Заметка «ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА. УЧИМСЯ У КЛАССИКОВ.»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 22
Читатели: 1068 +2
Дата:
Заметка «ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА. УЧИМСЯ У КЛАССИКОВ.» самая комментируемая(24) работа за сутки
31.03.2022

Другие значения: 
30.03.2022 (значение 42)
2
Предисловие:
Вчера на произведении автора Анна Плиса https://fabulae.ru/poems_b.php?id=446054
Разгорелся горячий спор!
Авторы со стажем, назовем их консерваторы, стали прессовать молодую, начинающую поэтессу Анну Плиса
за "бедную рифму" Как будто есть еще и "богатая рифма".
Что дало мне повод написать настоящую Заметку.

Привет Анатолию Комогорову!

Новому Гугулмену сайта Фабула.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус":
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА. УЧИМСЯ У КЛАССИКОВ.

Приступим!
Что такое ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА?
https://stihi.ru/2011/06/25/1920

  Поэты, литературоведы и критики много говорят о глагольной рифме. Что же такое глагольная рифма? Хороша она или плоха? Некоторые поэты морщатся, только услышав одно словосочетание глагольная рифма. Примените такую рифму в стихе два - три раза и вас тут же запишут в безнадёжные графоманы.
  В. Онуфриев в "Словаре разновидностей рифмы пишет: "Глагольная рифма - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву - зову, жить - тужить. Так как придумать глагольную рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть, шуметь - лететь. Да, прав был В.В. Онуфриев: глагольных рифм много и рифмовать глаголы легко. Но ведь нетрудно рифмовать и прилагательные "прекрасный - страстный - опасный - ужасный", или наречия "прекрасно - страстно - опасно - ужасно". Да, и если уж совсем начистоту, 99% существительных рифмуется элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
  Сейчас стихи пишет каждый третий, каждый пятый считает себя уже состоявшимся поэтом. Поэтому, почти любую рифму (а не только глагольную) можно назвать "банальной", "затёртой до дыр". И мало найдётся современных поэтов, которые способны придумать десяток - другой рифм, ранее никем не применявшихся.

  А что же делать начинающему поэту?



Итак, мы подошли к главному вопросу: "Что делать начинающему поэту?"
Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотела бы услышать ваше мнение, уважаемые авторы литературного сайта Фабула.
Послесловие:
Учимся у классиков русской поэзии.

Реклама
Обсуждение
     18:03 08.06.2023 (1)
     16:16 18.04.2024
     16:11 18.04.2024 (1)
Познавательно! 
     16:16 18.04.2024
     11:39 04.08.2022 (1)
1
А вот моё мнение в белом стихе:
...
Стихи писать не мудрено,
Ко́ль рифмой говорить умеешь,
Но чувства ритмом слов создать,
Способен лишь поэт и гений.
     12:03 04.08.2022
Ай, молодца!
     14:10 29.03.2022 (2)
3
Человек пишущий стихи, уже молодец. А хорошо или плохо, это неважно.
Главное, чтоб ему это нравилось.  А вот читать его стихи, никто не заставляет.
Так что, если кому-то  не нравится, то просто не заходите на страничку автора.
     16:12 29.03.2022
Полностью с Вами согласна :)
     14:20 29.03.2022 (3)
1
Не согласна, Саша. Если автор выставляет своё творчество на обозрение, значит, он хочет признания, чтобы его читали. Поэтому, ИМХО, автор должен знать правду. А когда хвалят плохие стихи, это медвежья услуга автору.
Гость      15:44 02.04.2022
Вас не просят хвалить.
Не нравится, молча и мимо...
Это скверность характера, когда хочется тявкнуть, что разрушает организма и преждевременно старит.
     23:26 29.03.2022
1
Да не нужно никого хвалить.
под каждым произведением можно поставить: "нравится, "не нравится", "очень..."
если, допустим, мне не нравится - то я просто никак не оцениваю произведение. это должно автора натолкнуть на опред. мысли.
либо с произведением что-то не так, либо читатель дурак!)))
вот и всё
     19:38 29.03.2022 (2)
Дорогая Галина!
"На вкус и цвет товарища нет!"
Русская пословица.
Нельзя всех авторов грести одной гребенкой.
Я - за свободу творчества!
Может тогда и корифеев русской поэзии Пушкина и Лермонтова Вы запишете в графоманы?
Они частенько пользовались ГЛАГОЛЬНОЙ РИФМОЙ.
     00:03 30.03.2022 (2)
1
Может тогда и корифеев русской поэзии Пушкина и Лермонтова Вы запишете в графоманы?
======================================================

