые ведут к осознанию и свободе от привязанностей.


Стоицизм: выбирать проблемы, которые можно контролировать

Ключевая идея:
Стоики делят все проблемы на те, что зависят от нас, и те, что не зависят. Надо сосредотачиваться только на первом.

Как выбирать проблемы?
Ориентироваться на дихотомию контроля: решать только те вопросы, на которые можно повлиять.
Искать не удовольствия, а добродетель (аре́те).

Какие проблемы достойны внимания?
Те, что можно решить своими силами.
Те, что делают нас более мудрыми, стойкими и мужественными.

Какие проблемы бессмысленны?
Те, что вызваны страхом перед будущим или мнением окружающих.
Те, что связаны с материальными благами.

Стоики советуют не тратить силы на то, что не зависит от нас, а принимать это с достоинством.


Ислам: выбирать проблемы, связанные с исполнением долга перед Аллахом

Ключевая идея:
В исламе выбор проблем основывается на понятии такава (богобоязненность) и необходимости следовать путём, угодным Аллаху.

Как выбирать проблемы?
Ориентироваться на Коран и Сунну.
Выбирать те испытания, которые делают человека ближе к Аллаху.

Какие проблемы достойны внимания?
Те, что связаны с духовным ростом (молитва, милосердие, благие дела).
Те, что помогают соблюдать исламские принципы.

Какие проблемы бессмысленны?
Те, что вызваны желанием показаться лучше других (кибр – гордыня).
Те, что ведут к греху (зависть, праздность, жадность).

Ислам учит выбирать проблемы, связанные с исполнением воли Аллаха, а не с личными эгоистическими желаниями.


Даосизм: не выбирать проблемы, а следовать потоку (Дао)

Ключевая идея:
Даосизм учит не бороться с проблемами, а позволять им естественным образом разрешаться, следуя Дао.

Как выбирать проблемы?
Не выбирать вообще, а наблюдать и действовать только там, где это действительно необходимо.
Ориентироваться на принцип У-вэй (недеяние, естественный ход вещей).

Какие проблемы достойны внимания?
Только те, что неразрывно связаны с твоим естественным путём.

Какие проблемы бессмысленны?
Те, что созданы самим человеком из-за желания контролировать всё вокруг.

Даосизм советует не навязывать себе проблемы, а жить в гармонии с потоком жизни.


Как разные традиции подходят к выбору проблем

Как выбирать проблемы?

Христианство:  Через любовь и служение.
Буддизм:  Через путь к просветлению. 
Стоицизм:  Через контроль над тем, что подвластно.
Ислам:  Через повиновение Аллаху. 
Даосизм:  Через естественный путь (Дао). 


Решать какие проблемы имеет смысл?

Христианство:  Помощь ближним, духовный рост. 
Буддизм:  Те, что ведут к освобождению от страданий. 
Стоицизм:  Те, что развивают добродетель. 
Ислам:  Исполнение религиозных обязанностей. 
Даосизм:  Те, что не противоречат естественному ходу жизни. 


Решать какие проблемы бессмысленно? 

Христианство:  Связанные с гордыней и материальными благами.
Буддизм:  Основанные на желаниях и привязанностях. 
Стоицизм:  Страхи и беспокойства о том, что нельзя изменить. 
Ислам:   Гордыня, пустые тревоги, греховные желания.
Даосизм:  Те, что созданы искусственно и неестественны.


Как это соотносится с Марком Мэнсоном?

Мэнсон близок к стоикам: он тоже предлагает не тратить силы на то, что нельзя изменить, и выбирать только те проблемы, которые действительно важны. Но в отличие от стоиков, он больше фокусируется на личных ценностях, а не на объективной добродетели.

