.
Александр Сергеевич Пушкина всегда был одним из самых моих любимых писателей. В мою жизнь он вошёл тогда, когда я была ещё совсем маленькой. Взрослым не всегда хватало времени постоянно объяснять мне то, что написано в той или другой книжке, но я научилась читать очень рано. Помню, что от "Сказки о золотой рыбке" приходила каждый раз в восторг, жалея старика и справедливо полагая, что жадную и охочую до чужого добра старуху в конце рыбка всё-таки проучила. А книжка "Сказка о попе и работнике его Балде" была на полке самой узнаваемой. Ещё бы! Если тоненькую книжицу в мягком переплёте то и дело доставать и пролистывать? Какой у неё будет вид?
Позднее, когда я училась в школе, учителя по литературе менялись у нас каждый год. А то и по два раза в год. В нас ли было дело? Сложно сказать. Наш класс образцовой дисциплиной не отличался, но, тем не менее, остальные учителя от нас не уходили. Не везло нам только с двумя предметами: с литературой и историей. Правда, отсутствие учителей именно по литературе меня не очень огорчало. В доме была настолько большая библиотека, которую начал собирать ещё мой прадедушка, что я очень быстро поняла: нет учителей - надо заниматься самообразованием, а говоря проще - читать. "Капитанская дочка", "Дубровский", "Повести Белкина" - всё это читалось без остановки. Особенно "Повести Белкина". Так они мне нравились. Да ещё привычка у меня с детства осталась: если что нравится - перечитывать. На филологический факультет я поступать не собиралась. Мне просто нравился процесс чтения, как таковой - и не более того.
Когда я училась в педагогическом институте и проходила практику, мне часто доводилось слышать от учеников, что такие писатели, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие представители классической литературы несовременны. И хотя мне вот уже тридцать лет приходится учить детей не литературе, а иностранному языку, мне хотелось бы сказать своё мнение по данному вопросу.
Современен ли Пушкин сегодня? Думаю, что да. Современен потому, что именно с Пушкина началась эпоха особой классической литературы. Такой литературы, которой раньше не было. Мы имеем полное право гордиться нашей художественной литературой как своим великим национальным достоянием. Если сравнить русскую литературу с мировой, то сразу станет заметно, что ни у одного народа не возникало в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имён, как в русской литературе XVIII – первой половины XIX века. Баратынский, Крылов, Дельвиг, Одоевский, Вяземский, Жуковский, Венивитинов… Но именно Пушкина до сих пор мы называем величайшим поэтом русского народа, родоначальником русской классической литературы, началом всех начал. Недаром часто можно услышать такую фразу: «Пушкин – это наше всё!»
При этом хотелось бы при этом отметить роль няни Пушкина – Арины Родионовны, которая сыграла далеко не последнюю роль в становлении литературной деятельности писателя. Нянино певучее слово, слово народное, отразилось в преданиях, стихотворениях и сказках, которые Пушкин, будучи ещё совсем маленьким, слушал в детстве. Позднее именно это слово на всю жизнь закрепилось в сознании будущего основоположника русской классической литературы. Многие исследователи пушкинского литературного языка очень часто подчёркивают, что именно с Арины Родионовны всё и началось.
Кроме того, нельзя не отметить того факта, что литературная деятельность Пушкина развернулась в одну из критических эпох мировой истории. Войны, политические перевороты, революционные движения... Пушкину было всего тринадцать лет, когда он стал свидетелем Отечественной войны 1812 года. Когда поэту было двадцать шесть, в России произошло первое вооружённое восстание против царизма – восстание декабристов. На календаре был 1825 год. Мог ли Пушкин остаться равнодушным к тому, что творилось в то время в России? Конечно – нет. Интеллигентный и образованный, он принадлежал к той лучшей прослойке из дворян, которые встали под знамёна декабризма. Так получилось, что гениальная творческая одарённость сочеталась в Пушкине с передовым мировоззрением. Заря русской революции – движение декабристов – вывела за собой солнце русской литературы. Именно тогда поэт сумел, как никто другой, приблизиться к народному слову, к народному духу. Как раз в то время он сумел создать произведения, которые стали близкими народу. Складывалось такое ощущение, что его романы, рассказы и стихотворения просто ждали – настолько вовремя они появились.
Если рассматривать литературную деятельность Пушкина с точки зрения сегодняшнего дня, можно сказать, что она завершила почти полуторавековой процесс становления национальной русской литературы. В творчестве Пушкина наглядно раскрылись мощь и богатство русского языка, о которых с гордостью писал Ломоносов. Вместе с тем Пушкин сумел придать русскому языку небывалые дотоле лад и гармонию.
Ведь как воспринимали художественную литературу, пока в ней не появились пушкинские произведения? К сожалению, надо отметить, что до Пушкина на художественную литературу смотрели или как на развлечение, или в лучшем случае, как на удобное средство для выражения взглядов того или иного писателя. Пушкин впервые раскрыл великое самостоятельное значение художественной литературы, которая была понятна почти всем слоям населения независимо от возраста. Ведь Пушкин создавал и сказки, и стихи, он с лёгкостью описывал исторические события, писал о любви.
