Заметка «АМФИБРАХИЙ»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 1244 +2
Дата:
Заметка «АМФИБРАХИЙ» самая оцениваемая(5) работа за сутки
01.05.2022
Заметка «АМФИБРАХИЙ» самая комментируемая(41) работа за сутки
01.05.2022
Предисловие:
Тема нашей сегодняшней беседы: Амфибрахий.
Приглашаю только поэтов. Писатели нервно курят за углом.

АМФИБРАХИЙ

Как обычно начнем с Учебника стихосложения.

Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.


В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли

- ! - - ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! - - !

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! - - !

Амфибрахий - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

 Читаем дальше.


Амфибрахий в классической русской литературе С начала XIX века 4-х стопный амфибрахий приобретает популярность. Он не столь мелодичен как хорей, но взвешен и убедителен. Ямб, хорей, дактиль,амфибрахий По мелодичности он, скорее, напоминает обычную разговорную речь. Поэтому амфибрахий — это размер, который более спокоен, чем его «сородичи» — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий. Его часто использует Михаил Лермонтов. Найти пример амфибрахия в его творчество не тяжело, попадается весьма часто и чистый размер, и с пропусками. Стихотворный размер Но Великий поэт имеет право добавить слог в катрене или использовать для сгущения эмоциональной палитры спондей или пиррихий. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Через несколько десятков лет, где-то с середины века, поэты предпочли 3-стопный амфибрахий. В знаменитой оде Николай Некрасов продолжает применять в своем творчестве этот стихотворный размер.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц. (Н.Некрасов)

! - - !- - ! - - ! - - ! - - !

Вначале же XX века популярность размера пошла на убыль, все же некоторые известные деятели литературы, такие как Сергей Есенин, А. Фет, Анна Ахматова, продолжали экспериментировать с его звучанием.

Прекрасный реквием по матери «Уж сколько их упало в эту бездну» Марины Цветаевой, написанный в 1913 году, имеет строгую женскую рифму (то есть строка оканчивается на открытый слог) в 1 и 3 рядах, и в 2-4 - мужскую (на закрытый). Стихотворение это лирико-философское. Для такого стиля и выбранной тематики как нельзя лучше подходит такой размер, как амфибрахий. Анна Ахматова, представитель литературной школы "Акмеизма", также писала таким метром. К примеру, произведение «Мужество» написано 4-стопным амфибрахием. Это свое стихотворение она создала в начале тяжелых времен с призывом к обычным людям защищать «Русское слово».
Поэмы и стихи Есенина с амфибрахием Одна из главных поэм Есенина «Анна Снегина», которую он написал уже перед смертью, была задумана, когда поэт наблюдал за событиями послереволюционных времен 1918 года. Между двум ранее дружескими селами завязалась братоубийственная война. Есенин передает свое отношение к происходящему с помощью лирики слова. Стихотворение. Амфибрахий, примеры Поэт выбирает классические строфы с трехстопным амфибрахием в качестве орудия осуждения войны.

Сплошные мужицкие войны —
Дерутся селом на село.
Ударения распределяются в такой очередности:
-!--!--!- -!--!!-!
Поэма во многом биографична, все события показаны так, как видят ее два главных героя: поэт и главная героиня — Анна. Для написания поэмы о Гражданской войне очень подходит амфибрахий — это немного грустный, лирический ритм, который отражает настроение лиро-эпической поэмы Есенина. Перевод стихотворения «Другая дорога» Р. Ли Фроста Афанасий Фет перевел знаменитое стихотворение Роберта Фроста «Другая дорога» и в переводе использовал именно амфибрахий. Роберт Ли Фрост (1874-1963) стал легендой американской поэзии при жизни. Русские литераторы стремились перевести его лучшие произведения, многие из которых написаны амфибрахием. Еще один великий поэт России А. Фет сумел перевести произведение Р. Фроста, сохранив и замечательный смысл, и ритмику этого стиха, и его настроение: осенне-призрачное, сдержанное и одновременно торжественное.
В осеннем лесу на развилке дорог
-!--!--!- -! (11 слогов)
Стоял я, задумавшись, у поворота.
- Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/304246/amfibrahiy---eto-primeryi-stihotvoreniy


