Статья написана для литературного альманаха ГРАЖДАНИНЪ №9 (выходит в марте 2024) - в альманахе будет большая подборка стихов Юрия Петровича Старухина (это наш автор, под ником - Бродяга)
Юрий Старухин в поэзии далеко не новичок. Скорее, старожил, многолетний обитатель сетевого пространства. Из тех, кто не заботился никогда ни о профессиональной «литературной карьере», ни о поступлении в различные «Союзы писателей». И тем не менее Юрий Старухин – поэт, известный среди тех, кто любит и ценит хорошую поэзию. Настоящую, сильную, от плоти и крови классической русской поэзии.
Можно сказать, что его творчество - огромное пространство стихов обо всём, из чего складывается окружающий мир. Но в центре сотворённого им поэтически выраженного, высказанного мироздания - всегда Поэзия, как творческий акт и органическая, неотделимая от автора, сущностная часть его личности.
Нерождённому поэту
Года что пыль, проходят сроки.
За горизонт уйду и я,
Где прочитаю эти строки
С той стороны небытия.
И, растворённый далью дальней,
Безбрежной вечности вассал,
Взглянув на стих из зазеркалья
Пойму — не сам я стих писал.
Пусть снова жизнь под солнцем длится,
Всё вроде просто, но мудро́...
Из крыльев нерождённой птицы
Уже обласкано перо.
И будет сад в цвету, и лето,
Скамья в задумчивой тиши...
Я в разум новому поэту
Шепну: «Вот это напиши!».
О «Русском Дао» Юрия Старухина
Чем больше читаешь стихи этого поэта, тем яснее вырисовывается цельное, стройное мировоззрение автора, его поэтика и философия. Этого поэта можно назвать философом, хоть мир его стихов предельно осязаем и конкретен, в его стихах нет «сухой теории», но в ней всегда «зеленеет древо жизни» в самых различных её формах и проявлениях.
Сильный, уникальный лирик, Юрий Старухин создал огромное множество стихов-портретов, автопортретов, пейзажей. Впрочем, сам поэт мыслит себя в поэтическом творчестве как художник. Ему жизненно необходим цвет, свет, фактура образа:
Среди обычной серости рутины
Скользит по коже творчества батист.
С позиций рифм смотрю я на картину
И на стихи гляжу, как портретист.
Врываясь с шумом в тайную вечерю,
Живёт над фреской новая листва
И в осень умирает… Что ж, я верю.
Коль красок нет – поэзия мертва.
(Живопись)
В написанных им стихах всё имеет вещественные приметы: в них есть запахи и звуки, богатая цветовая палитра. Иногда стихи похожи на картины – живописные, яркие, выполненные уверенными крупными мазками. Иногда – на огромные панно или фрески, многосоставные, многофигурные, где каждый фрагмент выразителен и наполнен весомым смыслом, реальным событием, значимым явлением. Есть стихи, напоминающие мастерски исполненные зарисовки, где выразительность достигается и методом гротеска, и пронзительной, почти прозрачной акварельной лирикой, и приёмами, характерными для эпических текстов.
Ушёл усталый день, прохладно у лимана.
У рыбака трудов закончен тяжкий гнёт,
И флейты тихий звук фигуры из тумана
Под стонущий мотив неспешно создаёт.
Рыбачка на крыльце, ласкают флейту руки
Воздушно и легко у самого лица.
А легкий ветерок перебирает звуки
И кажется, что им струиться без конца.
(Флейта)
Юрий Старухин поэт мощный, большой, яркий, с неповторимым стилем, уникальным авторским миром, населённым одухотворёнными поэтическими персонажами, сущностями, явлениями. О чем бы он ни писал – будь то ироническая зарисовка или полновесная густая лирика – в его стихах всегда присутствует личностная, узнаваемая интонация, за которой угадывается живой человеческий голос. Фонетика стихов естественна для говорения, комфортна для чтения и пения. Недаром стихи этого поэта столь востребованы разными исполнителями, написавшими на них множество песен.