Поэт особенно ценил в произведениях литературы «идею» и «мысль», которые составляли, исходя из его же слов, «жизнь истинную». Именно эти идеи и мысли послужили созданию художественного слова. Названия поэзии, считал он, заслуживали не «гладкие стишки», а «глубокие чувства и поэтические мысли». При этом хотелось бы обратить внимание на то, что Пушкин неустанно и настойчиво боролся за передовую, идейную содержательность литературы. «Не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится», - писал он почти в самом начале своего творческого пути. Как же эти слова актуальны именно в наше время! Наверное, именно поэтому слова молодого поколения, к которому принадлежит большинство моих учеников, о том, что Пушкин сегодня не так уж современен, вызывают в моей душе резонанс.
Поднимая коренные вопросы русской действительности, Пушкин очень широко отражал различные стороны русской национальной жизни. В созданных образах Онегина, Ленского, Троекурова, Германа были олицетворены наиболее социально существенные явления его времени. В лице многих героев (от Татьяны Лариной до Пугачёва) Пушкин дал великолепное художественное воплощение многим лучшим чертам русского национального характера. Он глядел на своих героев русскими глазами, чувствовал своим русским сердцем. И на этих его произведениях лежит печать ясности ума, душевного здоровья, внутренней честности и благородства, высокого жизнеутверждающего мужества, веры в будущее, в победу сил разума и света над силами тьмы.
Обращая свои поэтические творения не к узкому кругу «знатоков» и литературных гурманов, а ко всему народу, Пушкин стремился сделать их максимально доступными, доходчивыми. Так, свой поворот в 30-х годах XIX столетия к художественной прозе он прямо объяснял тем, что «повести и романы читаются всеми и везде». Но и свои стихотворные произведения Пушкин писал так, чтобы они могли читаться «всеми и везде». Я бы добавила «всеми, везде и всегда», так как пушкинские произведения дошли до наших дней и не потеряли на сегодняшний день своей насущности. Принцип общенародной доступности и прекрасной красоты был завещан Пушкиным последующей русской литературе.
Писатель беспримерной, единственной в своём роде гениальной одарённости, Пушкин был ещё и великим тружеником. Критерий труда – это ещё одно свидетельство глубокой народности Пушкина – служил для него той мерой, которой определял он ценность человека. Пётр I был в глазах Пушкина именно потому велик, что он «на троне вечный был работник». Весьма красноречиво и обращение Пушкина к сосланным на каторгу декабристам: «Не пропадёт ваш скорбный труд». Труд, считал поэт, никогда не пропадает. Отсутствие труда делает жизнь не только ненужной, бесплодной и безрадостной, но и делает самого человека ни к чему не способным. Разве призывы Пушкина к труду не актуальны в наши дни?
Отсутствие желания трудиться подвело главного героя «Евгения Онегина». Когда ему наскучила светская жизнь, он хотел заняться сочинительством, но «ничто не вышло из-под пера его». Именно упорный, постоянный труд, «без коего нет истинно великого», является абсолютно необходимым условием для писателя. В то же время творческий писательский труд должен быть «пламенным», «живым», «одушевлённым», «вдохновенным».
«Я знал и труд, и вдохновенье», - писал о себе великий поэт. Это пушкинское наследие в наше время нужно всем: и читающим Пушкина, и тем, кто пишет, создаёт свои произведения. Ведь Пушкин живёт в сердце каждого из нас, как родоначальник, заложивший основы национального русского языка и национальной русской литературы.
В завершение хотелось бы также отметить, что Пушкинское творчество было настолько ярким по своей сути, что почти все крупные произведения, вышедшие из-под пера А.С.Пушкина – «Цыганы», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила» - были положены на музыку. И в сегодняшнее время практически все театры обязательно имеют в своём репертуаре оперы и балеты, поставленные по произведениям Пушкина. Это является ещё одним величайшим доказательством бессмертного гения Пушкина и потребности общения с ним сегодня.
Подборка современников про А.С. Пушкина для позитива:
***
Пушкин очень любил обидно троллить.
***
Пушкин еще в 1831 г. предсказал гендерно нейтральную «неведому зверушку».
***
Эх, вот ты — грамотей! Ты хоть знаешь, в каком году Пушкин утонул?
***
Всей своей жизнью Александр Сергеевич Пушкин учит нас тому, что в России талантливому человеку сначала надо научиться стрелять.
***
Не любить Пушкина — уже расизм!
***
— Как Вы думаете, почему у Пушкина кот учёный сидит на цепи?
— А это для того, чтобы он не смог уехать и не предал Родину!
***
Александр Сергеевич Пушкин — это первый русский рэпер. Он тоже рифмовал, имел африканские корни и умер в перестрелке.
***
— Почему стихи читаешь без выражения? — спрашивает учитель ученика.
— Да какие тут могут быть выражения — это же Пушкин!?!
***
Своими стихами он напоминал раннего Пушкина, когда тот еще не умел ни писать, ни говорить.
***
На четвертом энергоблоке был установлен плакат с надписью: «Отсель грозить мы будем шведу!» Подпись — «А.С. Пушкин».