Послесловие:
Уважаемые фабуляне! Кто имеет способности писать амфибрахием, прошу давать ссылки в комментариях. До настояшего времени только у одного поэта на сайте я встречала стихотворение написанное  стопой амфибрахий.
Реклама
Обсуждение
     10:03 10.07.2024 (1)
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=502087
Вроде бы верно скопировала ссылку.
     11:27 20.09.2024
     17:31 05.05.2022 (1)
Конечно, конечно я всем подскажу
И вам амфибрахием стих напишу.
Послушайте, где здесь ударные звуки.
И будем мы все разбираться в науке -
Стихи как писать и как их разбирать.
Мы будем учиться писать их "на пять".
Я дактилем тут написала стишок,
Но только добавила спереди слог,
Он здесь, в амфибрахии лишь безударный,
Такой амфибрахий немного коварный.
     20:28 05.05.2022
Благодарю Вас, Татьяна.
     06:19 30.04.2022 (2)
1
   Поставил оценку своей звёздочке! Но хочу сказать, что не стоит слепо копировать учебник написанный с ошибками. Есть краткий стишок для понимания трехсложных размеров. Не помню чей. По моему Онуфриев его создал:

ВОвсе не слОжные
РазмЕры трёхслОжные
Всё завИсит от сИльных в них мЕст
Первый он дактиль
Второй амфибрахий
Ну а третий уже анапест!

Кстати посвящение Вам, моё солнышко, я написал именно амфибрахием.
     17:10 30.04.2022 (2)
По-моему, в слове анапест ударение на второй слог.
     18:18 30.04.2022
Стишок создан так, что даже ребёнок поймёт трёхсложные ритмы!
     18:08 30.04.2022 (1)
Таки в статье ясно написано 2-5-8-11 и т. д.
Илья же в комменте указал строчки

Первая - дактиль
Вторая -  амфибрахий
Ну, а третья  уже анапест!


     19:02 30.04.2022 (1)
Я про ударение в слове и рифму мест - анАпест.
"Ударение в слове «анапест»
Ударение падает на 2-й слог (с буквой а)."
     19:14 30.04.2022 (1)
Извиняюсь!!! АнапЕст, уважаемый Нейлин!
     19:24 30.04.2022 (1)
     19:46 30.04.2022 (1)
   Как видим из Вашей ссылки слово анапест не русское, а там у них ударения часто сдвинуты на один слог вперёд. Пастернак к тому же использовал это слово явно в шуточном стихе, и потребовалось специально поставить ударение, чтобы читатель прочёл так как хочется автору.
   Русские, например, склонны говорить пурпУр вместо пУрпур. Так и анапест почти ни кто не произносит как анАпест. Да и стишок тот создавался в учебных целях.
   Жаль, что Вам совершенно не понятны основные законы стихосложения.
     20:39 30.04.2022 (1)
1
Но это же словарь ударений русского языка.
Вы свой вывод о законах стихосложения на основе
чего сделали?
     21:05 30.04.2022 (1)
   Словарь??? А кто пишет словари? Люди как говорили до этих "словописцев", говорят и будут говорить по-русски! А поэты, в нужных им случаях, будут ставить ударение в нужное именно им место. А о стихосложении сделал вывод по тому как Вы отнеслись к стишку-запоминалке. Вы его просто не поняли.
     21:39 30.04.2022 (2)
1
Если бы я его не понял, я бы не говорил об ошибке 
в ударении. 
ВОвсе не слОжные
РазмЕры трёхслОжные,
Ударений здесь важен черёд:
Первый - он дактиль,
Второй - амфибрахий,
Ну а третьим анапест идёт.
     06:46 01.05.2022 (1)
1
Согласен с Вами, но удареньице всё же следует поставить. В России всё же подавляющее большинство выговаривают иностранные слова по-русски
     09:17 01.05.2022
Танцор, Нейлин спит. Пиши свою заметку.
     22:14 30.04.2022 (1)
Нейлину:

АпОстолам рифмы и слога,
кто чтит Николя Буало,
блюдя орфоэпию строго -
непросто быть апостолОм.

