РОССИЯ И ЕВРОПА. Николай Данилевский.
"Все самобытно русское и славянское кажется Западу достойным презрения, и искоренение его составляет священнейшую обязанность и истинную задачу "цивилизации".
"Вешатели, кинжальщики и поджигатели становятся героями, коль скоро их гнусные поступки обращены против России. Защитники национальностей умолкают, коль скоро дело идет о защите русской народности, донельзя угнетаемой в западных губерниях,- так же точно, впрочем, как в деле босняков, болгар, сербов или черногорцев".
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - русский социолог, культуролог, публицист, естествоиспытатель.
Его отец, участник Отечественной войны 1812 года, закончил службу в звании бригадного генерала, мать - из дворянского рода Мишиных. В 14 лет Николай, свободно владея тремя иностранными языками и древней латынью, поступил в Царскосельский лицей, где получил сразу три университетских образования, -филологическое, юридическое и историко-философское,но для
продолжения образования записался вольным слушателем на факультет естественных наук Петербургского университета, избрав своей специализацией ботанику. К студенческим годам относится его увлечение идеями социалиста-утописта Фурье* и сближение с руководителем первого в России социалистического кружка Петрашевским, был арестован, заключён в Петропавловскую крепость, но через сто дней за недоказанностью обвинения освобождён.
В 1846 году Данилевский защищает кандидатскую диссертацию по флоре, ведёт научные исследования в Тульской и Самарских губерниях, а позже его командируют в экспедиции для исследования состояния рыболовства на Волге, Каспийском и Белом морях, в Ледовитом океане, на Псковском и Чудском озерах.
В 1862 г. выходит из печати его монография «Рыбные и звериные промыслы на Белом и Ледовитом морях», он назначается начальником экспедиции для исследования рыболовства в Азовском и Черном морях, едет в Крым вместе семьёй, селится на южном берегу в имении, купленном на торгах, и с того времени главным его делом, страстью до последних лет жизни становится сад, сохранившийся до наших дней и насчитывающий сотни самых разнообразных растений.
Но более известным Николай Динелевский стал благодаря историко-философской работе «Россия и Европа», в которой он подверг критике европоцентризм, доминировавший в историографии 19 века, выделяя в качестве основных культурно-исторических типов следующие: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). Некоторые из них завершили свое существование, другие находятся в одной из фаз своего развития и огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру. Германо-романский тип имеет двойную основу и отличается политической культурой, носящей научный и индустриальный характер. Славянский же будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом, - религиозным, научным, творческим в искусстве, технологическим, индустриальным, политическим, экономическим и общинным. Особое внимание Данилевский уделяет враждебному отношению Западной Европы к России, опровергая мнение о том, что Россия является ненасытным завоевателем. Историческую же миссию России он видит в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа и, если западная Европа враждебна России и славянству, то необходимо крепить солидарность славянских народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить, подчинить или ассимилировать славян. И славяне не предназначены обновить весь мир, найти для всего человечества решение исторической задачи, они - особый культурно-исторический тип, рядом с которым может иметь место существование и развитие других типов.
"Дело в том, что Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т. д., материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему".
"Всякое преуспеяние России, всякое развитие ее внутренних сил, увеличение ее благоденствия и могущества есть общественное бедствие, несчастье для всего человечества. Это мнение Роттека есть только выражение общественного мнения Европы".
"Русский в глазах их может претендовать на достоинство человека только тогда, когда потерял уже свой национальный облик. Прочтите отзывы путешественников, пользующихся очень большой популярностью за границей, - вы увидите в них симпатию к самоедам, корякам, якутам, татарам, к кому угодно, только не к русскому народу".
"Россия принимала к сердцу интересы, ей совершенно чуждые, и с достойным всякого удивления геройством приносила жертвы на алтарь Европы".
*Шарль Фурье (1772-1837) - французский философ, социолог, один из представителей утопического социализма, автор термина «феминизм».
|
И даже не один.
Был ещё и тот, который "Сожжённую Москву" написал. Писатель то есть.
Много их было...
Но были ещё и Хомяков, и Чаадаев, и какой-нибудь Сперанский, и Страхов, и Уваров, и Киреевские... Западники, славянофилы...
Да мало ли кого было. И у всех - какие-то свои воззрения и мнения. Кто прав, кто неправ... Что теперь трясти стародревними идеями?..
Нам (тем, кто жить собирается, а не помирать во славу территориальных приращений) предстоит будущее, а не прошлое.