Главное отличие:
Религии часто предлагают объективные критерии выбора проблем (например, служение Богу, следование заповедям), а Мэнсон говорит, что каждый сам должен решить, какие проблемы стоят его усилий.
Реклама
Обсуждение
21:18 06.03.2025(2)
1
Юлия Моран
Я конечно не Мэнсон, но считаю что решать нужно те проблемы которые ты можешь решить и плюнуть на те, которые не можешь. Отпустить ситуацию и не волноваться напрасно. Это будет самое правильное.
19:12 07.03.2025(1)
Разрешите с вами не совсем согласиться. Пример РЕШЕНИЯ проблемы: вас пучит, вы пошли в туалет и РЕШИЛИ проблему. Вы ее МОЖЕТЕ решить.
Пример: Сталин видя тотальное отступление и не способность генералитета остановить врага, назначает Жукова. И Жуков стал маршалом ПОБЕДЫ. 
Пример: КПСС поставила задачу ПОСТРОИТЬ коммунизм! Задача трудная, но ВЫПОЛНИМАЯ.
Пример: ЕР не в состоянии поставить высоких целей типа строительства коммунизма. И в силу своих возможностей ставит задачу ПРИВАТИЗАЦИИ...
ПРимер: прыгун в высоту Брумель сломал ногу. Но он не сдался и сам себе сломав о спинку кровати плохо сросшуюся ногу (для того, чтобы ее вновь собрали, но правильно) - сталл мировым рекордсменом.
Пример: Мересьев видя свое плачевное положение не сдался и приполз по снегу как червяк и продолжил летать! 
Люди ради движения прогресса все дальше и дальше, шли даже на костер...
ПО-вашему все они приняли НЕ правильные решения, они дураки! 
22:16 07.03.2025(1)
Юлия Моран
Борис, вы сами то поняли что написали? Перечитайте то, что написала я, но вдумчиво.
22:53 07.03.2025(1)
То что изложили вы, мэм, - яснее ясного. А вот то что изложил я, вам оказалось не под силуС. 
Каждому свое: (или кто на что учился)!
23:26 07.03.2025(1)
Юлия Моран
А мне кажется наоборот, это вам не под силу. Ибо вы читать научились, а понимать нет. Ум и знания это разные вещи. )
Прыгун сломавший себе ногу, решил свою проблему через боль. Стало быть, проблема разрешима. Даже через такой, нетривиальный подход. В таком случае, конечно стоит бороться. Но если у человека нет никаких инструментов для решения проблемы, тогда не стоит напрасно трепать себе нервы.
А на костёр люди шли ( хотя обычно их тащили ) не ради достижения прогресса, а от твёрдого нежелания отказываться от своих взглядов. Мёртвый человек, какой бы замечательный и умный он не был, априори двигать прогресс не может, увы. Смерть - это конец всего. Двигать его могут только живые.  Например его последователи, ученики, сторонники, потомки, следуя его идеям, продолжая его дело.
09:45 08.03.2025(1)
-1
О мэм, разрешите с вами и тут не согласиться.
Ну, во-первых и самое главное: если вам уже стало казаться, то сходите в церковь и изгоните дьявола из себя!
"... Ум и знания это разные вещи..." - вы не верно выразились я так считаю - не ум и знания, а УМ и РАЗУМ! А про ум и знания - в самисеньку дирочку!
"... на костёр люди шли ( хотя обычно их тащили ) не ради достижения прогресса,.." - тот же Бруно раскрыл миру глаза на то, что Вселенная безконечна и все материальные тела в ней из одних и тех же элементов. А Коперник помог людям понять, что планете Земля зиждется не на трех китах и не плоская... Это ли не прогресс? Иначе бы вы так и думали, что планета Земля центр Вселенной и вся В вертится вокруг Земли... они НЕСЛИ знания, а значит прогресс народам!
"... Мёртвый человек, какой бы замечательный и умный он не был, априори двигать прогресс не может, .." - это зависит от того кого вы считаете "мертвым и живым"! И "смерть" это не конец всего, это всего лишь ПЕРЕХОД из одного состояния материи в другое!!! Ведь в Душу я думаю вы верите (не зная ее сути. 
Циолковский умер. В его "ересь" народ не поверил. Движитель прогресса умер, а ТРУДЫ оставил для всех алчущих познаний! Благодаря "мертвым" трудам, мы сегодня бороздим просторы Космоса. 