Но дух поэтической схимы
срывается на чарльстон:
анАпестом пишем стихи мы -
но кое-кто - анапестОм.

И скачет дерзавец в папахе,
подковами машет блоха...
И в ужасе мрёт амфимбрахий
в корявости вольной стиха.


Привет, Нейлин)

     23:48 30.04.2022 (1)
2
Привет! 
В народе, конечно , и анапЕст часто говорят, и звОнят,
народу не запретишь, но если стишок претендует
на интерпретацию правила, надо, наверно,
соблюдать и правило, касающееся ударений?
     00:18 01.05.2022
1
Да, как-то так, по логике вещей.
Я сам люблю похулиганить. Но без словарей мы бы уже вообще рассыпались бы. Хотя у меня на это дело взгляд немного другой. Не категорический. Но любое отклонение всегда - объяснимо из текста, а не из того что все составители словарей дураки и слова у них там иностранные) Оно всегда выразительную нагрузку нести должно. Нарушая правила - всегда ответственность на себя берет человек-пишущий. На свой так сказать страх и риск) 
Хотя, может на это кто-то и по-другому смотрит.
     08:41 30.04.2022 (2)
1
Спасибо, Илья. Поэты обязаны знать и придерживаться Правил Учебника стихосложения.
Как-то так.
     22:51 30.04.2022 (1)
2
Привет Светик.
Весело тут у тебя, полезное дело, конечно.
Вдруг кто не знает что такое амфибрахий. Бывает и такое среди нашего брата - самородки вот типа Есенина вообще про это дело не слыхали, пока их не просветили городские тёртые калачи). И ничего. были живы-здоровы, писали,  отбивались от "критегов", а потом стали классиками, и уже - увы - никому не должны. И даже - наоборот. 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Милая Света. Правила поэзии возникли благодаря поэтическому искусству и на его основе - как стремление обобщить обширный поэтический материал (это история). Так те, кто был очарован чудом гармонии, возникающей в стихах, пытался обобщить поэтический опыт тех, кто создавал поэзию на практике, из своей жизни, опыта, горя порой и прочих потрясений. И главный вопрос  при создании правил был такой: КАК это сделано и ПОЧЕМУ так хорошо звучит. То есть - теория стихосложения возникла благодаря удачной практике стихосложения. А никак не наоборот. 

Но с тех пор чем менее талантлив критик - тем главнее он сам себе хочет казаться в поэзии, чем поэты. Комплекс чиновника, или швейцара. Типа - святее папы Римского, который тоже думает что он святее Бога. 

Поэзия - она всегда расширяет правила изнутри. Иногда соответствует им, иногда нет - тогда и создаются новые формы, новые выразительные средства, поэтическая графика приобретает так сказать "новые конфигурации". Если бы не постоянный выход за пределы "правил", то писали бы мы нынче как Тредиаковский (о был поэт каковский! Писал например: "Ну же, муза, ну же, ну! Достань арфу, воспой Марфу, Тредиаковского жену!")

Но к счастью, поэты - натуры неудовлетворенные вчерашними правилами - то и дело их расширяют, заставляя надутых липовых "критегов" поднимать свои зады и постигать: как же они, гады, это делают, сволочи - ведь звучит, зараза, а в правилах - явный пробел, и никаких объяснений нет!

