ПИСАТЕЛЬСКАЯ ЖЕНА, КОТОРАЯ СПАСЛА "ЛОЛИТУ".
© В.В. Луговский
Миссия писательских жен подробно рассмотрена мною в «Дао биоритмов». Об одной из них, самой удивительной писательской жене в истории русской литературы - на этих страницах…..
Пожалуй, уникальным примером биоритмической совместимости супружеских пар является феноменальная совместимость русского писателя Владимира Набокова и его жены Веры. «Без моей жены,- заметил Набоков как-то,- я не написал бы ни одного романа». Вера, по мнению романиста Гербера Голда, «выиграла звание чемпионки мира в конкурсе писательских жен", т.е. была идеальной женой-любовницей, «его музой и его идеальным читателем, его секретарем, машинисткой, редактором, корректором, переводчиком и библиографом, его литературным агентом, управляющим делами, юрисконсультом и шофером, ассистировала ему в научных исследованиях и в преподавании и читала за него лекции»*. Наконец, Вера спасла черновик "Лолиты", который трижды пытался сжечь писатель. И каждый раз она доказывала, что в ее присутствии рукописи не горят.
Соединение мужчины и женщины в творческом процессе непропорционально увеличивает его силу и обеспечивает выдающийся результат, что происходит по причине действия сразу двух сил Ян и Инь (об особенностях действия этих сил следует почитать). Мужчину и женщину сводит вместе судьба в подходящее время. Уже в первые годы супружеской жизни Набоков написал «Камера обскура», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька». Картина биоритмической совместимости может рассказать о совместной задаче, решаемой в процессе выстраиваемых отношений. И, как правило, отсутствует совместимость на одном из низших каналов для стимулирования перехода к высшим каналам (очень часто нет физиологической совместимости). Однако гениальному писателю Набокову судьба подарила жену с высокой физиологической совместимостью (83%). Может быть для того чтобы он написал «Лолиту»? В своих романах Набоков не раз напишет о быстроте сближения («Они стали любовниками с такой молниеносной скоростью…»), что характерно для очень высокой физиологической совместимости. Совместимость на низших биоритмах составляет 74% - это исключительный комфорт в отношениях супругов. Таким образом, счастливая семейная жизнь Набоковых представляет собой одно из приятных исключений на фоне многочисленных неудачных браков русских литераторов. Как известно, некоторых из них погубили жены или, если отнестись мягче, не пришли на помощь в трудное время, часто тяжело мучили. Начал этот грустный ряд писательских браков Александр Сергеевич Пушкин. В случае Набокова было все совершенно иначе.
РИС.1. Диаграмма совместимости Набоковых.
Факты, подтверждающие картину совместимости супругов (рис.1.) несложно найти в книге Стейси Шифф, которая представляет собой подробную биографию жены писателя.
Физиологическая совместимость - «…..супруги постоянно ищут физического соприкосновения, Владимир то и дело тянется к руке жены».
Сдвиг в четверть волны по эмоциональному биоритму - «-Набоков писал Вере, что она создана из «маленьких,стрельчатых движений». «Владимир кожей чувствовал ее «острые углы», которые с трудом обходил…».
Интеллектуальная совместимость - «…то, что его больше всего восхищало в ней: ее совершенную понятливость…». «…у них и мысли сливались: и на бумаге и в общении…».
Сердечная совместимость - «…внезапно признает некую "астральную" связь между ними..». «Моя душенька, я теперь особенно живо чувствую, что с того самого дня, как ты в маске пришла ко мне,- я удивительно счастлив, наступил золотой век для души».
Творческая совместимость -«… совпадение их вкусов во всем…». «Было все более очевидно, что она руководила не только лекциями, но творчеством мужа». «Набоковы превратили свой союз в произведение искусства. Вернее, их брак был облагорожен искусством».
Высшая эмоциональная несовместимость - различие в отношении к окружающему миру: у Веры –негативное, у Владимира-позитивное. «Она признается в своей склонности видеть в событиях и людях в первую очередь отрицательную сторону, тогда как Набоков, несмотря на все свои безжалостные атаки на пошлость – откровенную или скрытую, – верил, что в основе жизни лежит добро, и судил обо всем именно с этой позиции».
