Никто не сможет научить человека чтению «между строк»... Однако такую разновидность чтения тоже можно отнести к одаренности... Одаренность будет в том отношении человека, когда он сможет уберечь свое собственное сознание от того, что разрушает созидательную культуру... Как пример мой безграничный Духовный воспитатель академик Лихачев говорит о произведении Руссо «Исповедь»... Он говорит, что это «тяжелое чтение», тяжелое именно по внутреннему восприятию, Духовному воспитанию самого слушателя... Казалось бы исповедь - это все то, о чем нельзя молчать, если осознали и раскаялись. Но в этом случае «Исповедь» от Руссо выглядит как хвастовство и бахвальство... Тяжелое чтение нагружено теми фактами, которые сам автор пытался оправдывать. То есть, не только сам себя лишил созидания, но и своего читателя. Что означает - его творческий труд остается бесполезным и бессмысленным... Потому что он не смог стать мудрее и опытнее, используя личный опыт, и поэтому он не сможет быть полезным, нужным... Бессмысленно перечислять свои грехи, не сознавая их ущерба... Исповедь для того и предлагают, чтобы помочь человеку увидеть и заметить то, чего раньше не видел, не замечал, не осознавал. Исповедь - это путь к созиданию через вернувшееся, спасительное сознание... К Духовному поиску ответов человека приводит не радость, а отчаяние и страдание... И у каждого будет свой путь... Достаточно обозначить условия поиска... Достаточно будет рассмотреть глубину познания к поиску ясного понимания... Есть такая духовная культура, когда человеку предлагают сбежать от всех, и спасти покой за счет той тишины, в которую человек сам себя сумеет погрузить... Это культура буддизма. Буддизм предлагает исповедь через возможность найти свое собственное пространство, в котором человек сможет оправдаться через то, что будет происходить потом в будущем. Потому что, когда нам хорошо, мы не захотим испортить такую жизнь... Другая культура изначально предлагает не знать никакого греха, чтобы избежать страдания потом... В этой культуре исповедь предлагается сразу через Молитву, через прямое обращение к Создателю, через предначертанную свыше чистоту того, что всегда остается священным... Это культура мусульман... Они начинают жить с исповеди... Культура православия допускает грех, как ту жизнь, в которой нам всем суждено было родиться. Допускает то, как трудно устоять в этом мире греха и порока от соблазна. Но при этом всегда оставляет открытой ту дверь, через которую возможно себя спасти - это исповедь, как путь созидания себя через грехи. Когда сам человек сможет познать в сравнении одну жизнь от другой, и помочь другим также найти свое спасение... Когда у человека появится желание перестать себя разрушать он захочет с кем-нибудь поговорить об этом. И вот этот самый момент называется исповедью... Поэтому человек сознательно будет готов выслушать все то, чего сам себе ещё не говорил. Человек открывает эту самую дверь, в которую он так боялся войти... Открывает не за тем, чтобы услышать приговор, а для того, чтобы получить оправдание при жизни, и найти новую возможность для другой жизни. Той, когда у тебя не отняли желания жить, а наградили этим знанием... Такая исповедь ведет к созиданию своих следующих шагов, но не уходя от других, а среди всех и со всеми через собственное терпение... Католическая духовная культура тоже предлагает нам исповедь, именно такую культуру знал Жак-Жан Руссо. Но эта исповедь выглядит, как возможность знать, и слышать от Духовного лица только согласие... Но в этом согласии не будет борьбы за жизнь человека... То есть, человек может прийти на такую исповедь, чтобы освободиться от угнетающих его мыслей, но его не спасут решением, а благословят продолжение такой же жизни, и простят то, что будет продолжать разрушать человека... То есть, такая исповедь - бессмысленна для человека. Такая исповедь лишь на время облегчает человеку его жизнь. Облегчает тем, что погружает ещё больше в собственный самообман. В такой последовательности знаний человеку будет дано выбирать то, что его может спасти только сегодня, или навсегда... Но если думать об удобном продолжении будущего, каждый будет выбирать согласно тому, чем уже живет, сознательно или несознательно... А сама жизнь продолжается только благодаря тем, кто еще жив в сознании, и будет готов бороться за жизнь других. Такое сознание никогда не смогут отнести к самодовольству человека... Потому что само сознание - это личный труд человека, который думал о созидании жизни, о радости и благе, о счастье, о Духовной красоте человека, о его спасении... Вот таким для меня является Дмитрий Сергеевич Лихачев... Он учит думать, рассуждать, созидать... А этот путь всегда освещён мыслью...
«Главный недостаток многих мемуаров – самодовольство мемуариста. И избежать этого самодовольства очень трудно: оно читается между строк. Если же мемуарист очень стремится к «объективности» и начинает преувеличивать свои недостатки, то и это неприятно. Вспомним «Исповедь» Жан-Жака Руссо. Тяжелое это чтение...»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
«Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы – и этим человеком буду я.
Я один. Я знаю свое сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете. Если я не лучше других, то по крайней мере не такой, как они. Хорошо или дурно сделала природа, разбив форму, в которую она меня отлила, об этом можно судить, только прочтя мою исповедь.
Пусть трубный глас Страшного суда раздастся когда угодно – я предстану пред Верховным судией с этой книгой в руках. Я громко скажу: «Вот что я делал, что думал, чем был. С одинаковой откровенностью рассказал я о хорошем и о дурном. Дурного ничего не утаил, хорошего ничего не прибавил; и если что-либо слегка приукрасил, то лишь для того, чтобы заполнить пробелы моей памяти. Может быть, мне случилось выдавать за правду то, что мне казалось правдой, но никогда не выдавал я за правду заведомую ложь. Я показал себя таким, каким был в действительности: презренным и низким, когда им был, добрым, благородным, возвышенным, когда был им. Я обнажил всю свою душу и показал ее такою, какою ты видел ее сам, всемогущий. Собери вокруг меня неисчислимую толпу подобных мне: пусть они слушают мою исповедь, пусть краснеют за мою низость, пусть сокрушаются о моих злополучиях. Пусть каждый из них у подножия твоего престола, в свою очередь, с такой же искренностью раскроет сердце свое, и пусть потом хоть один из них, если осмелится, скажет тебе: «Я был лучше этого человека»...
Жан-Жак Руссо»Исповедь»
Руссо, это основоположник теории социализма. Именно Руссо первым пришёл к мысли о том, что всё люди равны!
До него таких выводов не делал никто.
Я думаю, ни один гуманитарный мыслитель не может сравнится с Руссо.
Философия всех Кантов и Гегелей, по сравнению с философией Руссо, детский лепет.
А текст представленный гражданкой Готовцевой - бессодержательный, это какое-то чудовищное нагромождение слов, с притензией на кмность.