И тогда прекрасные исследователи живого русского языка (среди них и поэты, и литературоведы прекрасные есть, и лингвисты... умнейший народ!) изучают возникшие в результате накопления поэтического материала новые закономерности - и выводят новые правила, открывая очередные законы гармонии. 

Правила важны, безусловно, они изучаются для хранения культурной информации (культурного кода) и передачи художественного опыта. Чтобы облегчить путь к мастерству тем, кто подражает великим, пока не находит свою индивидуальную манеру. Или не находит - есть великие поэты, которые не ломали устоявшиеся правила  - они их утверждали примерами, как надо хорошо писать.

Так и происходит развитие поэтического искусства: поэты ДЕЛАЮТ, а литературоведы-исследователи - ИЗУЧАЮТ как они ЭТО делают.  И хорошие критики все эти новшества учитывая - растут вместе с ростом художественного опыта  и развиваются вместе с развитием поэтического ремесла. А если не растут - то начинают ходить и командовать поэтами. И выглядит это и грустно, и смешно. А порой страшно: когда дурак решает судьбу поэта. И такое бывало.

Поэты дрессировке не поддаются. Если это поэты, а не ... лица, выдающие себя за "творцов истинной литературы". Литературные жулики)

Вот скажи, Света. Поэт - он кому должен? Он Богу должен, родине и своему внутреннему цензору. И более - никому. А как он с этим всем рассчитывается - это и есть его судьба. Судьба - суд Бога над человеком. Суть его жизни, всей жизни, ошибок, трагедий, комедий и т.д. 

Кому поэт должен - он всех прощает) А вот поэтам человечество задолжало столько - что мама не горюй. При жизни-то их рвать готовы на лоскутки, и ненавидят. Зато когда помирают... Тут и начинается настоящая, так сказать, всеохватная любовь. Всех слоёв и прослоек. С копанием в их исподнем и прочее. Но это уже другая история. 

Такое длинное послание написал - но зато от души.
     01:04 01.05.2022 (1)
Спасибо за "Послание", Юрий.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Сегодня одному "звездному", скорее "звезданутому" поэту сделала замечание, чтобы слово "ЖОПЫ" заменил на "задницы", таки оне перешло на личности и стало меня посылать в даль несусветную.А затем ваще спряталось за забором ЧС.


     01:07 01.05.2022 (1)
Ты Светик как бесогонный препарат на некоторых действуешь)))
Правильно, нечего засорять русские стихи. 
     01:15 01.05.2022 (1)
Таки каждый день ему по новой звезде на пиджак вешают. За что? Гением считают.
Захвалили. Вот он и зазвездился.
     01:34 01.05.2022 (1)
Он. нельзя говорить на человека "оно", разве только если человек сам себя так определяет. 
снисходительнее надо бы к другим быть - а к себе строже. так говорят святители наши, мудрецы. 
недостатки есть у всех.  поэт - хороший поэт - может себе позволить и похулиганить. хороших поэтов мало - их надо беречь. и так ненавидят хороших поэтов злыдни всякие. не хватало чтобы свои своих клевали. 
     01:39 01.05.2022 (1)
Россия це Европа! Там все ОНО! Две мамы и два папы.  Улыбаюсь.
     01:42 01.05.2022 (2)
Да ладно. Европа просто - отбившаяся несколько веков назад часть России. шутка. 
А все что выше я сказал - я не шутил. 
нельзя так.
     01:46 01.05.2022 (1)

