Викентий Викентьевич Вересаев...
В школьную программу произведения этого автора в советское время не включались (как, например, и произведения Сергеева-Ценского или Ольги Форш и т.д.). Но в своё время он числился в одном ряду с Горьким.
Писатель-реалист. Советский, можно сказать так, писатель. Никогда не был ни диссидентом, ни ярым коммунистом. В положении автора, вынужденного писать "в стол", тоже никогда не был - произведения его издавались в СССР регулярно и хорошими тиражами. Есть у него и "Записки врача" - по профессии Вересаев был коллегой Чехова и Булгакова. Кстати, о Булгакове. Нельзя сказать, что Вересаев с ним дружил - у Михаила Афанасьевича друзей было вообще мало. Но они были связаны общей работой над одним, как бы сейчас выразились, "проектом". А когда семья Булгаковых оказалась в безденежье, именно Вересаев, как вспоминает Елена Сергеевна Булгакова, пришёл им на помощь. Вересаев был человеком дореволюционного воспитания - порядочным, интеллигентным. "Нравственный камертон эпохи" - говорят о таких людях.
Если сравнивать читательскую судьбу произведений Булгакова и Вересаева, то разница бросается в глаза. Как я уже сказал, Вересаева в СССР издавали. Булгаков к широким массам пришёл после Перестройки. Имя Вересаева знают все, но, к сожалению, редкий читатель включит его в свой топ-лист. Когда напомнишь: "А Вересаев?", то, конечно, сразу же закивает головой: "Ну как же, как же! Помню, помню... "Пушкин в жизни", "Записки врача", перевод "Илиады", "Одиссеи"..."
На самом же деле, очень многим эти произведения знакомы лишь понаслышке. "Пушкин в жизни" и "Гоголь в жизни", эти своеобразные коллажи из документальных свидетельств их современников, сделанные Вересаевым, были встречены критиками не слишком благожелательно. Вышли два издания, затем эти книги до 90-х годов не переиздавались. Хотя чтение крайне интересное! Но... Пушкин и Гоголь там показаны действительно в жизни. Со всеми их и плюсами, и минусами. Ревнителям-пуристам это не понравилось. Гомеровские переводы Вересаева тоже не нашли отклика - Гнедича и Жуковского превзойти едва ли возможно.
И тем не менее, писатель Вересаев более чем достоин читательского внимания!
А в доказательство этого - две небольшие миниатюры, принадлежащие его перу. Вересаева трудно отнести к писателям-юмористам, эти две миниатюры скорее исключение, чем правило, но тем не менее:
В.В. Вересаев. Из цикла "Невыдуманные рассказы о прошлом"
ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ
(Подлинный документ, из Донбасса)
Рассказ "Моцарт и Сальере" драма "Пушкина".
"Моцарт и Сальер" это одно из сочинений "Пушкина". Здесь описывается, как жили два музыканта и они же писатели. Моцарт писал хорошо стихотворения без всякого препятствия, а Сальер писал немного хуже, и он как ни старался, чтобы написать хорошо, но все никак не выходило. Взяла злость Сальера, что Моцарт так хорошо пишет и ему все удается, а он сколько ни трудится, все у него не выходит. И решил он напоить Моцарта ядом. И вот он пригласил Моцарта на чашку водки и здесь его отравить. Когда пришел Моцарт, Сальер и говорит: "Здравствуй, гений!" Так приветствовал Сальер Моцарта. Здравствуй, целый час тебя я жду (сказал Сальер). В это время Моцарт зевнул. Моцарт разулся, сел на стул за столом, а Сальер сел на другой стул. Стали выпивать. Моцарт и говорит: "Знаешь что, брат, я хочу до свидание, у меня живот болить". Сальер говорить: "До свидание". Моцарт лег и заснул, и начал так играть на своем инструменте, что Сальер заплакал и умер в конце восемнадцатого века.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЭМЕ "ПОЛТАВА"
(Тоже подлинное школьное сочинение)
Историческими личностями называются две главные личности, которые составляют следы в истории и двигают ее вперед и назад. Вот во времена Полтавы в России было две исторических личности: личность Петра и личность Мазепы. Третья историческая личность была личность Карла - шведского короля. Она жила в Швеции. Петр был очень хорошим, грозным и замечательным царем. По его мнению, над народом стояло государство, и поэтому он решил устроить полтавскую войну. Он был очень храбрый и самостоятельный, и Мазепа, хотя тоже был храбрый, но думал, что всегда лучше самому быть царем. Он поднял страшное восстание и послал обманного гонца к личности Петра. Петр доверчиво отнесся к доносу Мазепы и казнил Кочубея. Но Мазепа все-таки стал угрызаться совестью и однажды в темноте ночи вдруг попал в тюрьму. Пушкин очень красиво описывает этот случай: "и летней душной ночью тьма душна, как черная тюрьма". Но храбрый Мазепа из тюрьмы убежал и открыл полтавское сражение. Петр был в сражении ужасным и походил на грозу. За Петром летели птенцы из его гнезда. Поэтому он победил Карла, и того унесли в качалке на ужин к врагам. Поэтому Карл тоже историческая личность. Но у Мазепы есть хорошие черты: любовь к Марии. Хотя это не особенно хорошая черта, так как Мария была молодая, а Мазепа убеленный сединами. Тоже хорошая черта - ум. У Петра не было плохих черт. Но если и были, так он их скрывал и выставлял хорошие. После сражения Петр поднимал заздравный кубок за своих учителей. Это тоже является хорошей чертой. В то время как он пировал, взор его был горд и ясный, и он обводил им всех участников. Мазепа отличался своим неучастием в битве. Он после битвы бежал в степь и оказался трусом. Это его плохая характерность, и думал, что, несмотря на это, ему удастся сделаться самозванцем. Но его расчеты оказались ни к чему. Так кончилась полтавская война, в которой участвовали две великих русских исторических личности, которые по своему настоящему понятию сделались известными для тоже исторической личности Пушкина. Сопоставление Петра и Мазепы очень хорошее. Петр сам воздал себе огромный памятник, а Мазепу похоронили. Из Москвы велели привезти анафему в Полтаву, и она там вместо Мазепы каждый год гремела. В поэме есть нравственная цель, она учит, как Мазепа своею личностью поплатился за такое отношение, и как Петр за свою роль и подвиги был выбран в исторические личности.