Вы правы, Светлана, у этих корифеев много косяков, среди них и глагольные рифмы ))
Но, видите ли... С тех пор прошла не одна сотня лет. Поэзия тоже не стоит на месте. Да и Михаил Юрьевич с Александром Сергеевичем в сравнении, скажем, с Державиным, были абсолютными новаторами. Ну посмотрите, например, на эти строки Гавриила Державина (а именно он учил Пушкина поэзии!):

Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;


Или на это:

Под Медведицей небесной,
Средь ночныя темноты,
Как на мир сей сон всеместной
Сыпал маковы цветы;

Да и вообще, ценность произведений Пушкина не только и не столько в его стихах. Главная его ценность в том, что он фактически создал современный русский язык! Тот, на котором мы сейчас разговариваем и пишем.
Сами по себе глагольные рифмы не так уж и страшны и иногда вполне уместны. Речь идет о другом: русский язык так устроен, что рифмовать глаголы - сплошное удовольствие. "Любил-забыл, "гулял-пулял", "летать-мечтать" и т. д. Их бесконечное множество и для того, чтобы такое срифмовать большого умения и труда не требуется. Именно поэтому сегодня глагольные рифмы считаются примитивными и неинтересными. А еще наезжают и на наше "святое", на грамматические рифмы! А это вообще ужас! Это рифмы с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: страдаем-гадаем, галету-газету, горе-море, обличьем-девичьем... Того нельзя, этого нельзя! И как прикажете писать стихи в таком случае? ))
А если вернуться к нашим гениям, то попробуйте сравнить, например, фигурное катание начала или середины прошлого века с сегодняшним. Это разные вселенные, хотя для тех времен их катание было совершенным. Все развивается и совершенствуется. И поэзия в том числе )) 
И Пушкина сегодня заклевали и высмеяли бы с его тогдашними стихами. Но в его времена глагольные рифмы еще не были столь заезжены, и еще не было, например, Маяковского, который вообще все перевернул в русскоязычной поэзии. Но появись Пушкин сегодня, он бы и писал по другому, более современно. Но не менее гениально. Я так думаю. 

     12:38 30.03.2022 (1)
Уважаемый Александр Джуга.
Созданные А.С.Пушкиным шедевры, современные поэты не то что повторить, трогать боятся!
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.


     14:48 30.03.2022
Светлана, честно говоря, я не совсем понял цель этой вашей "поэтической цитаты". Шедевры - они на то и шедевры, что признаны навсегда. Да и зачем их трогать-то? Но, наверное, было бы ошибочным утверждать, что все вышедшее из под пера А. С. гениально и шедеврально. Пушкинисты об этом знают лучше.

     00:37 30.03.2022 (1)
Вот и я о том, Александр, говорила.
     01:11 30.03.2022
Я это видел, Моряна ))