повидав боёв немало,
на паркет гремя упал
боевой, блестящий, алый,
мой хрустальный боеал.
     01:49 01.05.2022
Юра, прошу этот экс под стишок мой туда, а не сюда поставить.
     01:45 01.05.2022 (1)
Слушаюсь и повинуюсь, мой господин.
     02:02 01.05.2022 (1)
Господа в Париже (с). А мы тут так... крестьяне. 
     02:06 01.05.2022 (1)
А мне нравится это слово Господь? Да!
Крестьян я тоже уважаю.
     21:07 01.05.2022 (1)
оне - тогда уже перешли. А не перешло.
ну извини - я зануда)
     23:23 01.05.2022
Таки сегодня праздник был, народ устал отдыхать, поди в кроватках уже спит.
     17:24 30.04.2022 (1)
1
   Поэты должны знать, придерживаться и осознанно выбирать размер и стиль стиха, подбирая его под поставленную задачу. Беда заключается в том, что многим начинающим приходится читать не грамотно и не удачно написанный учебник.
   Данная статья, скопированная тобой, написана неумехой. не способным доходчиво объяснить суть вопроса. Похоже сам автор не понимает о чём он пишет. Просто напускает побольше тумана, стремясь выглядеть знатоком, а на самом деле просто запутывая новичков своим словоблудием. Мало того, так ещё и допускает грамматические ошибки, и ошибки в обозначении ударений.
     18:10 30.04.2022 (1)
1
Бывает. Вместо того, чтобы исправить ошибки начинают оправдывать свои косяки.
     18:27 30.04.2022 (1)
   Ты не поняла, звёздочка. Я сказал, что статья скопированная тобой написана туманно и с ошибками! Возможно и автор тоже всё это где-то скопировал. В результате получилась игра в глухой телефон: с каждым копированием теряется первоначальная чёткость и ясность предмета.
   Впору самому начать кое о чём писать заметки. Заодно и свои знания углубить и отшлифовать!
     18:29 30.04.2022 (1)
1
Таки пиши, Илья, кто  тебе запретит? А мы почитаем. Ночью напишу Рецензию на твои стихи, согласен:
     18:37 30.04.2022 (1)
Ни чего не имею против. А я может быть наберусь стимула и напишу некую заметку. Придётся покорпеть над учебниками, так как понятийный аппарат оных мне не всегда ясен.
     18:41 30.04.2022 (1)
1
Не торопись, сначала соберись  мыслями и напиши черновик. Дай мне почитать.
Рецензия будет готова завтра утром.
     18:56 30.04.2022 (1)
   Торопиться я не смогу, так как просматривать придётся не один источник. Нужно достичь полного понимания. Главное чтобы стимула хватило чтобы написать. Когда понимаешь, что прочтут твои труды от силы два, три человека, да и то по диагонали, стимул тут же улетучится. К тому же есть сомнения, что в интернете есть классические учебники, я вижу много интерпретаций всех этих законов. Законы вроде бы одни, но пишут о них с такой казуистикой!
     19:01 30.04.2022 (1)
Танцор пиши проще, без всяких вычурных слов, чтоб всем было понятно.
     19:10 30.04.2022 (1)
1
   Именно так и нужно! Но сначала нужно написать. Ладно, завтра кстати, опубликую стих написанный амфибрахием! Вообще больше всего люблю наверное анапест, но и дактиль с амфибрахием очень люблю! Вальс был моим любимым танцем: одним из самых любимых!
     01:05 01.05.2022
Будем ждать
     20:52 30.04.2022 (1)
Замечательная школа - молодым авторам.
     01:08 01.05.2022 (1)
Спасибо, Галина.
Классики писали по правилам стихосложения.
У них и учимся слагать стихи.
     13:18 01.05.2022 (1)
В основном душой и о наболевшем.
Понять классиков, необходимо прочесть стихи.
     14:54 01.05.2022 (1)
В основном по Праилам стихосложения. С улыбкой, Светлана.
     16:21 01.05.2022 (1)
1
Автор - проводник, кто-то читает поэтам их свыше.
     17:06 01.05.2022 (1)
Человек - это искусственно созданная система!
Кто создатель? Инопланетный Разум, которого мы называем Богом!
Прости, Господи!
     19:05 01.05.2022
Бог у каждого в душе.  С рождения!
     06:41 30.04.2022 (1)
1
Даёшь культуру-мультуру в массы! 
     08:39 30.04.2022 (2)
1
Поэты, пишущие "душой", обязаны знать амфибрахий
     00:38 01.05.2022 (1)
1
Есть такие безнадежные случаи, что не поможет ни знание амфибрахиев, ни  ямбы с хореями)))
Про душевные рулады))) >>>Тьфу

     00:52 01.05.2022 (1)
О ком речь, Юра? У нас на сайте, как на корабле Ноя - "каждой твари(божьей) по паре".
     01:02 01.05.2022 (1)
Да какая разница. Их легионы. Полчища пишущих душою) 
     01:05 01.05.2022 (1)
Там обхохотаться можно не только со стешка. Там и комменты - похлеще любых анекдотов.
Я вот походил, почитал тут, наверно напишу пару пьес - зарисовки с натуры накопились))
     01:18 01.05.2022
Иногда по комментам гулять полезно для творческого чела, Юра.
     11:14 30.04.2022 (1)
Они всё знают
     11:17 30.04.2022 (1)
Кто знает? Только Нейлин знает, остальные отдыхают.
     11:29 30.04.2022 (1)
Нейлин спокойный. 
     11:43 30.04.2022 (1)
Ага, спокойный. Ща услышит прибежит права качать. Хотя я его похвалила.
     11:45 30.04.2022 (1)
Поживём-увидим. 
     11:48 30.04.2022 (1)
Может разбудить?
     12:04 30.04.2022 (2)
1
Не надо. Диалога может не получится. 
     04:05 01.05.2022 (1)
Вась, ты шо не спишь? Опять кота кормишь?
     04:29 01.05.2022 (1)
Во-первых, уже покормил. 
Во-вторых, не кота, а кошку
     09:07 01.05.2022 (1)
Чем кошечку кормишь, Вася?
     09:09 01.05.2022 (1)
Разным. Кашки с паштетиками, которые, цукко, подорожали. 
     09:14 01.05.2022 (1)
Мясом кормить не пробовал? Мраморным
     09:15 01.05.2022 (1)
Ага, щас
     09:16 01.05.2022 (1)
А шо так? Лаве не хватает?
     09:17 01.05.2022 (1)
Всему есть предел, как и подколам твоим. 
     09:19 01.05.2022 (1)
Пошла я... писать заметку про 1 мая.
     09:20 01.05.2022 (1)
Хорошее дело. 
     09:35 01.05.2022
Уже написала. Приходи со своим стаканом.
     12:07 30.04.2022
Уже пригласила. Как проснется, придет, и напишет экс.(чуть кекс не написала)
     20:58 30.04.2022 (1)
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=315381
     01:09 01.05.2022
Спасибо, Юлия.
Иду по ссылке.
     22:12 30.04.2022 (1)
1
Где ямбов с хореями полная пасть,
но сУхи теории, бес,
там яблоку сладкому негде упасть -
с изустем учи или - без.

Напрасен тотальный учёт и контроль,
где -  сердце, глаза и слух.
И толку от всей арифметики ноль 
тем кто как тетеря глух.

Осколки слогов улетают во тьму,
костяшками щёлкает крот.
А светятся, дышат стихи почему - 
слепой никогда не поймёт)


     01:07 01.05.2022
Браво! Класс!
Гость      09:05 30.04.2022 (1)
Комментарий удален
     09:13 30.04.2022 (1)
1
Владимира Зеленская, как называлась яхта, на которой плавал капитан Врунгель с одним матросом?
Правильно! "Беда".
Как яхту назовешь, так она и поплывет.
Гость      16:22 30.04.2022 (1)
Комментарий удален
     16:38 30.04.2022
Уж лучше, "Блин", чем "Беда"
А Вас чем обидела? У Вас тёрки не со мной, на меня не надо нападать.
А то можно загреметь под фанфары.
Реклама