Предисловие: В предыдущей моей статье под названием "Советская инженерная школа" разговор свелся о западных марках легковых автомобилей, которые, мол, даже сравнивать нельзя с советскими автомобилями. И я решил добавить в эту тематику еще несколько слов о " Мерсах и Жигулях" Или
Несколько слов о психологи российского обывателя.
Предисловие:
Лейбл — англ.label жаргонное обозначение этикетки на товаре, торговой марки или фирменного знака.
Бренд - как символ торговой марки, сумма всех ментальных связей, которые образуются между покупателями и владельцами брэнда.
Жигуль или Мерс?
На одном политическом ТВ-шоу вскоре после инаугурации Путина вдруг начался разговор о том, что, освоив новый автомобиль представительского класса для Президента, мы сможет теперь начать выпускать автомобили высокого уровня и для всего населения страны. Ответ был один, причем, единогласный для всех участников ТВ-шоу.
-- Нет, никогда… Почему? А потому, что мы русские… А Русские никогда ничего хорошего не производили…
И сразу же приводилось множество доводов того, что высококлассных автомобилей мы никогда не научимся делать и всегда «мерседес» будет лучше «жигуля».
И мне вспомнилась давняя, еще советская история о том, как в Подмосковном городе Ногинске, на ее Глуховском хлопчатобумажном комбинате, построенном еще Саввой Морозовым, кстати, сейчас закрытым и неработающем, в восьмидесятые годы освоили выпуск джинсовой тканы, совершенно неотличимой от американской. Ни по внешнему виду, ни по ее физическим и даже химическим свойствам. Из нее стали шить джинсы. Но лейбл или бренд на джинсах, конечно же стоял наш, советский, глуховский, ведь никто патента на производство джинсовой ткани не приобретал собирался приобретать. Джинсы шли неплохо, но не массово. Ведь не Америка же!
И многие покупатели этих джинсов стали доставать «лейблы» американские, пришлепывали их на свои штаны и гордо ходили перед своим товарищами – а у меня, мол, они из самой Америки!
Потом кто-то из кавказских предпринимателей умельцев где-то научился изготавливать эти самые «лейблы-бренды» для джинсов, и они организовали в том же самом Ногинске переделку советских джинсов Глуховского производства на американские с соответствующим «лейбловым» оформлением разного рода этикетками, заклепками и фирменными пуговицами.
Спрос на эти модернизированные Советские джинсы под американские пошел сумасшедший и шел активно до тех пор, пока в 1987 году не случился пожар на этом комбинате, причем, пожар произошёл как раз в том производстве, где делали джинсовую ткань. Шли разговоры о поджоге, но истинных виновников не нашли. Но с тех пор производство джинсовой ткани на Глуховском комбинате прекратилось. А, значит, прекратился выпуск и самих джинсов, «классных» подделок под американские модные «штаны» . Говорили, что здесь были замешаны кое-какие конкуренты грузинских предпринимателей. Вполне возможно. Вполне.
И я подумал, что если заменить на новейших моделях «Жигулей» лейбл этикетку на «Мерсовую» и объяснить в негласных рекламных проспектах, что такая модель специально изготавливается в Германии для русских просторов, то спрос на него в России будет сверх сумасшедший и все его приобретатели будут во всю расхваливать его достоинства и ходить с поднятым носам – а у меня, мол, лучший в мире «Мерс»!
Ведь эти любители иномарок сами в машинах не разбираются и им все равно на чем ездить, главное, чтобы это ездящее «ихнее чудо» иностранное было.
И, действительно, легковые автомобили одного класса разных производителей и разных стран внешне очень похож друг на друга, конструктивно они тоже очень мало отличаются друг от друга, материалы для их изготовления идут одни и те же, или почти одни и те же, поэтому технические характеристики «Жигуля» и «Мерса» примерно одинаковые, а их конструкция, эстетика и комфортность тоже относится к одному и тому же классу, и их дизайн практически одинаковый, а эксплуатационные характеристики у нового «Жигуля» даже выше, чем у «Мерса», поэтому главное их отличие друг от друга заключается лишь в этикетках на капоте. То есть, в одном лишь «лейбле».
Но нашему российскому обывателю и нужен лишь соответствующий «лейбл», все остальное его не интересует, он даже капот своего «Мерса» никогда в жизни не открывал и не знает, как это делается. Ну, а для всего остального у него есть соответствующие ремонтные мастерские.
И здесь эти продвинутые на запад богатенькие наши обыватели похожи на коллекционеров модных картин, где главным тоже является не сама картина, а ее «лейбл» в виде подписи автора, попадающего в список модных, а потому престижных художников.
Ведь давно известно, что пресловутых квадратов Малевича в частных коллекциях находится несколько десятков, если не сотен, хотя сам Малевич написал всего два своих квадрата, ничем друг от друга отличающихся лишь размерами сторон квадрата и цветом его черноты.
Но каждый хранитель такого квадрата всерьез уверен, что это у него самый, самый настоящий квадрат, потому что именно у него самый похожий на подпись Малевича его «лейбл», для чего они хранят у себя в сейфе купленное с картиной доказательства в виде справки от какого-нибудь самого надежного и самого квалифицированного в мире эксперта по Малевичу.
Поэтому спокойно покупайте себе «Жигуль» последней модели и ставьте на его передок «лейбл» от «Мерса». Сейчас эту операцию делают в любой мастерской по ремонту импортных машин и ездите себе на здоровье с высоко задранным перед друзьями носом - этого для них, да и для вас тоже, будет вполне достаточно.
***
Послесловие: Автомобили западных марок рассчитаны на высококлассные дороги. И это понятно. Страны эти маленькие и "построить" многослойные автомобильные дороги особого труда не составляет. Другое дело Россия. Тысячекилометровые пространства покрыть современными дорогами очень даже непросто. Поэтому на Мерсе по сельским дорогам центральной России не проедешь. А на Жигуле - спокойно! |
"Мерседес" тоже хорошая машина. С одной лишь оговоркой - таких, как до 90х выпускали, мерсов больше нет. Вектор качества однозначно у японцев, а нам для воспоминаний о качестве - лейблы.
С уважением Н.А.