Предисловие: Снова пришла пора отпусков, невзирая на "пандемию". И опять "Под крылом самолёта о чём-то поёт..."(С)... Случайно попался на глаза чей-то вопрос в сети - зачем пассажиры самолётов аплодируют после приземления? И кому?
Ну и нахлынуло... Летом 2008-го падаем в Пальма-де-Майорка. Полоса начинается от самого моря, с него и заходим. Восходяще-нисходящие потоки, болтанка такая, что позвонки - как меха у гармошки, то сходятся, то расходятся. В общем, штатная посадка. Я сижу у иллюминатора по правому борту сразу за крылом и с восторженным ужасом наблюдаю, как мы этим самым крылом машем, словно страус при тщетной попытке взлететь. В момент касания народ начинает привычно аплодировать и тут резкий порыв бокового ветра. И вижу я, как самолёт вдруг даёт крен и норовит законцовкой правой плоскости зацепиться за бетон. И чувствую, что пытаюсь раствориться в кресле, исчезнуть полностью. И очень хочу проснуться. Просто проснуться в холодном поту, главное, чтобы в своей кровати. А пилот реагирует на это безобразие полным газом и тянет машину опять туда, откуда только что падали. Несколько вялых хлопков по инерции и внезапная напряжённая тишина в салоне. И ещё полчаса кружения над морем, как отсрочка. И вторая попытка. Удачная. С тех пор при каждой посадке устраиваю бурную овацию, наверное, громче всех в самолёте. Кому? Может быть пилотам - спасибо, довезли. Может тому, в которого не очень-то и верю - спасибо, уберёг. Может технарям - спасибо, не нахимичили. А может самой машине - спасибо, не подвела. И почему-то думается мне, что пилоты тоже в глубине души, а то и наяву, кто знает, хлопают в ладоши. Всем тем же перечисленным и наверняка ещё каким-нибудь своим, профессионально-специфическим. Им-то виднее. Благо, их самих никто не видит. Зато жена моя начинает кемарить уже на рулёжке и умудряется заснуть ещё при разгоне, за пару секунд до отрыва. Железная выдержка))). А я летать откровенно боюсь. Наверное, потому, что служил в ВВС. И поговорка: "Где начинается авиация, там заканчивается порядок" родилась не на голой бетонке. Единственное, что успокаивает - ни один самолёт ещё не остался навсегда в воздухе. Так или иначе вернулся на землю. Это, типа, чёрный юмор такой, не мной придуманный))). Так пусть же количество взлётов всегда и у всех нас будет равняться количеству посадок, по возможности - мягких! А ещё лучше - поездом))). |
А вот где реально страшно, хотя и упоительно прекрасно... Только что открытая новенькая, но уже попавшая в книгу рекордов Гиннеса, канатная дорога во Вьетнаме. Восемь километров через остров на третий, на высоте ста шестидесяти метров! Один, в пустом, пахнущем ново, вагончике, висящем, подобно зонтику на ручке, над бездной. Техника... Убеждаю себя в том, что строители и инженеры знают своё дело. А вдруг что? Пилота в вагончике нет. Читаю рекламку. Комфорт, надёжность... В случае поломки (барабанная дробь) не требуется эвакуация по тросам канатной дороги! Твою дивизию... Да, мне дурно становится от мысли, чтобы открыть дверь и подойти к ней близко. Не то, что забираться на тросы и восемь километров на высоте, откуда дома кажутся спичечными коробками, а деревья - травой... Просто, чтобы понятно было. Опоры канатки видны из соседней Камбоджи, за семьдесят километров без бинокля... Правда, с точки, высотой сто метров над уровнем океана.
А вы говорите - аплодисменты )