Заметка «Адаптация мигранта или экспата »
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 20
Читатели: 87 +4
Дата:
Предисловие:
В обсуждении моего рассказа Сквозь чужие двери затрагивался вопрос, насколько "своим" можно стать в чужой стране. Обсуждение побудило меня задуматься о себе, о знакомых и о том, что пишут на эту тему социологи и психологи. 

И ещё в тему: Почему (некоторые) немцы уезжают из Германии

Адаптация мигранта или экспата

Считается, что процесс адаптации мигрантов проходит в четыре стадии:

1. Туристическая стадия (или медовый месяц)
В самом начале переезда люди испытывают эйфорию: всё новое, интересное, вызывает восторг. Им кажется, что они сделали правильный выбор, и трудности воспринимаются как приключения. Это похоже на заграничное путешествие, где даже бытовые сложности воспринимаются с энтузиазмом.

2. Кризисная стадия (или культурный шок)
После первой волны восторга наступает разочарование. Человек начинает осознавать, что новая страна — это не просто красивые улицы и интересные традиции, а ещё и бюрократия, сложный язык, другие нормы общения. Возникает стресс, чувство одиночества, непонимания. В этот момент некоторые мигранты могут впасть в депрессию или даже задуматься о возвращении.

3. Стадия адаптации
Если человек справляется с кризисом, он начинает постепенно осваиваться. Понимает язык, заводит знакомых, привыкает к местным порядкам. Он уже не чувствует себя полностью чужим, но и не ощущает себя "своим". Это переходная фаза, в которой человек учится жить между двумя культурами.

4. Стадия интеграции (или принятия)
Человек чувствует себя уверенно, может свободно общаться и работать, имеет круг общения. Он принимает новую культуру и встраивается в неё, но при этом сохраняет свою идентичность. Многие мигранты на этом этапе ощущают себя "гибридными" людьми — и не полностью местными, и не полностью чужими.

Иногда добавляют и пятую стадию — возвращение на родину. Если человек решает вернуться, он может испытать обратный культурный шок: то, что раньше было родным и понятным, теперь воспринимается иначе, а окружающие его не всегда понимают.

Эти же стадии адаптации проходят не только мигранты, но и все люди, которые резко меняют среду (например, студенты, переехавшие в другой город, или экспаты).

Культурный шок

Самые распространённые симптомы:
Эмоциональные: раздражительность, тоска по дому, депрессия, чувство одиночества.
Физические: усталость, бессонница, головные боли, снижение аппетита.
Социальные: избегание общения, замыкание в себе, страх перед местными жителями.
Когнитивные: ощущение, что всё вокруг нелогично, несправедливо, сложно понять местные нормы.

Какие факторы усиливают или ослабляют культурный шок?
🔺 Усиливают:
Резкое отличие культуры (например, переезд из России в Японию).
Языковой барьер.
Отсутствие поддержки (ни друзей, ни семьи рядом).
Финансовые трудности.
🔻 Ослабляют:
Хорошая подготовка (изучение культуры заранее).
Знание языка.
Открытость к новым вещам, любопытство.
Общение с местными жителями.

Экспаты

Экспаты (от англ. expatriates) — это люди, которые временно или на постоянной основе живут в другой стране, но, в отличие от обычных мигрантов, они чаще всего переезжают по работе или в поисках лучших возможностей, а не из-за экономической необходимости или политических причин.

Чем экспаты отличаются от мигрантов?

Мотивация переезда
Мигранты обычно переезжают в поисках лучшей жизни, спасаясь от войны, бедности, политических преследований.
Экспаты чаще всего переезжают по контракту от компании, ради карьеры или ради нового опыта.

Статус и условия жизни
Мигранты могут столкнуться с дискриминацией, сложностями с документами и необходимостью адаптироваться к тяжелым условиям.
Экспаты обычно имеют стабильный доход, хорошую работу, нередко получают поддержку от компании (жильё, страховку, обучение).

Отношение к новому месту
Мигранты часто рассматривают переезд как окончательный или долгосрочный.
Экспаты чаще всего не планируют оставаться навсегда — они могут провести в стране несколько лет, а потом вернуться или переехать в другую страну.

Примеры экспатов:
Американский инженер, работающий в Германии по контракту.
Российский программист, живущий в Сингапуре по рабочей визе.
Французский преподаватель, который преподаёт в Китае по международной программе.

Экспаты могут испытывать тот же культурный шок и проходить через стадии адаптации, но у них часто больше ресурсов и возможностей для комфортного вживания в новую среду.

Четыре возможные стратегии адаптации

Явление культурного шока впервые описал в 1954 году канадский антрополог и социолог Калерво Оберг (Kalervo Oberg). Он же выделил и четыре основные стадии адаптации. А канадский психолог Джон Берри (John W. Berry) создал модель стратегий адаптации, в которой выделил четыре типа реакции мигрантов на новую культуру:
Ассимиляция – полное принятие новой культуры и отказ от своей.
Интеграция – сохранение своей культуры при включении в новую (самый здоровый вариант).
Сепарация – отказ от новой культуры, замыкание в своей среде.
Маргинализация – потеря обеих культур, состояние «ни там, ни тут».
Реклама
Обсуждение
09:56 19.02.2025(2)
1
Хорошая статья, не совсем согласен по тексту, но в целом все правильно.
У самого было подобное, о чем вы написали, а одно не случайное знакомство - лишило меня всех иллюзий.
Потом подумал, зачем себя ломать - приспосабливаться? А дальше что, работа-дом-тв-семья? Все тож самое? - не впечатляет.
Уж лучше туристом, куда угодно и как можно чаще!! И будут впечатления.
И посоветовал бы ВСЕМ домоседам - чаще выезжать туристом туда, где нас нет. Полезно, много интересного увидишь.........
А теперь, хотелось бы от вас услышать: почему НАШИ, тридцать лет сваливают из страны - на работу и пмж? 
11:58 19.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Вы говорите, что НАШИ уезжают уже 30 лет, но это не уникальное явление. Немцы тоже уезжают — ради работы, климата, любви или просто приключений. Эмиграция — это не всегда бегство, иногда это просто выбор.
Уж лучше туристом, куда угодно и как можно чаще!! И будут впечатления.
Согласна, что это лучше!
12:08 19.02.2025(1)
1
Вот видите, как хорошо, что мы понимаем друг друга.
Кажется, зачем немцам уезжать, если у них все хорошо, а нашим приезжать к немцам? Не расскажите?
12:20 19.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Я могу ответить только в общем. И написать такую же безэмоциональную, скучную заметку, как эта. 
У меня только знакомые есть, у которых родственники навсегда переселились в США, Канаду, Австралию. 
Хотя - один хороший знакомый играл с мыслью переехать в США, и мне кажется потому, что очень ему нравилось путешествовать по США туристом в отпуске. И он же рассказывал мне о своей знакомой, уехавшей в какую-то страну Латинской Америки, потому что она вообразила, что тамошние шаманы излечат её от какой-то её болезни. Вроде бы только в той стране она может выжить.
12:34 19.02.2025
1
Вы человек наблюдательный, поэтому скучно не пишите. Уверяю вас!
Я тож знаю от знакомых, которые свалили давно в другие страны, почему уезжали - не могли спокойно наблюдать за беспределом в начале 90-х. Не скажу, что ТАМ было у них все идеально, там оказывается был СВОЙ беспредел, но назад никто не вернулся - там был, оказывается, ПОНЯТНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ. И я их отчасти понимаю - не надо никого держать за ноги. А если уезжают, надо что-то менять. И дело, сами знаете, не только в материальной стороне............ Об этом не буду.

По любому, пишите Алена, что видите, это свежак для фабулы.
11:50 19.02.2025(3)
1
Замуж выходят. Как вам такой вариант? 
 Что касается домоседства. От себя не убежишь. Беги не беги от скуки, а от себя внутри не сбежать. Это как чемодан. Всё, что накопил человек в процессе жизненного опыта, то и прихватил с собой. Независимо от того, куда он собрался переехать или поехать. 
  Относительно статьи - не интересно выглядит. Я бы сказала, что выглядит с точки зрения читателя, как научная статья. Скучновато. Эмоций не хватает. Энергии! 
  От себя могу добавить другое мнение. Есть люди, влюблённые в жизнь, в людей, в мир! Их восприятие всегда предполагает ответственность. Где бы они не были. О чём это? Некогда им думать о том, чего им не хватает или хватает. Приспособление к условиям проживания происходит незаметным для них образом. Потому что люди хорошие есть везде! Конечно, я говорю только о тех. кто не захлопывает двери перед другими людьми с чувством ненависти и негатива. 

