Тип: Заметка | Раздел: Обо всем | Автор: Аноним | Читатели: 77 +1 | Дата: 05:23 06.02.2025 |
| |
Всемирный банк (2020). Борьба с коррупцией. Доступно по адресу https://www.worldbank.org/en/topic/governance/brief/anti-corruption. Дата обращения 20.11.2020.
Глобальная финансовая честность (2015). Незаконные финансовые потоки из развивающихся стран: 2004-2013 годы. Доступно по адресу https://gfintegrity.org/report/illicit-financial-flows-from-developing-countries-2004-2013/. Дата обращения 10.11.2020.
Глобальная финансовая честность (2020). Незаконные финансовые потоки, связанные с торговлей, в 135 развивающихся странах: 2008-2017 годы. Доступно по адресу https://secureservercdn.net/45.40.149.159/34n.8bd.myftpupload.com/wp-content/uploads/2020/03/GFI-Trade-IFF-Report-2020-Final.pdf?time=1605831611. Дата обращения 18.11.2020.
Международная прозрачность (2020). Индекс восприятия коррупции. Доступно по адресу https://www.transparency.org/en/cpi. Дата обращения 18.11.2020.
ООН (2018). Глобальные потери от коррупции составляют не менее 5 процентов мирового валового внутреннего продукта, сообщил Генеральный секретарь Совета Безопасности со ссылкой на данные Всемирного экономического форума. Доступно по адресу https://www.un.org/press/en/2018/sc13493.doc.htm. Дата обращения 05.11.2020.
Свенссон, Якоб (2005). Восемь вопросов о коррупции. Журнал экономических перспектив, 19 (3): стр. 19–
Флеминг, Шон (2019). Коррупция обходится развивающимся странам в $1.26 триллионов в год, но половина стран EMEA считает это приемлемым. Доступно по адресу https://www.weforum.org/agenda/2019/12/corruption-global-problem-statistics-cost/. Дата обращения 18.11.2020.
Хунджа, Роберт (2015). Вот 10 способов борьбы с коррупцией. Доступно по адресу https://blogs.worldbank.org/governance/here-are-10-ways-fight-corruption. Дата обращения 20.11.2020.
24.kg (2020). Около $1 миллиарда в виде займов были незаконно вывезены из Кыргызстана в 1993-2002 годах. Доступно по адресу https://24.kg/english/172085__About__1_billion_in_loans_illegally_transferred_from_Kyыргызстан_в_1993_-_2002/. Дата обращения 05.11.2020.
Примечание. Мнения, выраженные в этом блоге, принадлежат автору и необязательно отражают редакционную политику Института.
Азимжан Хитахунов
Senior Research fellow
Азимжан Хитахунов является научным сотрудником Евразийского научно-исследовательского института. Он получил степень бакалавра, магистра и Ph.D. в Казахском национальном университете им. аль-Фараби (программа докторантуры Ph.D. осуществлялась в сотрудничестве с Университетом Джонса Хопкинса в Школе продвинутых международных исследований, Болонья, Италия).
Home » В Центральной Азии запущена Региональная платформа для реализации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции
В Центральной Азии запущена Региональная платформа для реализации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции
13/11/2023 By Admin
2 ноября 2023 года, во время празднования 20-й годовщины Конвенции ООН против коррупции, руководители и эксперты антикоррупционных органов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана собрались в Ташкенте на конференцию по ускоренному отслеживанию выполнения Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, организованную региональным представительством Управления ООН по наркотикам и преступности. Встреча привела к запуску Региональной платформы для ускоренного отслеживания реализации КПК ООН в Центральной Азии, сообщает региональное представительство УНП ООН в Центральной Азии.
Конференция началась со вступительного слова Ашиты Миттал, регионального представителя УНП ООН, и проходила при содействии Владимира Козина, регионального советника УНП ООН по борьбе с коррупцией. Тим Стил, начальник секции полевой поддержки УНП ООН, подчеркнул преимущества регионального подхода для содействия внедрению КПК ООН.
Также были представлены истории успеха из других регионов. Аналогичные платформы созданы для Южной Америки и Мексики, для Западных Балкан.
На вступительном заседании Владимир Козин представил Платформу, ее тематические области, цели, задачи, функции и ожидаемые результаты. В последовавшем обсуждении приняли участие высокопоставленные представители антикоррупционных ведомств региона: Асхат Жумагалиулы, председатель Агентства Казахстана по борьбе с коррупцией, Умуткан Конкубаева, заместитель Генерального прокурора Кыргызстана, Сулаймон Султонзода, директор Агентства по государственному финансовому контролю и противодействию коррупции Таджикистана, Бегенч Гурбангулыев, заместитель Генерального прокурора Туркменистана, Акмаль Бурханов, директор Агентства Узбекистана по борьбе с коррупцией, Светлана Ортикова, заместитель Генерального прокурора Узбекистана. Все выступавшие высоко оценили идею создания Платформы, выразили готовность активно участвовать в ее работе и поделились своими мнениями о том, чему должна быть посвящена Платформа и как должна быть организована ее деятельность.
Во время второй закрытой сессии представители региональных антикоррупционных агентств и эксперты УНП ООН Алексей Конов и Павел Сащеко провели обсуждение и составление основополагающих документов Платформы: Основных принципов организации и функционирования Региональной платформы, Дорожной карты на 2024-2026 годы и Плана действий на 2024-2025 годы.
Было решено, что деятельность Платформы будет сосредоточена на нескольких тематических областях:
Превентивные меры против коррупции;
Предупреждение коррупции в корпоративном и частном секторах и борьба с ней;
Возвращение активов и международное сотрудничество;
Криминализация коррупции и расследование коррупционных правонарушений.
