Изумруд души моей Антон Викторович наконец выложил свой новый фортепианный цикл «Контрасты», который уже пару месяцев мне эту самую душу вытаскивает. Настаиваю, что слушать такое надо ночью, в темноте, в одиночестве и в наушниках. В идеале — в поезде, в полупустом вагоне, где никто не храпит, не хнычет и не хохочет (а если и да — ты в наушниках, тебе все равно) пока ты еще толком не существуешь между пунктами А и Б, и нет вообще ничего, кроме тебя и музыки.
Я не совру ни единой буквой, если скажу, что «Контрасты» сейчас — моя самая любимая вещь из всего, что я слышала у Антона. Но от этого цикла у меня начинается тахикардия, сердце мигрирует куда-то в область горла, а когда всё заканчивается — мне очень хочется спросить: «А что это сейчас было?..»
Если бы мне нужно было охарактеризовать этот цикл одним словом, я бы сказала — безжалостный. Но, хвала всему сущему, в словах меня ограничивает лишь здравый смысл, поэтому я добавляю: хирургически точный, геометрически лаконичный. А дальше будет немного читерства, потому что следующие эпитеты я подсмотрела в комментариях других слушателей и мысленно под ними подписалась: стерильный, аскетичный, ломкий и острый, как битое стекло — но в этом стекле, черт его дери, так отражается свет, что оно кажется алмазными россыпями. А потом перестает казаться, но к этому моменту ты уже по горло в этом стеклянном море.
Если бы мне надо было выразить эту музыку рисунком — я выбрала бы графику. Никаких полутеней и растушевок, боже упаси: только оглушительный контраст черного и белого, резкие штрихи, ломаные линии и совершенные в своей простоте формы. Ничего лишнего.
Ничего лишнего. Одни только выкрученные на максимум «Контрасты».
Дисклеймер: мое мнение не совпадает вообще ни с чем, включая то, что хотел сказать автор.
После краткого вступления, т.е. начиная с такта 7, мне кажется, достаточно явно просматривается южнославянский мелодизм (возможно, и молдавский - по крайней мере, у меня возникли ассоциации с "Буковинскими песнями" Десятникова). Характерна и остинатность, и нечётная (7\16 - 7\8) метрика. После аккордовых комплексов (тт. 32-46) первоначальный (тот, который мне показался фольклорным) мотив возвращается. Спросите у Антона, прав ли я в своих догадках.