Заметка «***К апологии красоты, вкуса и стиля, виртуальный манифест как бы от Юбера де Живанши» (страница 1 из 3)
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Темы: историярелигиякрасота и гармония
Автор:
Читатели: 414 +1
Дата:
Предисловие:
Внимание! Три звездочки перед названием указывают на принадлежность заметки, как расширенного примечания, к опубликованному стихотворению автора "Юбер* и Одри**: спасай, красота, спасай". См. личную страницу автора на сайте.

Красота и гармония - в глазах смотрящего


***К апологии красоты, вкуса и стиля, виртуальный манифест как бы от Юбера де Живанши

  Увидел, впечатлен и поздравляю: замечательны, удивительны и созвучны задумке (спасибо идее и сценарию Далтона Трамбо) по красоте ваши рабочие кадры и образы в окрестности старинной Via Condotti или в интерьерах Палаццо Колонна из ожидаемой художественной киноленты ("Roman holiday, 1953").                                                                                                                             
  Теперь о деле и... без обид. Обычно американцы весьма самоуверенны. Но вы всё-таки весело обратились ко мне - европейцу, как к эксперту, с вопросом о вкусе, стиле, образе современной парижанки. Факт самой постановки вопроса показателен. Простите, но он объективно свидетельствует вашу неуверенность в собственных оценках красоты, то есть о недостаточности, несамостоятельности и узкой функциональности американского гуманитарного образования и религиозного воспитания. Хотя информирование, наставление и, тем более, назидание и заклинания совсем не мой жанр, попытаюсь, как дипломированный выпускник местной и авторитетной "fine art school", короткими комментариями пополнить лакуны, пользуясь, конечно, современной лексикой. Как говорится, слегка поезжу по вашим ушам и глазам.                                                                         О зарождении и развитии понятий.                                                                                                                    
  Тяга всякого здорового человека к красоте и гармонии во внешнем облике, в бытовых проявлениях, в коммуникации и отношениях не нуждается в оправдании. Это -  врожденное качество, дар природы, коррелированный с устремленностью к счастью и к радости. Столь же естественный, как и привязанность к свежести и чистоте воздуха, напоенного йодом над морем, ароматом хвои - посреди соснового бора или лаванды - в степи. Не верите? - Но ведь именно ваш классик Джек Лондон писал: "...людям, гибнущим в пустыне от жажды, грезятся журчащие фонтаны и кристально чистые источники". Огюст Ренуар, этот "живописец счастья", воспитанный Шарлем Гуно в церковном хоре, - полюбуйтесь, восхититесь его работами. Изумляют красотой, совершенством и бесценные изделия безымянных древних ювелиров, время от времени обнаруживаемые археологами и кладоискателями (пример: сокровище Эль-Карамболо, V1 век до  н. э., 1953), вероятно, излишнее подтверждение высказанной мысли.                 Древние люди (знаете ли? - они тоже были далеко не слабы как созерцатели и мыслители) заметили угрозу депопуляции из-за катастрофического воздействия на психику людей звериной жестокости частых войн за ресурсы (жизненное пространство, власть, корм, рабов) и необходимости постоянно противостоять суровым силам природы. И они вынесли неутешительный диагноз: одна из неустранимых причин потенциальной погибели - пессимизм, уныние, страх, абсолютное угнетение психики человека исключительно негативом - потенциальными угрозами, приносящими ему только вред и зло (ужасы голода, войны, увечья, болезни, смерти). Именно таковы всадники Апокалипсиса по мысли Иоанна Богослова в его Откровениях. Замечу кстати: корни современных утверждений в СМИ о том, что плохие новости лучше продаются (а, следовательно, и потребляются!),- явно отсюда.                                                                                                                                                                                      Греки смягчили (но, конечно, не устранили полностью) эти угрозы через акцент на прогресс знания, развитие искусств и ремесел, что отражено даже в дошедших до нас поговорках, иногда парадоксальных. Например: "Ребенку простительна боязнь тьмы, непознанного и непонятного, но настоящая трагедия, когда взрослые страшатся и избегают радости ярких эмоций, света истинных знаний и умений." Высокое Возрождение поддержало эту античную традицию - см.,например, фрески "Афинская школа", Рафаэль, 1511, Ватикан. Уважение, восхищение античными гениями и традицией передано здесь как бы их реинкарнацией в образах художника и его современников (Форнарины - прекрасной юной возлюбленной, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте).                                                                                                                                                                   Сохранившиеся восхитительные образцы средневековой и античной скульптуры (примеры: Аполлон Бельведерский и Пьета, Ватикан; антики виллы Альбани-Торлония, колонна Аврелиана и мавзолей Адриана, Рим; Давид, Флоренция; Венера Милосская = Venus de Milo, Лувр) закрепили классическое (консервативное) представление о телесной красоте, идеальных пропорциях, отчасти даже о гармоничных смыслах, символических жестах, позах, осанке. Сохранение и воспроизводство этих эталонов мы ясно видим в большом балете и в высоком спорте.

