Заметка «Соавторство в Законе»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 5
Читатели: 637 +2
Дата:
Предисловие:
Как сказал один умник, Бог создал человека и забыл запатентовать, теперь каждый дурак может это делать. Законодательство не должно занимать последнее место и в жизни творческих людей. О том, как применять его соавторам, расскажет выпускник МГИУ по специальности Юриспруденция, Александр Лункрай.

Соавторство в Законе

Закон об авторском праве довольно размыт на деле. Ещё до недавнего времени право на соавторство защищал Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Сейчас, в силу недавних перемен, работает исключительно четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ, где прописано, что граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Нюанс в том, что соавторство делится на два типа, что и создает настоящий клубок, распутать который под силу только гению юриспруденции, опытному юристу, специализирующемуся на этом направлении.

Для начала о главном
Возьмём двух авторов прозаиков. Они совместными усилиями написали одну книгу и назвали её «Книгой». Стало быть, они являются соавторами. Опираясь друг на друга, используя свои индивидуальные знания и придя к одному результату, создали произведение. С точки зрения закона права на это произведение принадлежат им совместно. Но они могу заключить договор, где, скажем, будет прописано, что вся прибыль от продаж книги будет делиться 70% на 30%.
Также один автор может пользоваться произведением в коммерческих или каких-либо иных целях без согласия второго.
Если третье лицо предъявит иск на долю книги, каждый из соавторов может сам отстаивать права без участия второго.

Два типа соавторства
Итак, есть раздельное и нераздельное соавторство. Вариант с «Книгой» – это нераздельное соавторство, где практически не может быть выделено единоличное авторство одной главы или часть произведения, оба автора вправе распоряжаться книгой в целом на своё усмотрение. В литературе есть множество таких произведений.

А вот при раздельном соавторстве иначе. Те же авторы написали следующую книгу и назвали ее «Роман со стихами». Это такое же единое произведение, как и «Книга», но состоит из частей, имеющих самостоятельное значение. И при этом известно, какая из частей, каким соавтором была написана. Один автор написал текст, другой стихи к тексту – вот раздельное соавторство. Права на прозу и права на стихи принадлежат соответственно авторам текстов раздельно. И тут начинаются юридические казусы. Потому что права на произведение в целом принадлежат обоим авторам, но содержимое книги написано раздельно. Стало быть, будущее «Романа со стихами», все варианты его распространения и использования в дальнейшем могут быть оговорены только сообща. Один автор не имеет права распоряжаться как книгой в целом, так и отдельными её частями без согласия другого, если в договоре не предусмотрено иное. Однако каждый автор может самостоятельно, на своё усмотрение пользоваться собственной частью книги, к примеру, опубликовать ее в газете или журнале. С каждым из соавторов обычно заключается отдельный авторский договор, а созданные соавторами части коллективного произведения обозначаются их именами. Представляете, как сложно разобраться, кто что написал, если речь идёт о толстом романе со стихами и историческими данными?

А ещё больше путаницы, когда единая вещь создана авторами на расстоянии и состоит из независимых друг от друга частей. Например, писатель и художник. Они не становятся соавторами от того, что второй снабдил иллюстрациями книгу, поскольку текст и изображения к нему не составляют в совокупности единого целого произведения. Хотя он и опирался на текст, рисуя картинки, прав на целое произведение не имеет. Только на свои рисунки.

Соавторство не возникает
Теперь конкретно о вопросе, когда же не возникает соавторства. Казалось бы, чего непонятного. Однако и здесь есть свои нюансы. Самое простое и понятное – это пример с энциклопедическим справочником. Один автор собрал информацию с многих готовых изданий, переписал на свой лад, сделал красивую обложку и выпустил книгу. Он ничего не придумывал, просто воспользовался информацией. Это частое явление: переводчики, энциклопедии, рецепты и т. д. Соавторства тут никакого нет. Та же самая ситуация со сборником рассказов. Авторы текстов и организаторы сборника не являются соавторами, потому что сам сборник выходит непосредственно благодаря усилиям других лиц. Авторы имеют права только на собственные тексты, а иногда и полностью передают их создателям сборника.
Тонкости есть и при случае с дозволенным законом использованием чужого произведения для создания нового. Например, использование сюжета книги для театральной постановки. Режиссёр и автор книги не являются соавторами. А если первый захочет узаконить такую постановку, то в большинстве случаев претензии на права отклоняются судебными органами. Близко к плагиату, но опять же, довольно частое явление. Порой сам автор оригинала и не знает, что на его идеях зарабатывает кто-то другой.
В России много богатых умов и законодательное регулирование соавторства ещё не идеально в плане всех чёткостей и граней. Было бы просто, как в Европе 17-го века, когда все творческие произведения, открытые автором для публики, становились общественной собственностью. Но так как основную роль играют деньги, всё усложняется донельзя.
Тем не менее, защититься можно. Внимательно следите за тем, как составляется договор о соавторских правах, и не забывайте периодически почитывать Закон.
Категория: Закон и право
Реклама
Реклама