Высшая интеллектуальная несовместимость - различная стратегия. «Набоковы не могли договориться о направлении, когда путешествовали». «Они оба были тружениками, но разного направления. Набоков как демиург рождал миры, населял их, заставлял жить. Вера -- упорядочивала, выметала лишнее, чистила, скребла, выставляла напоказ» (Саша Денисова).
В итоге отношения Набоковых представлялись многим потрясающей историей большой любви. «Они были неразлучны как сиамские близнецы». «Более тесных отношений между супругами я в жизни не встречал» - Уильям Максуэлл.
Однажды союз Набоковых едва не был разрушен страстной любовью Владимира к Ирине Гуаданини, по признанию которой, Набоков был самой большой любовью ее жизни. Некоторое время он не мог сделать выбор между женой и любовницей. «Владимир любил всей душой, но ни понимал кого». Казалось бы, феноменальная совместимость с женой не срабатывает, но лишь увидев картину совместимости Владимира и Ирины, убеждаешься, что закон биоритмов работает по-прежнему четко. Эта картина совместимости (рис.2) почти аналогична совместимости Владимира с Верой, но есть и отличие, которое сыграло, вероятно, решающую роль в сохранении брака. В случае с Верой интуитивная (творческая) совместимость очень высокая (91%), что исключительно важно для творчества, а творчество для Набокова всегда стояло на первом месте. «Он не был свободен, он был пленником своего Дара, он уже был обручен с Музой. Земная жена была нужна ему — именно для того, чтобы целиком отдаться первой своей страсти». Именно Вера была необходима ему для творчества. Набоков не захотел расстаться с миром, который они построили вместе с Верой. Разорвать связь с Ириной было эмоционально трудно для Набокова, так как эмоциональная совместимость с ней превосходила совместимость с Верой, но пришлось это сделать под жестким давлением жены.
РИС.2. Диаграмма совместимости Владимира и Ирины.
Стоит обратить внимание на некоторые цифры совместимости с обеими женщинами -они либо близки, либо даже совпадают. Т.е. биоритмически Ирина была почти двойником Веры, что и объясняет бурный и опасный роман.
Однажды Набокову приснилось, что он играет на фортепиано, а Вера переворачивает страницы. Ведь, в сущности, так и случилось в реальности последующих лет. Очевидно, само появление именно такой Веры в жизни Владимира Набокова не случайно и было изначально задано судьбой для реализации его таланта.
«Думала ли ты когда-нибудь о том, как странно, как легко сошлись наши жизни? Это, вероятно, у Бога, скучающего в раю, вышел пасьянс, который выходит нечасто».
• Цитаты (в основном) взяты из великолепной книги Стейси Шифф «Вера (Миссис Владимир Набоков)». Эта книга не только увлекательна для читателей, особенно для тех, кто любит хорошую литературу, но и содержит много фактов и очень тонких наблюдений. Последнее обстоятельство открыло мне возможность написать данную статью. Вместе с тем, книга не лишена недостатков, главный из которых :недостаточно исследована сердечная сторона дела- почему эта тема не удалась американскому автору можно легко догадаться.
Список писательских жен, описанных в «Дао биоритмов»:
Гончарова Наталья
Булгакова Елена
Лаппа Татьяна
Белозерская Любовь
Толстая Софья
Достоевская Анна
Набокова Вера
Решетовская Наталья
Светлова Наталья
Ахмадулина Белла
Ахматова Анна
ДИАГРАММЫ СОВМЕСТИМОСТИ СМ. НА САЙТЕ www.proza.ru/avtor/barbaset
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Талантов они в мужьях в упор не признают за отсутствием или недостаточностью денежного эквивалента.
Погружения мужей в творческую задумчивость не переносят: включают пылесос или стиральную машину или еще чем нибудь весьма изобретально вредят.Никаие биоритмы тут ничего не доказывают.Жена Толстого мучила его и под конец стала так ему отвратительная, что старец сбнжал из дому.А ведь ему платили по 500 руб за печатный лист тогда как Достоевскокму только 300! Сколько же тогда претерпел Достоевский от жены!?
У писателя может быть только муза.И то лишь в любовницах! имхо