С Анатолием Комагоровым я не разговариваю. Он сам так захотел. Я тут ни при чём.
12:50 19.02.2025(1)
1
Анатолий Комогоров
Замуж выходят. Как вам такой вариант?

На мой взгляд, выходя замуж за иностранца, девушка выбирает худший вариант жениха, чем выбрала бы на родине.
Если девушка обладает качествами высокого статуса, то на родине она бы вышла замуж за человека соответствующего социального статуса.
А иностранцы, которые приезжают в страны третьего мира за невестами, однозначно не обладают высоким статусом, поэтому и не могут найти на родине невесту с высоким статусом.
У меня две знакомые вышли за иностранцев, одна из них прожила с ним необходимое время и, родив от него ребёнка, развелась с ним и по суду выгнала его из квартиры.
Другая осталась без мужа, который сбежал от неё, оставив на неё квартиру с невыплаченым кредитом...
Первой повезло больше. А вторая даже ребёнка не родила...
23:22 19.02.2025(1)
Панин
  
На мой взгляд, выходя замуж за иностранца, девушка выбирает худший вариант жениха, чем выбрала бы на родине

  Женится надо по любви. Даже если из другой страны, даже если интернетное знакомство. Ведь на земле так много одиноких.
23:41 19.02.2025(1)
Анатолий Комогоров
Про любовь — это всё неправда. Нет доказательств того, что любовь существует.
В отдельно взятом случае отношение между мужчиной и женщиной можно назвать любовью. Но в целом — это брак.
00:12 20.02.2025(1)
Панин
У вас ничего нет. Вчера вы говорили, что Украины нет, сегодня что любви нет. А что есть? 
02:31 20.02.2025
Анатолий Комогоров
Вы невнимательно читаете мои комментарии.
12:06 19.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Приспособление к условиям проживания происходит незаметным для них образом.

Очень интересно! То есть плавный переход от эйфории туристического периода к интеграции. Бывает ли такое даже в браках? Чтобы медовый месяц - и после него сразу полное согласие и гармония на всю жизнь? 
13:58 19.02.2025
" То есть плавный переход от эйфории туристического периода к интеграции. "
А при чём тут эйфория? Простите. Я предлагаю сразу найти серьёзное отношение к переменам. Чтобы потом быть готовым к разным обстоятельствам. Не надо перекладывать трудности на других. Это первая мысль, к которой рекомендуется приспособить своё сознание. 

"Чтобы медовый месяц - и после него сразу полное согласие и гармония на всю жизнь? "

Надо учиться у пчёл. Заметьте, что пчёлы не садятся на цветы без нектара. Почему? Потому что там нет мёда. Они не умеют производить плохой мёд. Не знаю поймёте ли вы мою мысль, но я утвердительно заявляю вам о том, что медовый месяц может продлиться всю жизнь. При одном условии, конечно - искренность, прозрачность, и душевное согласие. Про физику не будем. Литературный сайт, как никак. Благодарю за внимание. 
Кстати, есть ещё один момент. Для того, чтобы продлить медовый месяц. Важно сразу не закрывать глаза на то, что вызывает сомнения. 
12:03 19.02.2025(1)
1
Замуж? Тоже вариант, касаемо женщин. Но почему ТУДА надо ехать? Что нет так с нашим мужичком?
Эт точно, от себя не убежишь, если в голове чет происходит. И хорошо, если происходит по причине личностного характера, а если от внешних факторов? Тогда караул или время вылечит? Но время не лечит - оно крадет годы, как правило, и здоровье.
И все же интересно понять, почему от нас бегут люди? Как по мне - в поисках лучшего, и готовы терпеть, приспосабливаться.

А что эмоции, Ирина? Статья сжатая и это правильно. И чтоб не было скучно, позволяет порассуждать, если кто дополнить хочет материал.

Согласен в вами, есть люди влюбленные в жизнь. И добавлю, когда в жизни НЕТ проблем. Зачем обманываться?
Но, все же интереснее, получит от вас ответы на вопросы - выше.
12:23 19.02.2025(1)
"Что нет так с нашим мужичком?"

Так в том то и дело, уважаемый. Что с "нашим мужичком" тула отправились. Про жён декабристок читали? Не перечим решению, а только потом делаем выводы. От ответственности не уйти порядочным людям. 

"Но время не лечит - оно крадет годы, как правило, и здоровье."

Очень жаль, что вы успели сделать такой вывод. Сколько вам? Если не секрет, конечно. Интересно узнать какому возрасту подвластно такое угнетённое настроение?

" И все же интересно понять, почему от нас бегут люди?"

От вас это откуда? С России? Если да, так они этого сами не скрывают. Из-за трусости, слабоволия, ненависти, обиды, порочности. 

"Согласен в вами, есть люди влюбленные в жизнь. И добавлю, когда в жизни НЕТ проблем. Зачем обманываться?
Но, все же интереснее, получит от вас ответы на вопросы - выше."


Не бывает такой жизни, в которой нет проблем. Хочу сразу обратить на этот факт ваше внимание. Стало быть следует сделать такой вывод: береги совесть, чтобы засыпать с надеждой, и просыпаться с верой в хорошее! 
Получили ответы? Удовлетворены? Если нет - я к вашим услугам! 
"Пора пора порадуемся на своём веку...
 Опять скрипит потёртое седло..."

12:41 19.02.2025(1)
Я уже никудышний, Ирина - 75 годков, потому так и рассуждаю. Это не угнетенное состояние, а объективное. Время не лечит, если были душевные травмы - они не проходят, а рубцуются. И рубцы остаются на сердце! И в голове.

Насчет бегут из-за слабоволия - не согласен, каждый ищет, где лучше, если себя здесь не находит. Вопрос, почему ДОМА себя не находит?

Насчет жизни - проблемы проблемам рознь. И потому, думаю, не всегда уместно утверждать, что совесть и вера с надеждой, помогут в решении проблем. 
12:53 19.02.2025(2)
Вам в вашем возрасте конечно виднее. Не буду спорить. Но хочу добавить, что лично знаю людей, которые в свои семьдесят пять лет смеются от души и от чистого сердца. Любят жить, любят людей, полны энергии и позитива. А иногда и сто грамм ещё могут выпить. Спеть и сплясать. 

"Насчет бегут из-за слабоволия не согласен - каждый ищет, где лучше, если себя здесь не находит. Вопрос, почему?"

Послушайте тех, кто бежит, как вы сами выразились. Сделайте вывод на основе их рассуждений, а не моих.

"Насчет жизни - проблемы проблемам рознь. И потому, думаю, не всегда уместно утверждать, что совесть и вера с надеждой, помогут в решении проблем. "

Я исхожу из своего личного опыта. Негативный человек нигде не уживётся. 
13:21 19.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Ирина, цитирую Вас: 
Конечно, я говорю только о тех. кто не захлопывает двери перед другими людьми с чувством ненависти и негатива.

" И все же интересно понять, почему от нас бегут люди?"

От вас это откуда? С России? Если да, так они этого сами не скрывают. Из-за трусости, слабоволия, ненависти, обиды, порочности. 

Я исхожу из своего личного опыта. Негативный человек нигде не уживётся.

Тот, кто это писал, действительно кажется негативным человеком, захлопывающем двери перед другими с чувством ненависти.
14:16 19.02.2025
Рекомендую перепроверить цитирование. Есть одна фраза, которая мне не принадлежит. 

Что касается остального - аргументируйте, пожалуйста, своё мнение. Иначе, я не смогу его принять. 

13:11 19.02.2025(1)
Мой возраст ни о чем не говорит, как и не виднее мне - просто я так думаю. И смеюсь от чистого сердца, мне ничего не мешает чувствовать себя свободным.

Я разного наслушался, почему бегут, но хотел ваше мнение услышать.