Иногда в стихах Юрия Старухина встречаются лёгкие шероховатости, выход за рамки канонических правил. Однако эстетическое впечатление они не портят и общей гармонии не разрушают (а иногда даже наоборот), а при ближайшем рассмотрении становится понятно: здесь на своём месте практически всё. Будь то к месту употреблённая разговорная форма слова или неожиданная инверсия. Именно благодаря этим шероховатостям стихи воспринимаются как естественная речь, касаются сердца и западают в память.
Каждое стихотворение – яркая сцена, портрет, характер, жизненная ситуация, ожившая в словах и обретающая гармонию через поэтизацию. Гармония – главное, автор её чувствует безошибочно, подчиняя ей порядок слов.
Поэтическое творчество Старухина – бесконечная галерея образов. Они конкретные, плотные, осязаемые в слове настолько, что кажется, автор становится прозрачным или каждый раз перевоплощается в героев своих стихотворений. Героями стихов подчас становятся не только люди, но и животные («Волк»), и предметы («Старинное зеркало»,
«Разговор письменного стола с общей тетрадью», «Графин»):
Графин вина – он маковкой своей
Похож на храм, исполненный молитвы.
Обычный гость в сервизах королей,
Заклятый друг сутаны и палитры.
И у каждого персонажа – своя линия жизни, свой сюжет, своя судьба, порой похожая на человеческую:
Давай зажгу под образами свечи
И плед накину старенький на плечи.
Ну что, кошак? Не будем портить вечер.
Поговори со мной по-человечьи.
(«Кошак»)
Вообще, стихи Юрия Старухина – особенно это стало заметно в последние годы, когда появилось много «технически виртуозных» стихов разных авторов, а то и откровенно «технологичных», созданных из «компьютерно-электронного вещества», – очень человечны. Теплы… Это не эпитет, а скорее, качество поэтического высказывания и одновременно – способ построения, сотворения поэтического текста, особая доверительная интонация, всегда очень лично окрашенная.
Его «поэтический театр» иногда бесподобен, лёгок, иногда – пугающе жёсток, натуралистичен. Поэт похож на волшебника-иллюзиониста, каждый раз воссоздавая в стихах нечто законченное, как пьеса, или как хороший художественный кинофильм или – живописное полотно, написанное мастером своего дела. Это может быть крошечный, уютный или бесприютный мир маленького человека – всегда с тонко прописанными чертами характера, с рельефно прорисованной линией жизни, судьбы. Или – мир титана, мага, повелителя, странника, пилигрима, затерявшегося в необъятном космическом пространстве и времени.
Нотный стан – словно древние руны,
Ключ скрипичный – рыбацкий крючок.
Осторожно ложится на струны
Канифолью натёртый смычок.
Будет песнь про озёрную леди,
Дирижёра приятная речь...
Но стучат что есть силы соседи,
Угрожая мне двери поджечь.
(«Скрипач»)
Каков бы ни был масштаб героя стихов, как бы ни простирались его сверхъестественные способности, или, наоборот, как бы ни был этот лирический герой мал и хрупок – он всегда вызывает доверие своей реалистической достоверностью и всегда обладает огромной чуткостью в реальном или вымышленном поэтом мире:
Я многое бы смог, черпнув из Солнца света,
Законы одолев и звенья всех оков.
Жизнь щедрою рукой на мёртвую планету
Швырнул бы кисеёй дождей и облаков.
И пусть из сонма звёзд посмотрят вслед мне строго,
И разум всех миров меняет в спешке грим.
Иду своим путём, походкой лёгкой бога,
Спокоен и суров – межзвёздный пилигрим.
(«Бродяга»)
Каждый его стих – фрагмент чего-то большего, чем просто ограниченный началом и окончанием зафиксированный текст. Стихи связаны друг с другом, как фрагменты большой панорамы, вмещающей огромный просторный мир, живущий внутри личности автора. Если же говорить о мировоззрении автора – можно воспользоваться специфическим понятием: «Русское Дао». Здесь каждое поэтическое высказывание – переживаемые впечатления, полученные в пути. К слову, поэт обладает уникальным даром спонтанной поэтической импровизации в масштабах, превышающих, как правило, объем сиюминутного экспромта.
