Или
Теодор Драйзер об СССР
Вступление
Драйзер — американский писатель реалист, хотя его часто называют художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного, до скрупулезности, изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях: он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности, цитирует прессу, детально объясняет биржевые дела и спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их предприятий и т. д. и т.п.
В 1927 году Драйзер принял приглашение посетить СССР и принять участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он прибыл в Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других советских городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».
Вот отрывок из этой его книги.
Три огромных преимущества вижу я в социальной и экономической системе Советского Союза. Эти преимущества, которыми не может похвастать никакая другая система, объясняют, хотя бы отчасти, гигантский рост советской промышленности, колоссальные темпы ее развития и ликвидацию неграмотности.
Во-первых, колоссальное стимулирующее преимущество заключается в коллективной деятельности при изготовлении тех или иных товаров и удовлетворении тех или иных общественных потребностей. В результате не возникает конфликта противоположных интересов,— конфликты неизбежны в системе жадного и тщеславного капитализма.
Не устранив такого противоречия интересов, невозможно добиться чего-либо конструктивного. Достаточно взглянуть на американские железные дороги, где финансисты препятствуют созданию быстрого современного транспорта.
Далее — колоссальное оживление духовной жизни, которое наблюдается в СССР и появится везде, как только будет ликвидировано вековое невежество, порожденное религией, которая не позволяет ясно разобраться в процессах природы и жизни. Ликвидация религии открывает путь к подлинному просвещению; это-то, без сомнения, и ликвидировало невежество и предрассудки в России.
В-третьих, я имею в виду освобождение от цепей принуждения и террора, сковывающих духовную деятельность и неразрывно связанных с экономическим порабощением. Изгнание этого экономического дьявола очищает человеческую душу и освобождает ум. Это, по моему мнению, вызывает то чувство социальной благодарности, которое ускоряет темп жизни в СССР и закаляет его народ для новых подвигов и открытия истин.
Коммунизм создает чувство национального товарищества в противовес индивидуальному одиночеству и беспомощности. Страна, принявшая коммунизм, неизбежно преобразуется в радостную страну подвигов, в подлинно социальную страну, где духовная жизнь прогрессирует. Такой страной, по моему мнению, является сейчас Советский Союз.
Что касается проблем, стоящих перед вами, то я считаю, что вы должны крепко держаться тех идеалов, которые вас вдохновляют. Капитализм считает, что только личная нужда и страдания заставляют людей стремиться к достижениям и что гуманные методы ничего не дают. В ответ на это вы отбросили в сторону кнут, заменив его справедливостью, просвещением и дружбой.
От результата вашего ответа будут зависеть радость, мир и духовный прогресс людей на тысячелетия вперед. Лично я хотел бы сказать вам следующее: работайте над экономическими, научными проблемами, проблемами искусства и над изобретениями и заботьтесь о том, чтобы их разрешали те люди, которые наиболее к этому способны. Когда будут найдены решения этих проблем, используйте их на благо всех людей. Я желаю вам, чтобы вами в вашей работе всегда руководили лучшие люди, воплотившие в себе вершины человеческого интеллекта и духа.
1931 г.
PS Писателя мирового уровня Теодора Драйзера сейчас в США, не знают. Как не знают они и Марка Твена, и Джека Лондона и Джона Стейнбека. Даже больше – «макартизм» в свое время начался в США с запрета на издание произведений Драйзера. Странно, не правда ли? Хотя нет, не странно. Ведь у нас сейчас тоже не знают крупнейших советских писателей, таких, как Фадеев, Шолохов, Симонов, которых не изучают в школе. А кого знают? Набокова и ему подобных. То есть, ни- ко-го! Даже Толстого наши чиновники от образования не рекомендуют «проходить» в школе - слишком уж «толстые» и слишком уж "мудрые" у него книги. А вдруг наши школьники, начитавшись таких книг, думать начнут?!
PPS Хотя нет, немного «соврамши». Фадеева рекомендуют для чтения школьникам, но только лишь его роман «Разгром», «Молодую гвардию» школьникам читать запрещено. Как и роман Николая Островского «Как закалялась сталь».
Почему? Как почему?
А вдруг школьники , прочитав эти романы», не такими уж и податливыми вырастут?
***
| Помогли сайту Реклама Праздники |
А Россию выкинут на задворки цивилизации.
В принципе, она уже там. Просто "скрепы" ещё работают
в сознании некоторой части населения.