Согласен, негативный нигде не уживается, при этом может быть совестливым и веровать в бога, но.... не уживается. Повидал разного на своем веку, такие вот дела.
14:12 19.02.2025(1)
"Согласен, негативный нигде не уживается, при этом может быть совестливым и веровать в бога, но.... не уживается. "

В таком варианте ( человека с совестью)  смею предположить, что ему больше повезёт, если он перестанет терпеть несправедливое отношение к себе. 
14:21 19.02.2025(1)
Здесь по другому - он считает, что все не правы, а прав только он.
14:54 19.02.2025(1)
Мы о совести рассуждаем, как о понятии общем для всех, или отдельном? Лучше сразу уточнить этот момент. Во избежание бессмысленных рассуждений. 
16:10 19.02.2025(1)
О совести я не молвил ни слова.
Во первых, во мне совести нет - я ее пионерской организации подарил. 
А во вторых - уживчивость, это качество головного мозга, и часто видел как бывало между людьми.
Кстати, а что такое совесть - своими словами, не объясните мне?
16:24 19.02.2025(1)
"Согласен, негативный нигде не уживается, при этом может быть совестливым и веровать в бога, но.... не уживается. "

Это ваши мысли?
16:56 19.02.2025(1)
Это не мысли, все из земной жизни, как и пример не единичный.
17:10 19.02.2025(1)
Оставим эту бессмысленную беседу. Трудно понимать собеседника, которому всё равно на то, понимают его или нет. 
17:51 19.02.2025(1)
Оставим, не вопрос.
Но чтобы слышать собеседника впредь, надо понять, о чем он ВАМ пишет.
19:20 19.02.2025(2)
Я пыталась понять как человек сначала пишет одно, а потом отказывается признать тему разговора. Я учла ваш возраст, и передумала. Уважительно отношусь к возрасту человека, принимая все его недостатки. 
22:50 19.02.2025(1)
Причем здесь возраст? Я вам привел пример из жизни, а пример - не теория пальцем придуманная.
Быть идеалистом теоретически можно, но на практике получается другое.
Так и вашем случае - не верите услышанному. Поэтому, как говорится, не договорились.
23:25 19.02.2025
"Я уже никудышний, Ирина - 75 годков, потому так и рассуждаю. "

Это вы писали? Что вы уже никудышний?
Вот при чём возраст. Отношусь с почтением и пониманием. 
19:29 19.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Я тоже стараюсь уважительно относиться к людям, принимая все их недостатки. Например, манеру выдавать хамство за уважение.
19:39 19.02.2025
Вы ошиблись, Алёна. 
14:46 19.02.2025(3)
2
Irina Krupenina
Спасибо, Алёна, за статью и интересную тему. С удовольствием прочла. Очень хорошо и чётко всё разложено по полочкам. Так оно, наверное, и есть на практике. Ня я думаю, что еще существуют индивидуальные особенности. Что касается меня, то я предпочитаю жить там, где родилась. Я не патриотка. Нет. Просто мне так проще, теплее, спокойнее. Я не хочу ни с кем расставаться. Но путешествовать я очень люблю. В Америке и в Европе, конечно, хорошо. Но когда я думаю об этом, то вспоминаю Африку и Латинскую Америку. И тогда я радуюсь, что родилась и живу в России.
15:16 19.02.2025
Алёна Шаламина
Когда писала эту заметку, то задумалась: то ли я интегрирована в немецкое общество (сохранение своей культуры при включении в новую), то ли я отношусь к маргиналам (потеря обеих культур, состояние «ни там, ни тут»).
15:11 19.02.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Честно говоря, и я тоже радуюсь, что родилась и полжизни прожила в России. 
18:40 19.02.2025
1
Irina Krupenina
Если бы я жила в деревне, то, наверное, не уехала бы из неё в город, в поисках лучшей жизни. Так и жила бы с мамой. 
15:02 19.02.2025(1)
Алёна Шаламина
18:40 19.02.2025(1)
1
Irina Krupenina

А сегодня уведомление о публикации было. 
18:46 19.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Наверно, это действительно потому, что я опубликовала чистовик. Не черновик, как раньше.
18:56 19.02.2025
1
Irina Krupenina
Будем знать теперь.
11:34 19.02.2025(1)
1
Likin M
"Вот послушал я вас и понял: Ну и дураки же вы все" (с) 
Был такой писатель, очень мною нелюбимый, кстати. А. Грин прозывался. И был у этого писателя рассказ, коий я теперь не могу нигде найти. Гениальный рассказ. Просто, ставящий над i все точки. Фабула такая. Один питерский вроде, или что-то вроде того, клерк всю жизнь, с юности, мечтал оказаться в Америке, в центральной её части, где прерии, пампасы и ковбои. Из жалкого жалования своего он копил на путешествие, не женился даже. Но, вот, у кого-то из его родственников приключились проблемы, и ему пришлось тащить на себе несколько, человек. И вот наконец, когда он уже развязался с этим, то увидел, что жизнь прошла и денег он не скопил. Тогда товарищ продал всё что имел и уехал в свои пампасы. Там он моментально очутился в самом эпицентре разборок бандитов и симпатичных юных сироток, спасаемых от первых мужественным юношей с манерами аристократа, дублёной на солнце кожей и парой восьмизарядных ганов на поясе. Далее, всей тёплой компанией они поскакали по прериям, прячась от пуль за кактусами, питаясь ящерицами и ночуя под открытым небом... В общем, всё окончилось известным гриновским хеппи эндом. Каким - уже не помню, но суть не в этом. В то время, когда сиротки тихо блеяли в испуге и жались к спасителям, а аристакратичный юноша останавливал лбом и грудью пули, вяло шлёпающиеся у его ног, наш герой широко улыбался, приплясывал в экстазе и рассказывал всем как он счастлив. Почему? Впервые за всю свою жизнь он жил. Денег у него не было, будущее рисовалось смутно, но ему было по барабану.
Перечитайте ваших бонз. Где у них есть про то, как восторженные натуры вырываются из привычного, тысячу раз обрыдевшего круга, готовые обнимать всякого встречного скорпиона? Ась? 
12:01 19.02.2025(1)
1
Алёна Шаламина
  
13:34 19.02.2025(1)
1
Likin M
Зря смеётесь, кстати. Там про меня почти что написано. Да, я приехал не то чтобы вовсе без денег, но твёрдо решил жить на то, что заработаю. Взяли меня поначалу на работу с грошовым жалованием, но перспективную. Перед этим, я отказался от работы с хорошим жалованием, но стрёмной. Потому снимал квартиру, без мебели в довольно дешёвом местечке, где пахло кухней и марихуаной. Вернее, мебель была - матрас на полу. Едой я питался самой дешёвой и только по выходным позволял себе один шейк шоколадный. Это был мой пир, в награду за неделю труда. И знаете... Я, чувствовал такое небывалое счастье, которому позавидовал бы богач. Душа пела. Я искренне любил всё окружающее. Я и сейчас люблю. И любовь эту не променяю на... нелюбовь. Да, и о ностальгии. У меня ностальгия по любимым курортным местам, куда я катаюсь в отпуск или просто, если есть свободное время. Выйдешь это на берег океана, смотришь вдаль, на любимые острова и вспоминаешь и мечтаешь... Что там о культурном шоке написано? Да, постоянно в этом самом шоке... в самом приятном смысле слова ) 
13:39 19.02.2025
1
Алёна Шаламина
12:49 19.02.2025(1)
2
Правильные положения статьи: кратко и толково.
Кое-что и я испытала из написанного... Хотя никуда из России не выезжала. Но у нас страна большая, в состав входит и несколько республик, где люди другой национальности, другой язык, другие обычаи... Признаюсь: поначалу было очень нелегко... Потом многое приняла, с чем-то смирилась, но язык так и не смогла выучить...
Хорошая статья!
12:52 19.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Тося! 
08:15 19.02.2025
1
Муха
Возьмём, например, нашу лимиту ))
О мигрантах с азии-тоже интересно.
Кстати, про спиральную динамику и степень адаптации)),про соционику. Смешные моменты. Житейская и клиническая психология..,но в конце, подвести итог вумными словами)
Книга автора
МОЙ ВЗГЛЯД 
 Автор: Виктор Новосельцев
Реклама