 Из сокровищницы древнегреческих источников знаем о простой (даже примитивной), но функциональной одежде и обуви греков (свободные тоги, хитоны, изделия из овечьей шерсти, пряжи, кожаные сандалии) и об аксессуарах: декорированных иногда поясах, браслетах, тиарах, брошах, пряжках, сбруе, седлах, личных доспехах и оружии, драгоценных материалах (бриллианты, золото, серебро, слоновая кость, яркие перья экзотических птиц, жемчуг, парча, шелк, бархат и мех), особенно в символах богатства, знатности и власти.                                                               Попытку принципиально разрешить ментальную проблему угнетения психики предприняло уже раннее ортодоксальное (до реформации) христианство. Как учение, оно постулировало:                                                                                                                                                            - устойчивую двухполюсную мировоззренческую систему: прямо противостоящего полюсу сил зла единого бога - справедливого судьи, защитника и спасителя страждущих, всесильного, милосердного и всемилостивого,- полюса здорового образа телесной и духовной красоты, радости любви, гуманизма и абсолютного добра;                                                                                                                                                                                - непрерывную и исходно бескомпромиссную борьбу полюсов за душу человека: сил света - добра, красоты и гармонии с демонами тьмы - соблазна лжи, греха корысти и зла;                                                                                                                                                                                          - любовь к ближнему, терпимость и единение людей взамен вековой племенной вражды;                                                                                            - молитву и медитацию, смирение перед непреодолимыми бедами, неизлечимыми болезнями и ранами, понимание слабости человека, исповедь и раскаяние в грехе и прощение.                                                                                                                                                                                 Десять заповедей зафиксировали, если не норму, то поведенческий идеал христианина, обещающий гармонию в обществе. Только слепец, предвзятый или ангажированный субъект могут не заметить тесной связи этих христианских максим с рыцарством, благородством, достоинством, честью, верностью долгу, присяге, обету родине, церкви, женщине, наконец, собственному призванию. Не был бы французом, если бы не вспомнил при этом подвиг Жанны де Арк.                                                                                                                                                                                           Очевидно бескорыстные, аскетичные и харизматичные подвижники - апостолы, их ученики и последователи пропагандировали, быстро и успешно распространили учение изначально по всему Средиземноморью, завоевали симпатии и массовую поддержку. Причина, полагаю, была не только в часто загадочной содержательности священных текстов и проповедей первосвященников, но, в первую очередь, в поэтичности, красоте и привлекательности встающих за ними образов.                                                                                                                                                       Власть (вспомним Нерона!) ревновала и почти 300 лет не признавала авторитет учения, для забавы загоняя его адептов (иногда как живые факелы) в катакомбы и к хищникам, которые публично терзали христиан на аренах. Но красота идеи, жизнеспособность, убедительность, польза и привлекательность раннего христианства была столь велика и очевидна, что власти тогда, проявив истинную мудрость, ответственность и дальновидность, повсеместно отказались от амбиций, перебесились, "переобулись" и... возглавили прогресс религии и церкви.                                   Как результат, на древних чеканных монетах отображены вместе и светские, и духовные "лидеры" и девизы. Светский "владыка" средневекового Новгорода обязан был быть монахом. Новые и прежние (Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде, Saint Pierre de Monmartre в Париже, базилика Санта-Мария Маджоре в Риме) места общей молитвы, духовной силы и единения людей обогатились образцами прекрасной храмовой архитектуры из порфира, яшмы и мрамора, травертина, наполненной живописными шедеврами, образами спасителя, богоматери-мадонны, апостолов, страстотерпцев и мучеников за веру, распятиями (пример: колосс Браманте, Рафаэля и Микеланджело - собор св. Петра, Ватикан).   Однако, в последующем историческом процессе христианская церковь еще много раз испытала разрушительное давление и воздействие амбиций политических сил. Жесткая экономическая конкуренция, борьба за ресурсы и рынки, межэтнические и религиозные войны, крестовые походы... Особенная ортодоксальная (православная) ветвь христианства смогла преодолеть "мутации", отразить постоянные нападки реформаторов разного толка и сохранить исходную доктрину в неприкосновенности. И теперь это - супер классика: единственный, устоявшийся за тысячелетия, проверенный многими поколениями клириков и паствы путь к спасению и собственной души, и общества, и человеческой популяции в целом. Все другие, "звонкие" временами, доктрины оказались по факту недолговечны и неустойчивы, пока...                                          

[left]  Церковь, закрепившая свою ответственность за ментальность паствы, впервые в истории рода человеческого провозгласила понятие, мечту и возможность преображения, то есть развития души человека к красоте беспредельного совершенства личности - см.,например, "Преображение", Рафаэль, 1520, Ватикан; способствовала становлению книгопечатания, школ, первых университетов и клиник. При храмах, соборах, кафедрах возникла и просияла комплексная субкультура красноречивой проповеди, художественная и музыкальная субкультура, поначалу ограниченная только хором псалмопевцев и колокольным звоном - этим воплощением в реальном звуке символа незамутненной, чистой гармонии ("Эммануэль", Нотр-Дам). Мощь проникающего прямо в сердце, в душу симфонизма, красоты звуковой палитры каждый, вероятно, ощутил, внимая органу и хоралам Баха или молитве, например, "Ave Maria". И это - от нищего гения Шуберта, который при жизни не услышал исполнения ни одной из своих девяти

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама