Начало разговора - здесь:
Что считать плагиатом?
Что делать, если Ваши стихи обнаруживаются стихи без Вашего имени - или вовсе под чужим?
Мы продолжаем непростой разговор о том, как некоторые несознательные граждане нашего с вами общества так и норовят воспользоваться результатом чужого интеллектуального труда. Проще говоря, украсть чужой текст.
В прошлый понедельник мы начали разговор о том, что же считать плагиатом, и привели несколько примеров кражи чужого текста.
А если на кону - Ваше творчество, доброе имя, а местами и прямая или косвенная выгода, полученная другим?
И, опять-таки, примеры нам в помощь.
1)
Неоднократные случаи отмечал Казбек Чагаров. В связи с этим он разместил заметку, объединяющую эти случаи. Как явствует из текста этой заметки, у него "крадут" вполне в благородных целях - для презентаций школьникам, из соображений лучшего познания родного края и исторических вопросов, поскольку стихи не только высокохудожественны, но и познавательны, информативны. Но в связи с этим закономерный вопрос - а не могли бы представители благородных профессий, краеведы и учителя, показать заодно свои познания в законном цитировании по всем правилам?
Предлагаю ознакомиться с заметкой:
Как у меня воруют стихи, или Совесть - удел слабых
В 2012 г. я написал стихотворение о Байсангуре Беноевском, чеченском полководце XIX века, активном участнике Большой Кавказской войны 1817—1864 гг.
Стихотворение было опубликовано на сайте Стихи.ру, свидетельство о публикации №112060710188 https://stihi.ru/2012/06/07/10188, а затем и на сайте фабула.ру. https://fabulae.ru/poems_b.php?id=254127
Семь месяцев назад некий Isma Akaev (или кто он там на самом деле) поместил на своем канале в ютубе ролик, построенный на декламации моих стихов о Байсангуре.
Автор стихотворения не указан, зато имеется красноречивая подпись - «СТИХ ЧЕРКЕСА».
https://www.youtube.com/watch?v=ZIQtuvixHpo
Ничего не имею против черкесов, однако я – карачаевец.
Следовательно, автор контента целенаправленно приписывает стихотворение другому человеку.
ВОРУЕТ!
А может быть, ошибся?
Как в одном анекдоте: «А может быть, не тварь, может телеграмма не дошла?»
Я неоднократно писал комментарии к ролику субъекта под ником Isma Akaev, с указанием своего авторства стихотворения «Байсангур, а также - моей национальности, приводил соответствующие ссылки, подтверждающие, что автором данного стихотворения являюсь я.
В ответ – молниеносное удаление моих комментариев.
И – тишина…
В общем – телеграмма дошла вовремя!..
У меня уже не впервые воруют стихи.
Ранее было украдено мое стихотворение «Осман Касаев», о герое Великой Отечественной войны, моем земляке https://stihi.ru/2010/06/10/2936, https://fabulae.ru/poems_b.php?id=258352
Некий Сослан Байчоров разместил его в интернете на плейлисте под своим именем, а чтобы не так просто было обнаружить факт воровства, изменил название стихотворения. Правда, с этим воришка особо не заморачивался, в качестве названия взял строчку из этого же стихотворения: «Джигит всегда джигит!» В таком виде стихотворение даже попало на сайты некоторых учебных заведений – использовали для презентации.
После жалобы данные публикации были удалены.
Но не везде....
Вообще, это одно из самых "воруемых" стихотворений.
Чаще всего, его используют в местных газетных статьях и презентациях без указания автора - типа, "слова народные".
Например, в статье "Наш Осман", в газете "День республики" строки из этого стихотворения фантастическим образом и в безымянном порядке вдруг переместились в белорусский музей советских времен: "В рамках стихотворные строчки: «Спасенья нет – Осман пришел, а он умеет мстить…», «Ты кровью сердца записал в истории гранит и всем на свете доказал: джигит всегда джигит…».
https://denresp.ru/2016/10/14/nash-osman/?ysclid=lvfgq3ej3d569514313
А самая первая история произошла со стихотворением «На войне стреляют».
https://stihi.ru/2009/10/28/1471,
Довольно давно я опубликовал его на сайте одноклассники. КМ.ру., в группе "Почитаем стихи".
Вот оттуда его и прихватизировали, на конкурс к 65-летию Победы.
Сначала какой-то Вася из Нижнего(так он был подписан) зашел в гости, выразил восхищение, потом деликатно поинтересовался: а давно ли пишу, публикуюсь ли где.
Публикации-то ранее были, в местной прессе, в газете «День республики», я счел, что ни к чему чваниться, ответил: нет, не публикуюсь.
С тем и отбыл гостюшка, да не знал, что за пару месяцев до этого я на Стихи. ру зарегистрировался.
Очень вовремя, как выяснилось…
Я ведь тогда и понятия не имел, что публикация на стихи.ру гарантирует авторские права.
Вскоре я вдруг заметил повышенный интерес к «На войне стреляют» - множество неизвестных читателей. Но не придал этому значение.
А через некоторое время вдруг опять объявляется Вася из Нижнего, мол, так и так, извините, мой друг выдал ваши стихи за свои, занял первое место в городе, а потом и в области, а теперь у него проблемы, ибо обман вскрылся, скандал, требуют приз вернуть, до губернатора дошло.
И после этого скромная просьба: стихотворение из Стихиры удалите, пока шум не уляжется, а друг-то больше так не будет...
Посмеялся я и деликатно послал этого «Васю», вместе с его вымышленным другом.
А зря. Надо было – не деликатно.
Вот только жаль, что не знаю, в каком городе-области этом произошло…
2.
Заметка Георгия Тригубенко так и называется
Плагиат
Добрый день, Друзья!
В предисловии я опубликовал письмо одного из авторов сайта, которое он прислал мне в личку вчера вечером.
Сегодня утром я зашёл по первой ссылке на "ЛитПричал" к Ивану Демидову и послушал песню в его исполнении на моё стихотворение "Ты не плачь обо мне" (стихотворение написано мною в память о погибшем Друге). Меня возмутило не только плохое исполнение, но, в первую очередь, то, что эта песня была опубликована И. Демидовым, как авторская. К тому же, без согласования со мной.
Я в комментарии к этой публикации написал следующее:
"Добрый день, Иван Федотов!
Вам что-нибудь известно об авторском праве?
Это моё стихотворение, что подтверждается публикациями на литературных сайтах: "Стихи.ру", "Поэмбук", "Фабула", "ЛитПричал" и др., а также свидетельством о публикации №123053000089 от 30 мая 2023 года.
Вы, хотя бы ради приличия, должны были согласовать со мной публикацию песни на МОИ СТИХИ.
Но, Вы этого не сделали!
Поэтому, я требую удалить эту публикацию, а также публикации с этой песней на других сайтах.
А также ЗАПРЕЩАЮ вам впредь исполнять эту песню без согласования со мной!
Всего вам доброго!"
Как вы думаете, что сделал Иван Федотов? Он не придумал ничего умнее, как удалить моё обращение. Точно так же он поступил и со вторым:
"Иван, тем, что вы удалили моё сообщение, вы только усугубляете ситуацию.
Повторяю - вы нарушили мои авторские права и, если не удалите эту публикацию, я вынужден буду обратиться к руководству сайта и в Роскомнадзор".
Тогда я обратился к руководству сайта "ЛитПричал":
"Добрый день!
Автор Иван Федотов опубликовал без согласования со мной песню на мои стихи https://www.litprichal.ru/work/539566/
Считаю это нарушением авторского права и настаиваю на удалении этой публикации.
Благодарю вас за понимание!"
Руководство сайта отреагировало на моё обращение и удалило песню на мои стихи со страницы И. Федотова https://www.litprichal.ru/error.php
3)
До сих пор мы приводили примеры, когда содержание остаётся, а имя перечёркивается-переписывается. Здесь же речь поидёт о том, что имя можно и оставить, а вот содержание авторского текста, размещённого под ним - исказить из каких-то неведомых нам соображений, к редактированию отношения не имеющих. Но это тоже - нарушение прав Автора.
Третий случай возник в ходе обсуждения прошлой темы - эту историю нам рассказал Фрагорийский:
Комментарий...
Вот когда нормально написанные стихи крадут, уродуют и ставят имя автора - это караул.
Мне присылали как-то видео с обезображенными стихами и дурацкими пошлыми картинками из невесть какого гламурятника (текст был составлен из моих, но стихи переделанные, искалеченные, причем не иронично, а именно ПОДМЕНЕНЫ, упрощены, примитивные там огрехи такие были... )). И подписаны были моим псевдонимом, что интересно. Вот это уже свинство и преступление. Но оно - не наказуемо. Ролик был "вирусный") Мои знакомые удивились - прислали мне посмотреть, говорят - ты вроде так не писал никогда, стихи знакомые - но написаны ужасно.
Автор также любезно предоставил нам ссылки на полезные статьи, которыми мы хотели бы поделиться:
Оригинальная банальность
Как хороши, как свежи были розы - история одной крылатой фразы
Я памятник! Себе...
P.S.
Скажу о себе - поскольку не выразить собственного мнения, приглашая читателей поделиться собственным опытом, нельзя.
У меня не крали. Во всяком случае, стихи. Или не крали, или я не ловила, но я не могла бы разместить таким же точно образом "жизненный пример", как это сделали наши уважаемые Авторы, "поймать за руку", так сказать.
Публикации - да, было несколько попыток с фотографиями, впрочем, пресечённых. Однажды написанный мною текст, включая заголовок, вышел под другим именем, а однажды и вовсе - без имени, раньше официальной "бумажной" публикации, которой можно было бы защищаться в суде, и вовсе без имени. Как позже выяснилось, "слил" редакционный работник. Я едва не вышла "вором, укравшим у самого себя". Но имя и справедливость были восстановлены - я связалась с автором интернет-публикации и настояла на том, чтобы сослаться на СМИ. В общем, все мои случаи - не поэтического характера.
Стихи не крали.
Но возникает ещё один вопрос, конечно, в утешение тем, у кого украли: "Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно" (с) Если кто-то крадёт Ваш текст, значит, он считает его достойным внимания. Согласно поговорке - хорошая вещь, но плохо лежит.
Вопрос только в том, как сделать так, чтобы "хорошее" лежало менее "плохо", и защитить свои авторские и человеческие права.
Делитесь своими впечатлениями, а также идеями о том, как это сделать.
Спасибо всем Авторам, принявшим участие в дискуссии прошлой недели!
Коротко напомним, к каким выводам мы пришли касательно того, что же считать плагиатом.
Итак:
Александр Красилов:
"1). Присвоение авторства чужого текста.
2). Точное заимствование части чужого текста без указания авторства (относится к научным текстам, так как в этом случае в заимствованном тексте может содержаться открытие или исследование, принадлежащее автору этого текста).
Вот, пожалуй, и всё.
3). Примечание. Многим хотелось бы, чтоб плагиатом считалось и присвоение чужих идей (сюжет произведения, например, тоже относится к идеям; на этой почве Гончаров смертельно обиделся на Тургенева, посчитав, что тот украл у него сюжет одного из романов), но авторское право на идеи не распространяется. Поэтому любой может смело писать трагедию на сюжет "Макбета" или "Горя от ума", не опасаясь быть обвинённым в плагиате".
Александр Джуга:
"На мой взгляд в нашем случае плагиат - это заимствование (копирование) значительной или ключевой части чужого произведения и выдача его за свое".
Джавелина:
"Если не указан первоисточник вдохновения, то это плагиат!
Все просто.)"
Анна Белецкая:
""Плагиат – это когда вы берете что-то у кого-то другого и делаете это хуже" (Джордж Мур)"
Моряна (Галина Димитрова) подняла тему "ограбления классиков":
"Был тут автор. В имени известного писателя одну буковку заменил. Взял рассказ Замятина "Наводнение", заменил имена и место действия, переставил слова в предложениях, образы оставил замятинские - не заморачивался особо. Рассказ не очень известный, но глубокий. Видимо, не думал, что кто-то мог читать Замятина. На другом сайте ещё и на конкурс выставил. Так и прокололся. Но, надо сказать, администрация фабулы тут же приняла меры, и его забанили навечно".
Леонид Лялин привёл понятие плагиата в юридическом аспекте, предвосхитив одну из будущих тем обсуждения, мы приведём эту цитату позже.
Фрагорийский фактически открыл нашу вторую тему - когда объектом плагиата является Ваше творчество.
А редактор мне ответил, что они меня печатают только в электронной версии, а в бумажной - нет. А в электронной - ничего страшного.
Ну потом, конечно, удалили из последних номеров и не стали больше эту колонку делать.
Так я лишил жителей города Уфа праздников. ))