Кроме того, значительное внимание будет уделяться обмену передовым опытом в конкретных областях, предлагаемых государствами-членами, таких как проверка добросовестности или противодействие коррупционному злоупотреблению криптовалютой и другими виртуальными активами.
В рамках каждой тематической области запланирован ряд мероприятий, посвященных управлению конфликтами интересов, продвижению стандартов поведения, раскрытию информации об активах, противодействию незаконному обогащению и бенефициарному владению, корпоративной ответственности за коррупцию, расширению прав и возможностей жертв коррупции, возвращению активов и др.
Платформа будет предоставлять различные инструменты, такие как аналитические материалы и типовые законы, онлайн-курсы и образовательные программы, вспомогательный веб-сайт и конкретные ИТ-решения. Сильный акцент будет сделан на практической значимости для стран-участниц и учете регионального контекста.
Платформа также направлена на укрепление взаимодействия и координации как между странами-участницами, так и между международными донорами, работающими в регионе.
Стратегическое управление платформой будет осуществляться странами-участницами, а ключевые решения будут приниматься в ходе Ежегодной конференции. Роль секретариата Платформы будет выполнять УНП ООН.
Подготовленные документы были единогласно приняты представителями государств-членов. Платформа была официально запущена на следующий день в начале Ташкентского антикоррупционного форума, организованного УНП ООН совместно с Агентством Узбекистана по борьбе с коррупцией, НПО “Региональный диалог” и GIZ.
В ходе Антикоррупционного форума УНП ООН также организовало семинар экспертов по доказательству коррупции в законодательстве и дискуссионную группу по технической помощи в области борьбы с коррупцией в регионе, в которой приняли участие представители Швейцарии, Соединенных Штатов, Антикоррупционной сети ОЭСР, Совета Европы, ПРООН, МВФ, Всемирного банка и GIZ. ///nCa, 13 ноября 2023
«Удачные решения в сфере коррупции быстро устаревают»
© iStock
В Международный день борьбы с коррупцией, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году, новостная служба портала поговорила с директором Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ Алексеем Коновым об особенностях антикоррупционного регулирования в разных странах, необходимости учитывать национальный контекст, о Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы и о новой стратегии США по противодействию коррупции, которая может серьезно изменить международный антикоррупционный ландшафт.
— Некоторое время назад мы говорили о новом Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы. Тогда вы сказали, что это, по сути, ключевое событие этого года в антикоррупционной сфере.
— Если говорить о нормативном правовом регулировании, то да. Новый нацплан был принят позже, чем обычно, но зато он рассчитан на более длительный период, чем его предшественники, и, что более важно, предполагает подготовку предложений по совершенствованию некоторых ключевых разделов антикоррупционного законодательства. Например, впервые на уровне нацплана предполагается возможность внести коррективы в определение конфликта интересов — одного из системообразующих элементов антикоррупционного регулирования в любой стране.
— Зачем потребовалось пересматривать положения?
— Во-первых, нельзя с уверенностью говорить о том, что определение конфликта интересов и некоторые смежные нормы будут пересмотрены. Пока речь идет только о подготовке предложений. Хотя нам бы этого хотелось — мы неоднократно говорили о необходимости внесения изменений, в том числе в наших публикациях.
Алексей Конов
© Высшая школа экономики
Во-вторых, это в целом нормальный процесс: положение законодательства появляется, проходит испытание реальностью, накапливается правоприменительная практика, становятся понятными недостатки в формулировке или в целом в избранном подходе. После этого закон необходимо корректировать, начинается поиск вариантов. К тому же даже удачные решения в сфере противодействия коррупции быстро устаревают — противоборствующая сторона учится обходить расставленные ловушки.
— Насколько при разработке антикоррупционного законодательства Россия в принципе смотрит на опыт других стран и готова с ними сотрудничать?
— Зарубежные практики мы анализируем активно. На официальном уровне это происходит в рамках различных международных форматов: это и конференция, и рабочие группы государств — участников Конвенции ООН против коррупции, и GRECO, и антикоррупционные рабочие группы в G20 и АТЭС и т.д. На экспертном уровне мы тоже стараемся системно отслеживать решения, применяемые другими странами, — именно ради этого во многом был создан Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ. Участвуем мы и в совместных проектах с зарубежными коллегами. Например, как раз сегодня УНП ООН официально выпустит международное исследование о коррупции в спорте, в котором принимали участие и эксперты Вышки.
Проблема в том, что общепринятые, удачно примененные в отдельных странах и рекомендуемые международными организациями меры далеко не всегда и не везде срабатывают.
Как бы банально это ни звучало, при планировании антикоррупционных реформ очень важно учитывать национальный контекст
Но вот учитывать его мы как раз пока не очень умеем, и внимание ему зачастую уделяется недостаточное.
— То есть подход к противодействию коррупции сильно зависит от социальной среды?
— Да, сейчас эта тема широко обсуждается в мире применительно к африканским и среднеазиатским странам. В эти страны приехали международные эксперты, рассказали, как нужно бороться с коррупцией. На поверхности их рекомендации
|
Мы достаточно бедное государство.
Потому и такое расслоение по уровню жизни в обществе: от нищенствующих врачей, учителей, ученых, работников искусства - до жирующих высоких чиновников и депутатов.
Потому и коррупция в разных объемах сверху донизу.
К этому ещё подмешивается вросшая на генетическом уровне психология: "От трудов праведных...", "Не подмажешь - не поедешь" и т.д.