Архетип (от греч. слов «arche» – начало и «typos» – образ) – прообраз, первичная форма, образец. Это такие врожденные модели мышления и поведения которые неосознанно побуждают их обладателей в разных обстоятельствах думать и действовать схожим образом.
Собирательные образы архетипов, обычно иносказательные, концентрируются в наших мифах, легендах, фольклоре и пр.,
Архетип народа означает не идентичность поведения и мышления каждого его представителя в одних и тех же обстоятельствах, но лишь преобладание определенных черт и особенностей, свойственных данному архетипу.
По мнению А.Роджерса (ссылка) одной из основных черт нашего архетипа является то, что «русские дурные», в смысле «дури немеряно», т.е. мы, в общем-то, склонны к долготерпению и миролюбию, но, по исчерпании запаса этих высоких качеств, не менее склонны и к включению режима берсерка, который разносит всё вокруг, а потом очухивается и, сидя среди развалин, начинает сокрушаться «что ж это я натворил?!».
Определенно, "мы ЗНАЕМ об этой своей черте, не любим её и стараемся, по мере сил, не доходить до греха.
Русскому не нужны конфликты, потому что «А мне потом вас всех хоронить, и ещё грехи свои в церкви замаливать»."
Звучит разумно и убедительно. Только вот называть это «архетипом Одина» ни к чему. Мне больше по душе и более основательным кажется имя – «архетип Ильи Муромца». Вот, кстати, и пример подходящий из фольклора.
Просыпается как-то утром Илья с больной головой, лежа под большим дубом, встает, оглядывается и – видит…
Вокруг дремучий лес. Деревья в округе поломаны, повалены или с корнем выдраны. Избушка на курьих ножках на боку лежит, ногами дрыгает, а из трубы ее хвост Горыныча торчит.
Вынул Илья Горыныча из трубы, а тот и улетел сразу, не оглядываясь. Поставил избушку на ноги, заглянул внутрь – никого. Огляделся и видит, что на ветке дуба Баба Яга висит, головой в ступу свою засунута. Снял он Ягу с ветки, освободил ее голову от ступы, и спрашивает:
-Ох, бабушка, и кто ж это тебя так?! За что? Что за злодей тут побуйствовал?
А Яга ему: - Ах, Ильюшенька, ну какой же ты добрый бываешь, когда не пьешь!
Определенно, подобный образ для нас более нагляден и понятен, нежели Один.
Определенно, подобный образ для нас более нагляден и понятен, нежели Один.