     22:46 29.03.2022 (2)
Светлана, так скажите, пожалуйста, что именно Вам понравилось в обсуждаемом стихотворении, если Вы сказали браво. Назовите хоть одно положительное. Только молодость автора?
     23:48 29.03.2022 (1)
1
Зачем парится, рецензирование проводить, когда можно написать хвалебный отзыв. Дёшево и сердито!
     00:22 30.03.2022
1
Пять баллов!
     23:27 29.03.2022
Уважаемая Галина, чтобы ответить на ваш вопрос, следует провести полное рецензирование произведения Анны. Это минимум 2 часа упорного труда.
Это мне надо?
Улыбаюсь.
     04:16 01.04.2022 (1)
Плодовитый автор. Автоматная очередь заметок!
Сразу видно, только что на сайте.
Это пройдёт. Начнёт больше думать, меньше писать.
     15:05 01.04.2022
А Вы уже потухли, как вулкан? И думаете меньше
     10:43 31.03.2022 (1)
Что позволено Пушкину, то не позволено простому графоману? Нет, конечно! Дело ведь далеко в не в рифмах. Стихи должны быть красивыми, эмоционально окрашенными, логичными и их должно быть легко положить на музыку. Стихи как песня!  И ещё много чего: позитив, призыв разумному, доброму, вечному и т. д. 
     19:21 31.03.2022
Пушкин - наше всё!
     23:07 29.03.2022 (1)
1
Конечно же "прессовать" никого не надо (это касается не только рифмы, но , и темы произведения, формы и т.д.)
Я не считаю себя пипец-профессионалом, но сейчас пишу стихи намного "правильнее" (это не только моё мнение))) чем раньше, именно благодаря авторам, объективно, лучше меня! 
НО !!!
Они меня не "прессовали" (может мне конечно повезло с этими людьми или не попал им "под горячую руку", не знаю))) они мне объясняли!
Можно ведь коректно (скрытым текстом, в личке...) объяснить в чём проблема, а дальше дело за автором (может он вообще не приемлет никакой критики. этакий "гений")
Я знаю точно, что, молодой автор - очень ранимый человек (в подавляющем большинстве)! Ему ещё предстоит заматереть, конечно здесь без критики - никуда! но, адекватной, грамотной критике! как с учеником.
Учитывайте это когда захотите кого то научить-поучить!

P.S. пользуясь случаем, хочу отметить Красилова, Сухарева... (всех сейчас и не припомню, а таких много)! 
СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА, БОЛЬШОЕ!!!
И вообще, на Фабуле  - самые классные авторы-учителя (в отличии от других, подобных платформ)! имхо 
ЛЮБЛЮ ВАС, ФАБУЛЯНЕ!!!
С уважением... 

ВСЕМ ВДОХНОВЕНИЯ!!!

Совсем забыл один факт: я не знаю учебного заведения, где выпускают поэтов! поэтому и учимся у классиков!
     23:27 29.03.2022 (1)
1
Спасибо Вам, Саша Белый! Я тоже люблю открытых людей!
     23:35 29.03.2022 (2)
     12:38 30.03.2022
     23:37 29.03.2022 (1)
1
хорошая тема кстати!
давно хотел ПОГОВОРИТЬ об этом! и поблагодарить всех своих "учителей на "Фабуле" жаль что не всех,
а иных уже и нет на "Фабуле"...
     12:38 30.03.2022 (1)
Получу статус автора, Сашенька, буду частой гостьей на Вашей страничка
     20:39 30.03.2022 (2)
И снова здравствуйте!!!)))

А что, между "Автор" и "Начинающий автор" есть какая-то разница?
     21:59 30.03.2022
Да, Саша. Мои комметарии проявляются после одобрения Модератором. Читайте личку!
     21:12 30.03.2022 (1)
Конечно заходите!
Очень буду Вам рад!
С уважением...
     21:59 30.03.2022
     15:28 29.03.2022 (1)
2
Классики позапрошлого века - это совсем другая поэзия, поэтому на них ссылаться не надо. И мир, и литература, и язык претерпели изменения с тех пор. Да и серебряный век прошлого столетия тоже уже далёк. У современной поэзии свои читатели, свои приоритеты.
Глагольные рифмы в большинстве своём неинтересные, что делает неинтересным и само стихотворение, особенно когда написано на затёртую тему, на которую писали почти все, кто пишет. Но и на эту тему можно написать так, что возникнет сопереживание к ЛГ. Когда стихо красиво, можно даже не заметить ни глагольную рифму, ни смену рифмовки.
     19:40 29.03.2022 (1)
Моряна, а Вы в какой школе учились? Русской или украинской? Может Пушкина и Лермонтова не читали?
Классиков надо уважать. Я люблю читать А.С Пушкина, особенно его сказки.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
***
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.


