Вступление
Есть некоторые вещи в деятельности властей нынешней России, которые я не понимаю. Хоть тресни. Не понимаю и не принимаю.
1. К примеру, я не понимаю, брошенную за полярным кругом Билибинскую Атомную Станция, с городом того же названия, построенных еще в СССР на одном из крупнейших в мире запасов золота и полиметаллов, и для освоения которых были построены АЭС и целый город за полярным кругом.
2.Не понимаю продажу в Китай нашего необработанного строевого леса в виде кругляка и веток, которые снимают с деревьев специальной машиной, потом превращают их в стружку, прессуют их и делают топливные брикеты для домашнего топлива.
3.Не понимаю продажу в Китай и Японию промысловой рыбы, выловленной нашими сейнерами в морях Дальнего Востока.
4. Не понимаю «брошенность» недостроенного Протвинского коллайдера.
5.Не понимаю нежелание достраивать космодром Восточный и переносить наши космические запуски из Байконура, который уже во всю разваливается и требует сумасшедших денег на его поддержание в рабочем состоянии, именно на космодром Восточный
6. Не понимаю наше нежелание работать с нашими советскими «наукоградами» типа Протвино, Новосибирский Академгородок, Пущино, Жуковский, Новоуральск и так далее и тому подобное.
А вот запад не жалеет средств в развитии своих Академгородков. К примеру, в начале июля 2022 года в Швейцарии был перезапущен модернизированный Большой Адронный Коллайдер (БАК). Который уже много лет в научном мире прочно удерживает пальму первенства, во много раз превосходя по своим возможностям другие ускорители частиц.
ПРОТВИНСКЙ КОЛЛАЙДЕР УНК
А между тем в 80-х годах прошлого века, ещё до создания БАК, в подмосковном Протвино начали реализовывать сопоставимый по масштабам проект самого мощного протонного ускорителя в мире, Ускорительно-накопительного комплекса (УНК).
Однако судьба этого «советского коллайдера» оказалась печальной. После распада СССР его строительство сначала было заброшено из-за отсутствия государственного «нефинансирования», а потом от проекта окончательно отказались. На память о нём остался лишь прорытый под землёй громадный кольцевой тоннель, который был буквально перенасыщенный уникальными видами оборудования.
Так что это такое, брошенный властями России Протвинской Коллайдер?
Этот ускорительно-накопительный комплекс, принадлежит Институту Физики Высоких Энергий и расположен в Протвино. По НИР-овским отчетам коллайдер не просто бросили, а законсервировали, забыв, правда, оградить эту территорию забором, и теперь подземный объект привлекает своей строительной уникальностью многих искателей приключений.
Грандиозный проект Коллайдер в Протвино действительно имеет внушительные размеры, ведь длина кольца составляет двадцать один километр. Главный тоннель протянулся на пять километров, а глубина, на которой он находится, разнится от двадцати до шестидесяти метров, все зависит от природного рельефа.
За все годы строительства адронного коллайдера в Протвино подземная территория наполнилась разнообразными помещениями, которые были связаны с поверхностью земли шахтами, созданными перпендикулярно к самому объекту. Кто знает, может быть, если бы советскую программу исследований закончили раньше БАК-а, то именно она бы и стала той самой отправной точкой всех последующих сенсационных открытий в физике будущего.
За много лет до принятия решения: построить крупнейший коллайдер в СССР, в Московской области был создан поселок особого назначения, названный Серпухов-7. Он являлся исследовательской базой для Института Физики Высоких Энергий. В тот далекий 1960 год ученые подбирали местность согласно геологическим данным. И именно в этой части области грунт имел положительные свойства для размещения подземных объектов, так как являлся дном моря в древности. Плюс ко всему, данная зона защищена от землетрясений природным рельефом.
Через пять лет после появления Серпухова-7 было принято решение определить его, как поселок городского типа и переименовать в честь протекающей тут реки Протвы в Протвино.
Помимо идеи о создании адронного коллайдера, в Протвино в 1967 году был построен самый большой ускоритель по тогдашним меркам. Им стал протонный синхротрон, действующий и в наши дни. С выделяемой энергией в 109 электронвольт, синхротрон У-70 является самым «высоко энергетичным» во всей Российской Федерации. И так как в тот период Союз имел средства для проведения фундаментальных физических исследований, то восьмидесятые годы ознаменовались созданием грандиозного проекта, представленного в виде специального ускорительно-накопительного комплекса или проще говоря некоего подобия адронного коллайдера.
В Протвино все эти годы база ИФВЭ продолжала функционировать с завидной стабильностью. Если рассматривать объект с технической стороны, то его можно сравнить со строительством Московского метрополитена по его кольцевой линии, но в несколько раз дороже и сложнее.
Почему же коллайдер в Протвино необходимо было помещать именно под землю? Тут есть два основных критерия: поддержание постоянной идеальной температуры для научных исследований (минус двести семьдесят один градус по Цельсию) и минимальный доступ внешних земных помех на оборудование, работающее на высоких частотах.
Несмотря на то, что перспективы коллайдера в Протвино изначально не имели какой-то конкретной выгоды для науки будущего, исследования могли бы предоставить огромный пласт информации об устройстве нашего мира с точки зрения физики. Разработки новейшего проекта протон-протонного коллайдера на энергию тысяча двенадцать электронвольт подогревались идеей - создать мощнейший в мире ускоритель.
Все работы по строительству коллайдера в Протвино велись под руководством академика Анатолия Логунова. Он являлся физиком-теоретиком и сотрудником ИФВЭ. Причем, согласно его планам, имеющийся синхротрон-70 должен был стать начальным звеном в разгонке для нового ускорителя. Проект, теперь уже заброшенного адронного коллайдера в Протвино, предполагал наличие двух ступеней: на первой шло принятие протонов, имеющих энергию в семьдесят гигаэлектронвольт и выпускаемых синхротроном, он же их впоследствии поднимал до промежуточного значения, равнявшегося шестистам гигаэлектронвольтам; вторая ступень (кольцо) поднимала бы протоны до их максимума.
И первую и вторую ступени коллайдера в Протвино должны были поместить в один кольцевой тоннель, размеры которого в несколько раз превосходят существующую кольцевую линию метро в Москве. Более того, строительством тоннеля занимались те же, кто и прорубал в толще земли проходы для поездов метро. Большое кольцо в двадцать один километр содержит трубу от первой ступени, начиненную тепловыми магнитами, а также две трубы от второго кольца, начиненных холодными магнитами, имеющими сверхпроводящие свойства.
Обозначаются они с помощью аббревиатуры "УНК" и цифрами от 1 до 3. Данные магниты как раз и являются ускорителями, воздействуя на пучок частиц, они направляют его в нужную сторону. Сам тоннель заброшенного коллайдера в Протвино в Московской области спроектирован так, чтобы в случае чего рабочие смогли добраться до необходимого места и произвести техническое обслуживание. Его ширина намного больше, чем в аналогичном объекте ЦЕРН-а
Читайте подробнее на FB.ru:
https://fb.ru/article/395638/adronnyiy-kollayder-v-protvino
Там есть и фото тоннеля коллайдера.
***
Есть такие стихотворные строчки:
Не жалей о том, что не вернется,
Не копайся в памяти своей...
К сожалению, в этих строчках будущее моей Родины.
Макар Николаевич, это фраза говорит лишь о том, что некоторые вещи трудны для вашего понимания. Больше эта фраза ни о чем не говорит.