Предисловие: Тяга к самовыражению с помощью творчества на бумаге, является обязательной составляющей нормального человека. При ее отсутствии надо уже говорить о недостатках в воспитании. ВВЕДЕНИЕ
Стенгазета — вид изобразительного народного творчеств в СССР. Делалась, в основном, на листе формата А1. Обычно посвящалась праздникам или текущим событиям жизни коллектива. Основывалась на полной самодеятельности в живописи, поэзии и текстах, как художественных, сатирических, так и поздравительных. Особенно популярны были стенгазеты в школах и в профессиональных образовательных заведениях, как высших, так и в средних. В Вооружённых Силах СССР и России стенные газеты назывались «Боевыми листками».
ШКОЛЫ СОВЕТСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
Все бывшие советские люди хорошо помнят школьные стенные газеты или просто стенгазеты. Каждый класс Советской школы имел свою стенгазету, которую оформлял по собственному желанию. И по собственному умению. Для чего в пионерской и комсомольский организации класса из числа лучших учеников активистов выбиралась редколлегия газеты, сочинялось ее название и делались все выпуски классной стенгазеты. Естественно, что под руководством классного руководителя. В каждой школе были свои «творческие единицы», которым «прощалось» по многим предметам, когда они трудились над созданием очередного стенгазетного шедевра.
И сколько себя я помню, в школе я постоянно занимался стенгазетами. Писал заметки, рисовал, оформлял и первые мои стихи появились именно в классной стенгазете. Заметки мы обычно писали на отдельных листочках, которые затем приклеивались к листу ватмана обычным бумажным клеем. А затем каждый написанный листочек по контуру обводился цветными карандашами. Причем, члены актива класса в обязательном порядке писали тематические заметки. А переписывать заметки начисто поручали ученицам с красивым почерком.
Заметки стенгазеты, если она не было праздничной, обычно отражали жизнь класса. В них писались про общественную и культурную жизнь класса, про лучших и про худших учеников, про дисциплину на уроках и на переменах, едко проходились про оболтусов и нарушителей дисциплины а также про личные достижения учеников класса в олимпиадах или физкультурных соревнованиях.
И никто из учеников класса никогда не отказывался от заданий редколлегии. Наоборот, все поручения актива считались почетными и делались с нескрываемым удовольствием. Заголовок газеты задумывался всегда необычным, красочным и вырисовывался, чаще всего, непосредственно на ватмане кем -нибудь из классных художественных умельцев. Причем, по предварительно обсужденным в классе вариантам.
И равнодушных к своей классной стенгазете в классе я не помню. И все ученики класса старались помочь редколлегии сделать свою стенгазету лучшей в школе, потому что среди классов шло соревнование на оформление своей газеты. И соревновались между собой младшие классы, средние классы и старшие классы.
Призеры соревнований школьных стенгазет вывешивались в красном уголке школы, если он был, а при его отсутствии в коридоре школы в специально отведенном для того месте.
Стенгазеты школы были в Советское время своеобразным вариантом школьной прессы. Они выпускались к праздникам, в них приводились отчеты о выполненных классами делах, о проведенных школьных мероприятиях, а также различного рода поздравления и бюллетени. Занимались стенгазетами не только отдельные классы, но порой и вся школа. Тогда статьи и заметки могли печататься уже на машинке в директорском кабинете.
Советская стенгазета была важнейшее средство самовыражения советского ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои мысли, свои идеи, свою точку зрения на происходящие в школе и в стране события, помогают познать себя, открыть для себя окружающий нас мир.
Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты, между членами редколлегии и коллективом своего класса, а также коллективами других классов, формируются меж возрастные школьные отношения, воспитывалось меж возрастное взаимопонимания. Таким образом, мир школьной прессы являлся очень значимой частью жизни коллектива любого школьного учебного заведения.
А стенгазеты, выпускаемые к Советским праздникам, к таким, как День Учителя, Первое Мая, День Победы, День 7 ноября, День 8 марта, День 23 февраля, уже становились своеобразным образцами эстетики и культурного украшения самой школы и размещались не только в классах, но и в коридорах школы.
В ВУЗах стало настоящей традицией чествование преподавателей в дни их рождения или юбилеев, и тогда стенгазета становилась страничкой из жизни какого-нибудь профессора с его фотографиями и праздничными текстами, и даже дифирамбами от «благодарных» студентов и так далее и тому подобное.
Стенгазеты были обязательной составляющей жизни не только школьного учебного заведения, но также и значимым явлением жизни каждого ВУЗ-а страны. Каждый курс, каждый факультет ВУЗа выпускали свои стенгазеты, но уже не в письменном виде, как было в школе, а напечатанным на факультетской пишущей машинке. И ВУЗ-овские стенгазеты были уже больше похожи на капустники, потому что были переполнены сатирическими и «юморными» материалами из жизни студентов.
Школьная и ВУЗ-овская стенгазета являлись в СССР самым простым и доступным молодежным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинали свою издательскую деятельность именно со стенгазеты осваивая затем и более сложные формы в виде тематических журналов из школьной жизни.
Чаще всего инициатива о создания школьной стенгазеты исходила от учеников, точнее, от школьных молодежных организаций в виде «Совета пионеров и октябрят», «Комитета комсомола», но руководили процессом создания стенгазет конечно же взрослые, то есть, учителя в лице классного руководителя и педсовета школы.
Стенгазета являлась своеобразным продолжением «Боевых листков» в Красной Армии, появившихся во время Гражданской воны, в которых отражалась жизнь и боевые действия подразделений Красной Армии. Мало кто сейчас знает, что полководцы Гражданской войны, такие Тухачевский, Егоров, Уборевич, Якир, Шапошников, Триандафилов, Корк и многие другие активно писали в воинских боевых листках.
И далее уже стенгазета стала переходить и в производственные коллективы Советских промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отображая их производственную, культурные и профсоюзную жизнь и превратившись в заводские «малотиражки». То есть, Советская стенгазета стала частью Советского образа жизни Советского человека, частью Советского образца истинно народной демократии. И никуда от этого явления Советской жизни не денешься – она уже записана в аналогах Советского периода истории России.
Таким образом, стенгазета в СССР была газетой трудового, студенческого, ученического коллектива и даже воинского подразделения. Материалы стенных газет отражали жизнь данного коллектива, борьбу за культуру его жизни, за выполнение производственных заданий и социалистических обязательств.
Заключение
Первая советская стенная газета была расклеена в людных местах на улицах Москвы 28 октября 1918 года. Она была отпечатана типографским способом на одной стороне листа. Основные особенности содержания и верстки первых революционных стенных газет: под броскими заголовками помещались сведения о положении на фронтах, а также сообщения о местных событиях.
Затем к ней добавились «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в годах революции и Гражданской войны советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов.
И популярность их была просто "сумасшедшей".
***
Послесловие: В нынешней России стенгазета исчезла полностью и окончательно. А это уже социальная болезнь общества. |