12:01 08.03.2025(1)
Юлия Моран
Много слов и все не по делу. И не надо прикрываться Коперником, он не поможет вам доказать свою правоту. Тем более, что речь шла не об этом и вклад известных людей в различные научные дисциплины я не отрицала. В каких закоулках вашего мозга возникла подобная бредовая мысль, что вы мне стали хамить и яро доказывать обратное?
Нет уж, дудки. Общаться далее с вами в столь невежливом тоне который вы себе позволили, я не намерена. Спорить ради спора, тоже. Неинтересно. Я высказала своё мнение и менять его не собираюсь. Остальное фантазии вашего воспалённого воображения...
И давайте закончим на этом. А в церковь вам действительно, не мешало бы сходить. А то за левым плечом у вас стоит уже. Тёмный...
12:40 08.03.2025(1)
-1
Когда человеку ЕСТЬ что сказать, он и говорит. 
А вы в двух строчках выразили всю мудрость Вселенной. Посему только вы и говорите ПО делу. Не любите вы людей, не любите... Любите только себя любимую, инакомыслия не терпите. Потерпите немного, вас уже жополизы власти заметили и скоро заберут в свою команду.
"... доказать свою правоту..." - СВОЮ правоту? А есть ли она у вас? ЧТО вы внесли в мир СВОЕГО кроме строчек и то куцых? 
"... вы мне стали хамить и яро доказывать обратное?..." - я не хамлю, я лишь отреагировал на раздражитель. Я как живой человек имеющий 1-ю сигнальную систему. 
Мне тут губешки надувать не надо, выворачивайте их другим, с вами во всем согласным. 
И я уже подсказывал тут многим на разных страничках: не спорьте, а УРОВНЯЙТЕ потенциалы!!!
13:19 08.03.2025
Юлия Моран
Зато вы внесли в мир. Метлой не выметешь. 
21:34 06.03.2025
Алёна Шаламина
09:17 28.02.2025(1)
1
Алена, если Вы безусловно точно преподнесли идеи Мэнсона, то его философия есть уродливый постмодернизм... Философия ведущая в тупик оголтелого протестантизма и вымирания...
11:23 28.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Мне порекомендовали книгу Мэнсона, уже не помню почему. Может быть, и не стоило мне в ней разбираться, но чем глубже я разбираю её, тем уродливее кажутся мне её идеи. И, действительно, несёт она черты постмодернизма:
Критика традиционных ценностей. Мэнсон утверждает, что многие ценности, навязанные обществом (успех, богатство, постоянное стремление к счастью), по сути, ложны и вредны. Это типичный постмодернистский ход — разоблачение «великих иллюзий».
Релятивизм и отказ от объективных истин. Хотя Мэнсон не уходит в крайности радикального релятивизма, его идея «выбирать, на что тратить свою энергию, а на что нет» — это в каком-то смысле отказ от универсальных критериев важности. Он говорит, что смысл жизни — это то, что человек сам решает считать важным. Это перекликается с идеями постмодернизма, где истина субъективна.
Цинизм и ирония. Книга написана в духе постмодернистской иронии, с насмешкой над общепринятыми установками и концепцией личностного роста.

Безусловную точность я, конечно, не могу гарантировать. Но стараюсь не искажать его идеи.
15:04 28.02.2025(1)
1
Вы абсолютно правильно меня поняли. Мэнсон заведомо отказывает человеку в пути. И не просто в пути, а в пути к великому и недостижимому. 
Кстати, хотел ответить Вам на статьи сравнивающие Мэнсонианство с различными религиозными доктринами. Вы дали атрибутивный взгляд на вероучения, выдавая его за взгляд внутрь... Например, все восточные религии, включая индуизм и буддизм и исключая, наверное, только синтоизм, с полным презрением относятся к человеческому воплощению и жизни на земле, считая этот период ни чем иным, как наказанием и испытанием. Впрочем , как и к любому другому воплощению на нашей земле. Принимая обязательность исполнения всех уроков, адепты стремятся как можно скорее их исполнить и всемерно сократить срок пребывания тут, ибо цель - нирвана. Поэтому, адепты приветствуют смерть , как ученики - сданное домашнее задание.
У стоиков, тоже было несколько иное отношение к смерти и , соответственно, к жизни. Смерть была смыслом и кульминацией жизни.
Марк Аврелий : «Наиболее совершенный образ мыслей – считать каждый день, который ты провожаешь, последним, без страха и притворства».
Сенека : «Человек, не знающий, как достойно умереть, не сумеет и достойно жить»
Я уже не буду говорить о христианстве, или исламе. Вы , на мой вкус, предложили познакомиться с вывеской над дверью храмов этих церквей, а не с идеями веры... Мы , считая себя православными христианами, вообще, очень поверхностно знакомы с самим вероучением. 
15:21 28.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Вы , на мой вкус, предложили познакомиться с вывеской над дверью храмов этих церквей, а не с идеями веры...