Можно попробовать сформулировать «Русское дао» Юрия Старухина, выраженное в его текстах. А точнее – выражаемое его текстами. Это – путь, с которым идущий сливается настолько, что становится с ним единым целым. Сущность становится сама одухотворённым движением, путём, судьбой.
В его стихах чувствуется крепкая, невидимая естественная связь всего, что вмещает человек: неразрывно связаны автор и его герои, люди, животные, случайные попутчики, старинные друзья – все, с кем автора прямо или косвенно сталкивала жизнь, история Рода и Родины, безграничность Абсолюта, который сам по себе – бесконечный космос и глубокая, не знающая ни границ извне, ни дна внутри себя самого, душа человека.
Будет в небе кружиться бездомная птица,
И заглядывать месяц в прогал камыша.
У костра мне, возможно, деревня приснится,
У которой живой сохранилась душа.
(«Мои дороги»)
Возможно, поэтому такой цельной представляется картина мира, внутреннее пространство и образы, населяющие эту внутреннюю вселенную - где ангел соседствует с демоном, герои белогвардейской романтической лирики живут рядом с героями нынешней войны, язычник делит пространство языка с христианином... Вся поэзия Юрия Старухина - будто огромная многофигурная панорама, где находится присутствуют люди и времена, и у каждого гнроя, у каждого отрезка времени - "своё место под солнцем" (Экклезиаст).
Ничего «китайского» в этом условном «даосизме» нет. Напротив, в нём русский дух, традиционные ценности, эмоции и чувства, историческая ретроспектива – и перспектива будущего, и яркое, полнокровное переживание настоящего момента.
Русь словесная
Я – не этого века. Читатели, видимо, правы.
Есть какая-то правда в поднявшейся пеной молве.
Мне бы в прошлом стоять у широкой речной переправы,
За могучей сосной, ввечеру, с кистенём в рукаве.
...
О былых временах, о торговле, о лодьях и Вече,
О тевтонах и Вендах – про что толковать не берусь...
И, быть может, я сам на таком же наречье отвечу,
Окунувшись, как есть, с головою, в словесную Русь.
До глубинных былин, до последнего звука, до точки
Мне по древним распевам в оставшейся жизни идти...
Но останется след – от костра чуть заметной цепочкой
Расцелованных слов. У меня на странице – в сети.
(фрагменты)
Такой взгляд, возможно, позволяет поэту посмотреть на картину мира и воспринять её шире, нежели она представлена в христианской парадигме, но в то же время и приблизиться вплотную к одному из фундаментальных христианских утверждений о предназначении человека. Это утверждение, положившее начало богостроительству, чётко сформулировал в своё время Ириней Лионский: ««Бог стал Человеком, чтобы человек стал Богом». Об этом же говорит и христианский богослов Афанасий Великий (Александрийский): «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился».
Такой новозаветный взгляд на Творца предполагают особые отношения между Богом и Человеком. В этих отношениях – живая память о ветхозаветном страдании и примирение с Богом в каждом проявлении жизни, будь то духовный подвиг или нравственное падение. Каждое и слово и поступок, каждый шаг идущего по этому Пути сверяется с высшим камертоном, звучанием Божественной истины:
Ухожу фаворским светом,
Хоть другую жизнь проси!
Очень трудно быть поэтом,
Даже мёртвым, на Руси.
(«Стихи с того света»)
И одновременно – человеческое сознание расширяется до предела:
В холодное время недели текут, как года,
И солнце почти неохотно встаёт на Востоке.
Во мне, вместо снега, качает кувшинки вода,
Где ветер шуршит, потерявшись в зелёной осоке.
(«Хранитель лета»)
И это сознание вмещает в себя встреченных людей, места, связанные с человеческой душой, всё сущее, живое – здешнее и потустороннее, природу, планету, Вселенную – сливаясь с мирозданием воедино…
П. Фрагорийский
из кн. Триумф ремесленника
Статья написана для литературного альманаха ГРАЖДАНИНЪ №9 (выходит в марте 2024)
Песни на стихи Юрия Старухина, созданные разными исполнителями - а их много - можно легко найти в интернете (Юрий Старухин публикуется под ником Петрович).
Видео - музыкальный клип песни "Болото" из репертуара музыкальной группы "Гоша и Птицелов" (альбом - Китеж)