Заметка «Поют колёса: "Тра-та-та". С Днём Железнодорожника!» (страница 1 из 3)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 38
Читатели: 473 +1
Дата:

Предисловие:
Дорогие друзья!

Завтра все те, чья деятельность связана с железной дорогой, отмечают свой профессиональный праздник. Наверняка среди авторов нашего сайта есть те, чья жизнь связана с железными дорогами.
Впервые этот праздник отметили в конце XIX века, если быть точнее - в 1896 году. Он был приурочен ко Дню рождения Императора Николая I, потому что именно он начал строительство железных дорог в России.
В наши дни география значительно расширилась. Этот день также отмечают в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Молдове, Армении, а также в Болгарии!
Что говорить, без железных дорог вряд ли можно представить себе хоть одну страну. 
Эту заметку мы сделали для всех тех, для кого этот день является профессиональным праздником, а также для тех, кто просто интересуется или неравнодушен к железным дорогам. 
Итак, поехали... 


Поют колёса: "Тра-та-та". С Днём Железнодорожника!



I.



Сядь в любой поезд

Бывало, студентом я в поезде скором пускался в дорогу по нашим просторам. В плацкартном вагоне лицом льнул к окну и видел, как птицы летят к горизонту, как речка змеится змеёй-анакондой, как рощи готовятся к зимнему сну, как нивы кручинятся, без урожая оставшись под осень, как даль заревая ввечор обретает свою желтизну. И солнце с небес укатиться стремится; с бельём по вагону идёт проводница, толкнув по дороге меня невзначай. А поезд летит сквозь пространство и время, и к чаю готово вагонное племя, и вот уж несут обжигающий чай…
А в окнах столбы бесконечные, нити стальных проводов и луна на орбите, и девушка машет (не мне ли?): "Прощай!.."

***
порой мне хочется догнать тот поезд в темень уходящий за ним по станции бежать вскочить в вагон последний спящий и сесть у тёмного окна и мчаться в ночь без остановки и до утра сидеть без сна считать столбы-километровки…
пусть едет поезд в никуда и проводник пусть не тревожит тоска исчезнет без следа: душой почувствую и кожей…

***
осенний ветер ветки клонит листву гоняет по лесам в плацкартном еду я вагоне куда зачем не знаю сам клин журавлиный в поднебесье дождём напитана земля болота мари редколесье в бурьянах серые поля
я завтра утром спозаранку наверно с поезда сойду на станции иль полустанке на счастье или на беду а всё равно беда иль счастье ведь это ж карты так легли осенний ветер и ненастье на самом краешке земли

***
Весь день стояла на перроне. Зачем? Не знала и сама. Замёрзла в тоненьком капроне, поскольку началась зима.
И нет чтоб как-то утеплиться, чтоб не простыть, не заболеть, не оказаться вдруг в больнице… Нет! Ей хотелось умереть…
Она стояла на перроне, она встречала поезда. Лишь иногда слезу уронит, прошепчет что-то иногда…
Скрипят вагоны в сочлененьях, мелькает в окнах слабый свет. Нет, не случилось возвращенья… Но почему? Кто даст ответ?

– Вернусь! – сказал он, уезжая, – Ты только очень-очень жди.

Она стоит, почти больная, идут ли долгие дожди, метут ли нудные метели иль солнце жарит день-деньской.
Стоит… А вы чего хотели? Характер у неё такой. Раз он сказал "дождись", то значит она хоть вечность будет ждать. Взгрустнёт немножечко, поплачет и снова поезда встречать…
…А где-то там, в подлунном мире, среди нехоженой тайги в забытом уголке Сибири,
где в небе реют канюки, на берегу реки глубокой среди осин и кедрача стоит избушка одиноко под брошенным гнездом грача. Её портрет у изголовья, стол, неотправленный конверт с письмом, наполненным любовью, палитра, кисти и мольберт, этюды, краски и картины, на поезд купленный билет, седые сети паутины…
И никого в том доме нет…

Rocktime




Талант поэта, наверное, в том и заключается, что он может написать обо всём. И даже о столбах, которые неизменно сопровождают любую железную дорогу. Интересно, а если бы они могли думать? Какой бы оттенок носили их мысли? Наверное, философский. Как, например, в стихотворении Татьяны Верясовой.