Это точно. Мне захотелось познакомиться с тем, как к вопросам, затронутым в книге Мэнсона, подходят разные религии и философия. Подошла к их храмам на расстояние видимости и прочитала, что написано на вывеске. 
15:25 28.02.2025(1)
1
Вера и церковь чаще всего не одно и то же... Например в Ветхом завете человек создается дважды - в первой и во второй главе...))) В любом случае, Ваши статьи , на мой вкус, полезны были... Наверняка кто-то углубил свои знания и задумался о смерти...
15:29 28.02.2025(2)
Алёна Шаламина
А у меня ещё много заготовок. И сейчас сильно засомневалась, стоит ли продолжать. И так уже мои заметки становятся похожими на проповеди. А при этом я только всё больше замечаю, как мало я знаю.
10:06 06.03.2025(1)
Ох как же вы правы! И вы указали ГЛАВНУЮ причину и ваших споров, и ваших бед: "... я только всё больше замечаю, как мало я знаю..." 
Вот вы и уперлись в МИРОВОЗЗРЕНИЕ имярек...
21:05 06.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Пожалуй, в этом и есть главный парадокс познания: чем больше узнаёшь, тем яснее становится, сколько ещё остаётся за границей понимания. Если это беда – то, видимо, неизлечимая. 😊 А что касается "упёртости" – быть может, это просто путь размышлений, а не столкновение лбами?
21:22 06.03.2025(1)
Разрешите немного не согласиться. 
"... быть может, это просто путь размышлений, а не столкновение лбами?..." - что такое РАЗМЫШЛЕНИЯ? Это мыслительная деятельность происходящая В мозгу и НЕ выходящая из оного. Можно сравнить с отшельником в пещере проведшего жизнь в молитвах. 
Но вы же мысль ОБОЗНАЧИЛИ - ВЫСКАЗАВ ее в письменной форме и предоставив для широкого обсуждения в инете. Вы ждете ответной РЕАКЦИИ! Реакция последовала. 
Из вашего ответа видно что вы БОИТЕСЬ столкновений лбами. Это вызывает в вас отторжение. Тогда уберите все свои мысли вслух! И будя вам шастя: тихо сам с собою, тихо сам с собою - я веду беседу...
21:32 06.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Борис, размышления – это не только внутренний процесс, но и возможность обмена взглядами. Однако обмен – это не битва. Я не боюсь столкновений лбами, но предпочитаю, чтобы мысли встречались, а не сталкивались. Если дискуссия становится не обменом, а противостоянием, она теряет смысл. Поэтому пусть каждый выбирает, в каком формате ему комфортнее размышлять и делиться мыслями.
23:13 06.03.2025
Разрешите еще раз не совсем согласиться.
«…размышления – это не только внутренний процесс, но и возможность обмена взглядами….» - размышления, это ВНУТРЕНИЙ процесс, а ОБМЕН мнениями – это осуществленный ВЕРБАЛЬНО процесс! Недаром мы до сих пор негодуем выговаривая собеседнику – я не могу ЧИТАТЬ твои МЫСЛИ! Размышляй, медитируй сколько душеньке угодно, но если хочешь добиться результата – ОЗВУЧ свои мысли!
Вы можете сколько угодно предпочитать, но сама жизнь показывает, что социум не возможен без ОБЩЕНИЯ (озвучки) и что в силу разности МИРОВОЗЗРЕНИЙ, вы всегда будете СТАЛКИВАТЬСЯ во мнениях! Вот к примеру, я не дорос до вашего мировоззрения и посему услышав (прочитав) от вас РАЗДРАЖИТЕЛЬ – я просто согласно 1-й сигнальной системе РЕАГИРУЮ! Спорю, ругаюсь, угрожаю, действую…
Теряет смысл не дискуссия, а повод для споров между людьми имеющими ОДИНАКОВЫЙ потенциал (уравнивание потенциалов)!!! Зачем, ведь мы ЗНАЕМ одно и то же.  
15:53 28.02.2025
1
Почему нет, если пишется и есть отклик читателей...))) Я когда писал рассказы "Игра" изучил демонологию христианства...))) Более того - полез снова в Ветхий завет... 
11:02 06.03.2025
Анатолий Комогоров
Книга Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма» для меня не стала открытием.
Эта книга всего лишь описывает поведение обычного человека, так инстинктивно поступают подавляющее большинство населения.
Человеку в первую очередь надо позаботиться о выживании и продолжении рода. А все остальные задачи решать по мере поступления.
Но есть люди, которые ставят перед собой задачи, ради которых жертвуют и собственной жизнью, и здоровьем, и продолжением рода.
А есть такие, которые способны совмещать решение и тех, и других задачь.
Это три типа людей.
10:07 06.03.2025
Ввиду того, что все во Вселенной - ОТНОСИТЕЛЬНО, не стоит упирать на истину в последней инстанции разных "ушеных" мужей!!! 
16:38 27.02.2025(1)
1
Irina Krupenina
Спасибо, Алёнушка. А в народе бы сказали:"Овчинка выделки не стоит". 
08:28 28.02.2025
1
Алёна Шаламина
Точно!
Реклама