Наталья Возжаева - новое имя на книжной полке поэзии
Хорошая новость от Интернет сети: - в феврале 2021 вышла в свет первая книга стихов поэтессы Натальи Возжаевой. Называется книга «Струнность ливней» . Из немногочисленных откликов узнал, что автор живет в г Новороссийске пишет недавно – с 45 лет, но уже успела написать достаточно, чтобы составить и издать сборник.
Я поставил себе цель - знакомиться с вновь изданными поэтическими сборниками новых авторов и стал читать стихи, Н Возжаевой, которые представлены в интернете на сайте «Стихи. ру.», « 45 параллель», а также в Инстаграм.
Стихи понравились. Они писаны хорошим русским языком с соблюдением грамматики ритма, ударений и прочих, обязательных для русской поэтической речи стандартов. Не удивительно - автор по образованию филолог и это благодетельно чувствуется в ее манере письма.
Сборник состоит из лирических стихотворений.
В центре переживаний авторского ЛГ – прихотливая женская судьба с ее непростыми заморочками. Иногда мужчину надо удалить из жизни (хотя бы только мысленно) ,чтобы от него освободиться и вернуться к себе;
Меня не будет здесь – так падают в запой.
Неделя или две – привет, нескучный градус.
Ты не стыди меня, оставь меня в поко...
Ей-богу, в этом есть не светлая, но радость.
Зайду в себя, как в дом, притихший и пустой
Заходят, возвратясь из серости больницы.
Он удивит меня внезапной чистотой,
И тем, что я ещё сумела удивиться.
Одиночество в изображении автора прописано ярко, зримо, узнаваемо. Со всеми мрачными, деталями современного антуража:
Сегодня буду делать Ничего.
Додавливать продавленный диван.
Как неуёмно ноет плечевой,
Но наплевать, пальто не надевать,
Не поклоняться молнии сапог
И не метаться в поисках ключей,
Не замечая, как подъезд убог,…..
Скамеек, по колено встрявших в грязь,
Не наблюдать печальное вдовство.
Не падать в ад горячего метро,
Не плыть в толпе не видя берегов.
Терпения недолговечный срок
Иссяк. Я буду делать НИ-ЧЕ-ГО.
Застывший свет полоски между штор
Напоминает, неподвижно-бел,
На полуфразе замерший курсор,
И в тексте дня
пробел
пробел
пробел."
Но все мысли ЛГ возвращаются в итоге к мужскому началу
"Пускай пустеет наших дней поленница.
Горят, в костре негаснущем, горят...
Смотри, как тополя в июне пенятся
Воспоминаньем снега декабря.
Что возраст? Звук, пока не отразит его
Серебряная, тающая мгла.
О нём напомнят строго и пронзительно
Правдивые до жути зеркала.
А ты пройди, не подавая повода,
Не глядя в них и я тогда смогу
Тебя уверить, что ещё мы молоды.
Солгу, но как прекрасно я солгу."
Перебирая прошлое, ЛГ взывает к ушедшим временам и видит их в ярком, драматическом свете.
"Страшно, зябко за порогом,
Ночь оскалилась, как зверь.
Кто бы ни был послан богом–
Не впущу, закрою дверь.
Постучался безответно,
Вместе с ливнями ушёл.
Вместе с грозами и ветром.
А внутри – нехорошо.
Поседели кудри, милый,
В очаге давно зола.
Ах, кому я не открыла,
Ах, кого не родила."
Отдаление и разочарование выражены изящно и весьма литературно. Современная терминология вписывается в почти античный сюжет и не портит его, не выглядит инородно. У автора есть чувство слова и ощущение литературного стиля, что в наше время встречается весьма редко по причине слабого образования и неразвитого вкуса
Ты мне никто и я тебе никто.
Какая-то вселенская никточность
В едином времени не повстречаться очно.
Ах, всё не то.. Я как всегда не то
Хотела... Но компьютерная муть
Глотает мой графический каракуль,
Так суть послания перевирал оракул–
Во лжи иная обреталась суть.
Удается автору и пейзаж. Фактурно, плотно, зрелищно. Как в стихотворении «Балаклава». Пейзаж очеловечен, одухотворен любовью к родным местам и родной истории.
"Всё просто, Боже мой, ну как всё просто!
Пучком из лыка выбелен забор,
Ватажка кур, толкущихся на просе,
Очеловечивает прицерковный двор.
Тут лики на иконах – просто лица,
И храм – не храм, а светлый божий дом,
Где по утрам по чистым половицам
В рубахе белой тихо бродит Он.
И батюшка в застиранной бандане,
В линялых шортах, дёргает сорняк.
И здесь не удивительно, когда мне
Поставить свечку разрешат «за так».
Тут зной душист, как шардоне в бокале,
И хохотом заходится мартын.
Минуты спят, свернувшись на причале,
Как, осовев от праздности, коты.
Да, всё так просто: рыба, соль и ветер.
В оправе скал горит аквамарин,
И, как живой, стоит у парапета,
Вернувшийся, задумчивый Куприн.
Останешься, смирившийся и кроткий,
Без парусов, с поломанным веслом.
Привяжешь сердца ссохшуюся лодку
К вот этому всему морским узлом."
Или вот еще-
"Ладонью тёплой ветерок
Взъерошивает нежно,
Как на макушке вихорок,
Рой лепестков черешни.
Следя за пляской мелюзги,
От суеты далёк ты.
Вдруг сядет бабочка на сгиб
Расслабленного локтя.
И стебелёк засунув в рот,
Ты смотришь с интересом –
Ребёнок лошади идёт
На помочах небесных.
Букашек смахивая взвесь
Лениво и блаженно,
Подумаешь: Он точно есть
В ближайшем окруженье.
Он тень от бабочки на мне,
Он звон пичуг, Он солнце.
И мы сидим спина к спине –
Под ним трава не мнётся
Поймёшь, что жизнь не обнулить
И не начать сначала,
И самой сильной из молитв
Окажется молчанье."
Книга хорошо сработана с точки зрения типографского искусства. Твердый переплет, осмысленная картинка на обложке. Видно, что ее приятно взять в руку и перелистать, шурша страницами. К сожалению, не нашел реквизитов издательства, где можно ее купить. Но верю, что отыщется.
И еще, автор, похоже, увлекается фотографией. В Инстаграм на ее странице нашел массу очень красивых, художественно исполненных фото. И на каждой - автор. И к каждому фото отрывок текста. По большей части - стихотворного. От этого сочетания чтение становится более эмоциональным и насыщенным.Тем более, что автор - очень хороша собой, прекрасно одета, красиво позирует и выбирает впечатляющий фон для своих портретов. Ну что ж красивые стихи нуждаются в красивом обрамленье. И хотя видеть такое сочетание достаточно редкое зрелище, но очень приятное. История стихов и фотографий Н Возжаевой в Инстаграм - это отдельная и весьма эффектная книга и часть её творчества.
Я порадовался за себя и за Российскую поэзию, что появился еще один достойный автор и украсил собой галерею изданий 2021 года как книгой, так и своим творчеством, полным разнообразных поэтических и визуальных достоинств. Рекомендую к прочтению.
|