За окном проносятся столбы, 
Проводами белый свет опутав,
Не уйти им больше от судьбы
Поездам указывать маршруты.


Хмурые столбы в одном строю,
Им мотивы ветра недоступны,
Напевают песенку свою, 
Чтоб её услышал каждый путник.


Что у них украден солнца луч,
Что стоят под током, как солдаты,
Каждый столб по-своему скрипуч,
Каждый столб был деревом когда-то.


Вдоль столбов шумят листвой леса,
Каждой веткой тонко отмечая,
Мерное стучанье колеса,
В путь вагончик каждый провожая.


Им теперь покоя не узнать,
Насыпь высока, и не взобраться,
Чтоб хоть на мгновение понять,
Как же вы сюда забрались, братцы?


Каждым новым взглядом из окна
Каждый день в другое измеренье,
Только бы хватило бы сукна,
Чтоб кроить им новые деревья.




_______________________________

А вот эти железнодорожные заметки предлагает нам прочитать Алла Волонтырёва.

***
Нет, что не говори, а в любой профессии есть свои плюсы и минусы, своё чувство удовлетворения и чувство огорчения. Спросите, к чему это всё? Да вот к чему.

Проснулась я, значит, в пять утра, ну, как обычно. И откуда это «обычно» берётся, с какого возраста? Пенсия, свобода, спи да спи, ан нет, глазками хлоп, и можно на часы не смотреть ‒ ровно пять.
Ой, я же не про это хотела рассказать.

Пока лежала и размышляла о своём распорядке дня, в открытое окно донёсся сигнал поезда. Железная дорога разделяет наше село на две равные половинки, и в утренней тишине хорошо слышен монотонный стук вагонных колёс и сигналы, которые подаёт машинист перед переездом.
Сразу вспомнились мои поездки на малую Родину. Ехать туда приходилось четверо суток. Бывало гладко всё пройдёт, иногда не очень. Но тоска по местам детства, по родным людям и друзьям, радостные моменты встреч, заглушали все минусы и неудобства, которые присутствовали в поездах дальнего следования.

Перед дальней дорогой я покупала газеты, журналы, карты. За чтением и развлечением время протекало быстрее и не так нудно. А ещё я брала свой блокнот. Вдруг в окно купе залетит Муза, и меня «осенит» на какой-нибудь «шедевр», а я хоп – и готова записать новые строки.

Вот и в той поездке, лежу на нижней полке с блокнотом, глаза в потолок, то есть в верхнюю полку упёрла, придумаю строчку, запишу, и опять взгляд в пространство. Я и не заметила, что сосед по купе наблюдал за мной. После чаепития он не выдержал и спросил: «Девушка, вы с потусторонним миром разговариваете? Смотрите куда-то и шепчете».

Я, когда нахохоталась, дала почитать ему готовое стихотворение.
                       
Стучат колёса тук, тук, тук, стучат колёса,
На родину девичьих грёз меня уносят.
В купе беседы, детский смех, вкус «доширака»,
А за окном плюс двадцать семь, наверно, жарко.
Спешу на родину свою душой и сердцем,
Любовью, радостью, теплом родных согреться.
И навестить отца и мать там на погосте,
Вот так приходится теперь прийти к ним в гости.
Сливается колёсный стук со стуком сердца,
Душа моя спешит туда - в деревню детства.


Парень был просто ошарашен. Принял тётку за ведьму, а она вон чего -стихи пишет.

А этот случай рассказала мне проводница, когда принесла в купе чай в стакане с серебряным подстаканником. Многие, наверное, помнят летние студенческие стройотряды? Был и такой стройотряд «Голубая стрела». Студенты подрабатывали проводниками в поездах дальнего следования.

Вот такая парочка студентов обслуживала вагон пассажирского поезда «Анапа-Красноярск». Придумали они подзаработать, и провезти «зайца». Стоят, значит, скучают у вагона, «левака» не видно и в помине, а отправление уже через три минуты. Хотели уже зайти в вагон, да закрыть дверь, глядь, по перрону несётся на всех парах, с чемоданом, раскрасневшаяся, тётка. С криками: «Проводнички, возьмите меня!» Проводнички с радостью (не надо запятыми выделять слово) подхватили её, втиснули в тамбур. Но в это время заметили, что в соседний вагон зашли ревизоры.

Нет, нет, они и не подумали высадить пассажирку «зайца». Терять «левак»? Никогда!
Ой, забыла сказать, что тётенька была упитанной, с добрыми такими формами.
Быстро соображая, куда её спрятать, ничего лучшего на ум не пришло, как запихнуть её под нижнюю полку, куда чемоданы ставят. Поднатужились, впихнули.

Ревизоры нарушений не обнаружили, но им стало интересно, почему проводники не встают с нижней полки? Короче пришлось студентам встать. Полка, естественно, приподнялась, и взору проверяющих предстала упитанная тётя.

‒ Дамочка, предъявите билет.

Дамочка и предъявила… на этот поезд, этот вагон, место правда пока не совпадало. В шоке были все ‒ и студенты, и ревизоры!

_______________________________

"Ещё одну коротенькую историю хочу поведать вам, мои читатели", - продолжает Алла Волонтырёва.

Виктор с Анфисой встретились и полюбили друг друга. Так полюбили, что прямо «крышу сносило» от их горячих чувств! Полгода страсти и нежности, полгода взаимопонимания и взаимовыручки. Затем предложение руки и сердца, как положено, с кольцом и букетом шикарных роз! И заявление в ЗАГС было. И дату свадьбы определили через месяц… но на завтра Виктору пришла повестка в военкомат… Они побежали в ЗАГС, их расписали за пять минут и поехал Виктор на месяц в «учебку», а потом он должен отправиться в зону СВО.

Виктор узнал, что их повезут поездом мимо родного села. Он позвонил:

‒ Любимая, чтобы ты меня увидела, я буду из окна купе махать белым пакетом.

Поезд приближался. Стук колёс перекликался со стуком сердца Анфисы. Она уже видела тот вагон, то купе, откуда трепетал белый пакет ‒ знак её любимого. Она махала рукой. Суженого разглядеть не смогла. Потому что во всех окнах вагона мелькали лица мобилизованных, и все махали ей в ответ.

Поезд увёз его туда, где рвутся снаряды, где дожди заливают окопы, и птицы покинули свои гнёзда, но там крепнет связь между влюблёнными, и их любовь проходит испытание.

Поезд, привези его обратно!



_______________________________

А иногда поездки на поезде круто меняют жизнь. Об одном таком случае рассказывает Галина Димитрова (Моряна)

Сурин зашёл в купе, закинул сумку наверх и сразу залез на свою полку, благо, уже застелено, – хоть здесь выспится. Впрочем, маршрут такой, что отоспаться особо не удастся. Не любил он железнодорожный сервис, особенно когда приходилось добираться из родного эксклава до большой России. Так получилось, что на самолёт билетов не оказалось, а виза была лишь у него, ехать необходимо именно сегодня, вот и пришлось в срочном порядке собираться в командировку. Отъезд был совсем не вовремя, разобраться бы с житейскими проблемами сначала. Сурин завис со своими женщинами между женой и любимой. С одной стороны, бытовуха, с другой – любовь. Он бы и оставил всё как есть, сидел бы на двух стульях и дальше, но ни одну, ни другую такая постановка вопроса не устраивала. А он побаивался перемен и никак ни на что не решался. На  продажу квартиры жена не согласится, не судиться же, на самом деле. А куда им с Паштетом деваться? Коты же к дому привыкают.
К разговору попутчиков Сурин особо не прислушивался. Они заполняли анкеты на транзитную литовскую визу, спрашивая друг у друга, что в какой графе писать. Потом затихли. Сурину удалось немного подремать. На границе поезд стоял час, тут уж не поспишь: сначала маленькая спаниелька пробегает, вынюхивает, нет ли у кого наркотиков, дальше собака покрупнее ищет пластид, потом с шумом заходят пограничники и ставят штампы в загранпаспорта, чуть ли не на весь вагон сообщая по рации фамилию, имя, отчество, изредка задавая вопросы, кто, куда, с какой целью. Сурина всегда возмущало это, ведь едет из России в Россию, так кому какое дело, куда и с какой целью он направляется… Причём литовские власти этим не заморачиваются, только свои интересуются. А ведь проедешь от Москвы до Владика, никто ни разу ничего не спросит.
Через некоторое время

Реклама
Обсуждение
     18:40 19.12.2023 (1)
А мне на эту тему вспомнились стихи Владимира Набокова:

В ПОЕЗДЕ

Я выехал давно, и вечер неродной
рдел над равниною нерусской,
и стихословили колёса подо мной,
и я уснул на лавке узкой.

Мне снились дачные вокзалы, смех, весна,
и, окружённый тряской бездной,
очнулся я, привстал, и ночь была душна,
и замедлялся ямб железный.

По занавескам свет, как призрак, проходил.
Внимая трепету и тренью
смолкающих колёс, я раму опустил:
пахнуло сыростью, сиренью.

Была передо мной вся молодость моя:
плетень, рябина подле клёна,
чернеющий навес, и мокрая скамья,
и станционная икона.

И это длилось миг... Блестя, поплыли прочь
скамья, кусты, фонарь смиренный...
Вот хлынула опять чудовищная ночь,
и мчусь я, крошечный и пленный.

Дорога чёрная, без цели, без конца,
толчки глухие, вздох и выдох,
и жалоба колёс, как повесть беглеца
о прежних тюрьмах и обидах.

Груневальд, 1921 г.

ЭКСПРЕСС

На сумрачном вокзале по ночам
торжественно и пусто, как в соборе, —
но вот вдали вздохнуло словно море,
скользнула дрожь по двум стальным лучам,
бегущим вдаль, сходящимся во мраке, —
и щёлкнули светящиеся знаки,
и в чёрной глубине рубин мигнул,
за ним — полоска янтарей, и гул
влетел в вокзал, могучий гул чугунный, —
из бездны бездн, из сердца ночи лунной,
как бы катясь с уступа на уступ.
Вздохнул и стал: раскрылись две-три двери.
Вагоны удлинённые под дуб
окрашены. На матовой фанере
над окнами ряд смугло-золотых
французских слов, — как вырезанный стих,
мою тоску дразнящий тайным зовом…
За тенью тень скользит по бирюзовым
прозрачным занавескам. Плотно скрыв
переходные шаткие площадки,
чернеют пыльно кожаные складки
над скрепами вагонов. Весь — порыв
сосредоточенный, весь — напряженье
блаженное, весь — жадность, весь — движенье, —
дрожит живой, огромный паровоз,
и жарко пар в железных жилах бьётся,
и в черноту по капле масло льётся
с чудовищных лоснящихся колёс.
И через миг колёса раскачнулись
и буферов забухали щиты —
и пламенисто-плавно потянулись
в зияющий колодец темноты
вагоны удлинённые… И вскоре
забыл вокзал их звон и волшебство,
и стало вновь под сводами его
торжественно и пусто, как в соборе.

1923 г.


     23:08 20.12.2023
Спасибо, Андрей. Первое стихотворение мне больше нравится. Оно душевнее, что ли... 
     13:27 17.09.2023 (1)
1
Присоединяюсь к поздравлениям! Замечательные заметки о замечательной профессии.
     16:23 17.09.2023
Спасибо, Юлия. Постарались все, конечно. Так все и сложилось: песня, поэзия, проза, фото. Как будто друг друга ждали.
     00:24 05.08.2023 (1)
1
Спасибо! Очень интересно написано! 
И пусть я не железнодорожник, но по железке за свою жизнь проехал больше ста тысяч километров - только из Москвы во Владивосток дважды ездил туда и обратно. Так, что работников ж/д я уважаю! С Праздником их!  

     00:36 05.08.2023 (1)
Верно, Георгий. Труд железнодорожника - один из самых почётных! 
Мне тоже много пришлось поездить.
Правда, до ста тысяч я не дотяну, наверное.
Во Владивостоке очень хотела бы побывать. Наверное, поездка туда очень интересная. Одно время поезд "Москва-Владивосток" даже через Нижний Новгород ходил. Но очень недолго. Сейчас он где-то около Александрова сворачивает и далее через Ярославль и Кострому уже идёт, а к нам не заезжает.
Дальний Восток потому привлекает - потому что бабушка всю войну прошла на 2-м Дальневосточном фронте. Просто как дань памяти. 
Хабаровск и Бикин - вот где она была. Во Владивостоке нет, конечно. Но всё равно хотела бы посмотреть, что за город. 
И Благовещенск тоже. 
     12:00 05.08.2023 (1)
Согласен с Вами - поездка поездом до Владивостока интересная, но утомительная. Зато после Урала шикарные виды, особенно Байкал и его окрестности. И к концу поездки знаешь уже всех пассажиров не только вагона, но и поезда, как родных. С нами в купе ехал молдаванин, вёз своему брату на юбилей 20-литровую канистру домашнего вина, ну и решил похвастаться качеством, налив нам по чуть-чуть продегустировать. И так каждый день утром, в обед и вечером по чуть-чуть... В итоге, пустую канистру он продал на перроне Благовещенска во время стоянки поезда))) 
А ещё поездка не обошлась без непредвиденных обстоятельств - на Урале выпал снег высотой от одного до полутора метров, и наш поезд простоял полтора суток в ожидании, пока расчистят ж/д полотно. В итоге, вместо десяти суток (по графику) мы провели в пути 11,5 суток.
     23:03 05.08.2023 (1)
По графику, семь, вроде... Или это сейчас? Раньше дольше было?
     23:07 05.08.2023
Это сейчас. А я ездил 40 лет назад.
     16:42 05.08.2023 (1)
Шикарная подборка материалов! И очень познавательно о паровозах.
Спасибо!
С праздником!
     17:22 05.08.2023
Спасибо, Галина. Очень приятно.
Старались как могли 
     00:48 05.08.2023 (1)
1
Прекрасная подборка!
     00:58 05.08.2023 (1)
Низкий поклон, Вадим!
Я знаю, Вы паровозами увлекаетесь? Так и знала, что Вам понравится. 
     01:11 05.08.2023 (1)
Конечно. Только где этот музей? Я побывал в нескольких десятках железнодорожных музеев России, Украины и Германии. В городке Нёртлинген есть роскошный музей железной дороги с натурными экспонатами. 4 раза за сезон они устраивают "Дни пара". Весь уикенд по депо ездят живые старинные паровозы. Их выкатывают на поворотный круг, показывают со всех сторон. И даже запускают исторический поезд с паровозом на другую станцию. Желающих прокатиться много, и не только с детьми. Народ на дорогах выходит из машин и фотографирует. Дети и взрослые в восторге.


     09:22 05.08.2023 (1)
Вадим, музей, о котором я писала, находится в Нижнем Новгороде. 
У нас, конечно, такой роскоши, чтобы катать людей на старинных поездах, нет. А могли бы, кстати, сделать! Потому что вся техника, которая представлена в музее под открытым небом, действующая. 
На паровозы, к огорчению ребятишек, залезть нельзя. 
Нет, теоретически можно, конечно. Запрещающих табличек нигде не висит. Но они стоят настолько высоко, что никто даже попытки не сделает. 
В лучшем случае, ребенка приподнимают и ставят на самую нижнюю подножку и там фотографируют. 
Но чаще снимаются просто около паровозов. Они такие огромные, что человек теряется в кадре. 
В Москве я тоже знаю, что есть подобный музей. Но там тоже на все экспонаты можно только посмотреть. 
А вся ценность, наверное, именно в том, чтобы покататься. Эффект совершенно другой. 
     10:28 05.08.2023
Меня впечатлил музей в Петербурге на Балтийском вокзале. В Москве есть экспозиция на Рижском вокзале. Москва большая, может быть есть и ещё где-то. Даже в Киеве, на центральном вокзале есть. У немцев большие технические музеи почему-то сосредоточены в маленьких городках. По-видимому это связано со стоимостью аренды. В таких музеях особое внимание уделено детям. В нёртлингенском депо детей катают на маневровом тепловозе от ворот до ворот. На паровозе всё-таки опасно. В кабине машиниста много горячих деталей, и они решили не рисковать. Но есть в экспозициях отдельные действующие узлы, и дети могут нажатием кнопки привести их в действие. Как работает паровая машина, электродвигатель, тормоза, как работают стрелочные переводы. Даже есть симуляторы кабины машиниста с экранами вместо окон, сделанные на основе настоящей кабины. Иногда есть во дворе миниатюрная детская дорога. И в каждом музее есть макет-диорама с моделями, преимущественно в масштабе 1:87.
Так выглядит макет в малюсеньком городке Трёйхтлинген на 7 тыс. жителей:

Самый знаменитый такой макет в Гамбурге. Занимает целый этаж бывшего портового склада. Немцы давно этим занимаются. Самый старый и главный музей ЖД в Нюрнберге. Там выставлен личный поезд короля Баварии,

личный вагон Бисмарка, первый паровоз, который там ходил в 1837 году, и многое другое.
     01:13 05.08.2023 (2)
Здорово получилось у товарища Магдалины и её команды! 
Или можно по-другому сказать: у группы товарищей во главе с их предводителем и вождём Магдалиной! 

Нет - тут же речь о железной дороге! 
Значит, Лина - главный машинист и подвижнОго, и подвИжного составов! 
Всё, определился с определением! 
А её помощники - это эдакие вагончики! 
     07:51 05.08.2023 (2)
Лёша, я не вагончик, я уже целый вагонище
     07:59 05.08.2023
Нет-нет-нет, ты Алла, вагонеточка в сравнении с танкером-мной 
     07:53 05.08.2023 (2)
Ты думаешь, Лешенька наш маленький вагончик? 
Ой... Ой...
Это ДВА вагонища.  в одном лице. 
     07:57 05.08.2023
Если не три, девочки! )))) 
Спасибо, Аллочка, за участие в сём достойнейшем предприятии! 
     07:56 05.08.2023
Я видела его фото)) Дядька крепкий, а красивый
     07:35 05.08.2023 (1)
Дядька записал меня в вожди... 
Надо ведь додуматься было! 
Но с другой стороны - да, кому-то надо у руля стоять.
Или сидеть

Спасибо тебе отдельное, вагончик ты наш с юмором
     07:44 05.08.2023
     07:32 05.08.2023 (1)
спасибо. семь лет имею стажа дежурной стрелочного поста на ведомственной железной дороге
министерства угольной промышленности в Донецке Пролетарском погрузтрансе.
     07:42 05.08.2023
Вот видите, значит, это и Ваш праздник тоже. 
День железнодоррдника отмечают не только машинисты и помощники. Профессий много. И все важные! 
Спасибо Вам большое. 
     06:46 05.08.2023 (1)
Магдалиночка, спасибо за развёрнутое Эссе о паровозах Правда интересно! С удовольствием прочла работы Юры и Галины Всех железнодорожников с праздником







     07:40 05.08.2023
Тебе спасибо, Аллочка. 
Работы у всех хорошие. У меня самой только веселые истории есть о том, как я в "Стреле" работала. 
Но они длинные, да и знают их уже многие. Поэтому я даже ссылки давать не стала. 
А вот фото прикрепила. Я ведь специально весной поехала в этот музей под открытым небом. Знала, что в августе материал пригодится. 
Так оно и вышло.
Реклама