     22:40 29.03.2022 (2)
1
Возможно, Вы удивитесь, но классиков я люблю. Возможно, и это удивит Вас - я училась в советской школе, а в институте проходила всю литературу: от античности до литературы народов СССР. И поэтому я прекрасно понимаю, что классики своё слово в литературе сказали, но время не стоит на месте, и язык меняется, и приоритеты. Поэтому и авторы должны меняться. Иначе бы был застой в литературе.
     23:29 29.03.2022 (1)
1
Ребята!
Давайте жить дружно!!!
     23:33 29.03.2022
А на счёт критики - её можно запросить "рецензия"
лишь бы рецензент был толковый)))))))))))))))
     23:27 29.03.2022 (1)
-1
 "Все течет, все изменяется" авторство известного выражения приписывают античному философу Гераклиту из Эфеса - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/182879/vse-techet-vse-izmenyaetsya---kto-skazal-etu-frazu
Однако Вы, Галина, используете его в настоящем времен.
Классики - наше всё!
Учиться следует у классиков русской поэзии, а не у шпаны в подворотнях.
Извините за прямоту, Вы же любите ПРАВДУ.
Не знаю, кто были Вашими учителями, но верю, что они были хорошими поэтами и писателями.
Одному Вас не научили - доброте и любви к людям.
Простите за прямоту.
     23:34 29.03.2022 (1)
Я не считаю за доброту кричать браво откровенно плохому произведению. По мне, так это зло. Без разбора этого спорного стихо скажите хоть что-нибудь, за что поэтически можно похвалить автора.
     12:38 30.03.2022 (1)
А не надо злиться, дорогая Галина.
Нервные клетки не восстанавливаться.
     12:44 30.03.2022
Светлана, не передёргивайте, а попытайтесь ответить на вопрос.
Гость      14:23 29.03.2022 (3)
Комментарий удален
     19:38 29.03.2022
Леночка, Пушкин писал:
Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799— 1837), гл. 1, строфа 5:
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

     15:36 29.03.2022 (2)
3
Разве можно научиться правильно рифмовать на примере "Евгения Онегина"? Настоящий критик в пух и прах бы раздолбал "дядю самых честных правил". Ан нет! Побаиваются критиканы... А начинающих поэтов лупят почём зря. Обидно...
     19:40 29.03.2022 (1)
Была в гостях у Моряны, она тоже любит глагольные рифмы использовать. Да что там Моряна, сам М.Ю.Лермонтов глаголил:

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!


     22:57 29.03.2022
Я и не говорю, что пишу шикарно. Нет, конечно. Особенно, если взять стихи из старых тетрадок.
     19:11 29.03.2022 (1)
правильно научиться как раз можно, чтобы на этой базе продолжить учиться
рифмовать еще и небанально...
     19:16 29.03.2022 (2)
3
небанально рифмовать необыкновенно трудно. Даже классики зачастую рифмовали банально, имхо.
     19:36 29.03.2022
1
ну, во-первых, в зависимости от того, кого Вы имеете в виду, говоря классики,
в их время это могло считаться небанальным...
а во-вторых, процент банальных рифм был невысок...
     19:36 29.03.2022 (1)
1
Ключевое слово НЕБАНАЛЬНО - всё остальное со временем и с опытом придёт
     22:54 29.03.2022
Согласна, придёт, если автор будет думать и прислушиваться, а не считать, что у него всё шикарно.
     14:28 29.03.2022 (1)
2
Елена, полностью согласна.
     12:38 30.03.2022
Елену съели дятлы.
     18:44 29.03.2022 (2)
1
        Поэты ходят пятками по лезвию ножа
        И режут в кровь свои босые души.

Самые заковыристые рифмы Божьего дара не заменят. Главное – личность поэта, его душа, а рифмы – они вторичны, современные они или не очень, не важно.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
     23:45 29.03.2022 (1)
1
Главное – личность поэта, его душа

Согласен.
     00:04 30.03.2022 (1)
Так эту душу надо уметь показать. А это не так просто.
     00:14 30.03.2022 (1)
Галечка! Ну учится человек!
Любое дело не простое, если заниматься им всерьёз.

Миллион Вам алых роз!!!)))
     00:27 30.03.2022 (1)
За розы спасибо! К сожалению, человек не понимает. Из-за того и весь сыр-бор.
     00:30 30.03.2022

и я спать)))
     23:26 29.03.2022
1
Спасибо Вам, Анатолий.
Ранима душа у поэта.
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама