Заметка «О прикладной герменевтике и перспективах Главной страницы. Продолжение программной заметки кандидата в редакторы раздела «Поэзия».»
Тип: Заметка
Раздел: О сайте
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 39
Читатели: 937 +2
Дата:
Предисловие:
Дисциплина герменевтики (понимания, истолкования) сложилась в античное время, одновременно со смежными ей искусствами риторики (убеждения) и дидактики (обучения). С тех пор она осознанно или неосознанно является путеводной для каждого, кто пытается понять и оценить свои либо чужие тексты. Расскажу о собственном опыте.

О прикладной герменевтике и перспективах Главной страницы. Продолжение программной заметки кандидата в редакторы раздела «Поэзия».

Просматривая время от времени свою страничку с намерением выявить слабости стихов и (какой ужас!) ранее не обнаруженное графоманство, я, случается, ошибаюсь, жалея давно полюбившиеся произведения. И они остаются блеклым памятником заблудшему самолюбию. Сколько их таких на моей страничке – одному Богу известно!
Увы, редкий человек в начале шестого десятка лет жизни слишком уж остро переживает свои творческие и прочие неудачи. Ведь ошибки и нелепости характеризуют нас ничуть не хуже каких-то даже из ряда вон выходящих успехов. Sapienti sat – умный человек поймет!
Однако бывают и радости, когда случается уверенно удалить со своей страницы произведение, не то чтобы приевшееся, а просто недолжное – некрасивое и пустое.
Такое суровое преодоление обожания произведений «себя любимого» мне, увы, удается нечасто. И потому радость от него иной раз сопоставима с куражом от смешной и задорной пародии, особенно бодрящим скучающих поблизости муз.

Итак, что же происходит в моей голове-душе, когда я так строг к творениям своих возлюбленных вдохновительниц? Каков герменевтический алгоритм, позволяющий безжалостно удалять ранее приятные мне плоды моего «таланта»?
Сразу оговорюсь, что этот алгоритм далеко не единственный. Иной раз я и сам не способен на рефлексию подобных, убийственно-самокритичных решений, а иногда мне достаточно раздражения по поводу плохой рифмы, незаменимой и «портящей вообще все». Последнее, конечно, редко движет благородным порывом к совершенству, но это – самое устойчивое исключение из общего правила.
Рассказываю о том, как я понимаю и оцениваю свои произведения обычно, почти всегда.

Прошло время (чаще это месяцы, реже годы), и стих отлежался. Я намеренно не перечитывал его целую вечность! Он основательно забыт. Пора!
И я читаю его взахлеб, как что-нибудь знаемое наизусть уже лет много. Как великое откровение моего прошлого! И если не спотыкается мысль, если разбужено сердце… Стих так и остается опубликованным. На всякий случай перечитываю его еще раз на предмет какой-нибудь очевидной холодному уму «палки-селедки» и, как правило, оставляю его. Он неплох!
Чаще всего спотыкание мысли все же случается. Тогда стих ненадолго откладывается, а затем исследуется – что в нем не так?
Помимо неважной или неинтересной рифмовки, сразу жгущей глаза, это могут быть как ритмические, так и смысловые изъяны. Если это обычные по форме-сути стихи, то самым ужасом является банальность темы, образов, смыслов, а также отсутствие ясности и энергии («Так он писал темно и вяло…» А.С.П.). Если это абстракции или постмодернисткие опыты (их я очень люблю!), то нет в них ничего хуже образной и звуковой нищеты, нескладности.
Бывает и так, что форма и смыслы стиха совершенно не согласуются с его жанром… Наверное, в балладе должно быть повествование, а эпитафии стоит быть печальной и достаточно лаконичной, чтобы помещаться крупным шрифтом на могильной плите. Исключения вероятны, однако всегда настораживают.
Наконец, исключительно важная вещь – концовка. Насколько она соответствует общему смыслу, венчает ли она стихотворное высказывание? Совсем не люблю бледных, нелогичных или просто «не отсюда» концовок, и если их обнаруживаю у себя, то оргвыводы по ним непременны – как минимум, в черновик!
В итоге, если стихотворение не вызвало у меня мысленной тошноты или душевного огорчения, я обязательно задумываюсь – а о чем это я? Вот на этом этапе случается довольно много радостной отбраковки. Особенно по стихам-абстракциям и т.п.
И верно. Зачем высказываться, если на самом деле сказать нечего? Либо в принципе неинтересно оно… И отлежавшиеся стихи позволяют мне сделать подобные выводы. Я посмотрел на них объективно, взглядом не родителя очередной своей глупости, но ее взыскательного творца, готового в любой момент разразить молнией свое неподобающее творение!

Все, что сказано выше, вполне объясняет одну важную особенность в моем восприятии не собственных, а чужих стихов. Я очень не люблю их критиковать! Ибо добросовестный критик должен относиться к чужим стихам, как к своим: на минуту представить своим произведением то, что написано другим человеком. Одно это – уже огромный труд.
Я полагаю написание рецензий исключительно полезным для себя опытом, обучающим лучше понимать и больше любить подобных себе. Однако, если вдруг стану рецензентом какого-нибудь литсайта, например, «Фабулы», могу быть довольно избирательным – объектом рецензии выберу лишь то, что цепляет, в чем действительно интересно разобраться.

И наконец. Любой редактор должен быть, прежде всего, читателем. Он вовсе не о писателях должен думать, и уж совсем не о том, кто из них особенно хочет попасть на Главную страницу респектабельного литературного сайта. Мне кажется, что партия читателей «Фабулы», одним из сторонников которой я себя вижу, имеет абсолютное право хотя бы время от времени формировать редакцию и делать еженедельный редакционный выбор.
Ибо нынешние подборки стихов, несколько получшавшие и порозовевшие к выборам, напоминают о том, что редакционные власти застоялись в своих обыкновениях и больше отражают чаяния писателей, а не читателей.
Партия, сегодня изо всех сил голосующая за существующий порядок вещей, очень близка к тому, чтобы быть названной именно так – писательской партией. Партией писателей, заигравшихся в похвалы друг другу на Главной странице. Самое разумное решение, которое может быть сейчас принято лидерами этой партии – уступить власть и цивилизованно сдать дела. Как бы им не хотелось сохранить статус-кво и порулить еще сайтом, уже выскользающим из усталых и теряющих ловкость рук.




Реклама
Обсуждение
     22:44 16.11.2020 (2)
3
всё это замечательно, конечно, 
и уставшие руки несомненно должны отдохнуть, да мышцу подкачать, в освободившееся от редактирования время
только объясните мне, пожалуйста, какой же смысл разбираться в тех стихах, которые зацепили, к тому же тратить время на написание к ним рецензии, если они уже априори поняты и одобрены? чему же тут может научится мастер?
не знаю
я вот думаю, что профессионалу наоборот, в первую очередь, надо писать рецензии на то, что не понятно и не цепляет как раз таки чтоб учиться, т.е. разобраться и понять - какую песню муз бездарь зашифровал до такой степени, что даже спец не может её расслышать  сквозь строчки)
     23:07 16.11.2020 (1)
1
Поддерживаю.
К тому же рецензентом можно стать, не будучи редактором.
А вот формирование редколлегии - это как раз обязанность редактора, а не авторов/читателей

     23:34 16.11.2020 (1)
2
кстати!
спасибо, Иванка, что напомнили
насчёт оценок редколлегии, 
понимаю, что они(члены редколлегии) не обязаны давать комментарии своим оценкам, но ради приличия можно же оформить оценку каким-то откликом, а то прям буд-то бы и не литераторы совсем)
     23:40 16.11.2020 (2)
Почему не обязаны? Обязаны как раз-то. Поле для комментария есть же

     00:31 19.11.2020
4

Обязаны как раз-то

Вот именно что не обязаны. А надо бы обязать, чтоб отвечали за свои оценки. И снять анонимность!
     23:48 16.11.2020
поле есть, но видимо для желающих))
к тому же, я думаю, что обязанности возникают тогда, когда трудовой договор подписывается, а тут ведь всё больше на добровольных началах)
     22:59 16.11.2020 (1)
1
Бездарное видно сразу и критиковать его просто. Но есть одно но... Как к родному не отнесешься.
Важно, чтобы было что разбирать! Иной раз - это совершенно пустое занятие. И ещё чаще - неинтересное!
А цеплять могут вещи и совершенно не годные по тем или иным критериям. Цеплять как интересностями, так и характером недостатков.
Примерно так я отбираю объекты для пародий с нынешней ГС - не пустое!
     23:27 16.11.2020 (2)
2
ой, не успела в своём комментарии "бездаря" заменить на "недоучку")
ну да ладно - слово не воробей)

во-первых, пародии - творчество, для которого нужно вдохновение, и понятно что "не заденет - не прольётся"
но написание рецензий, как и процесс самообучения, может быть и не таким приятным, т.е. по самопринуждению, 
но всё таки очень познавательным, если исходить из того, что откровенные бездари вообще вряд ли заказывают рецензии, и каждый стих появляется всё таки под шепот муз)

во-вторых, Вы как-то уж слишком строги со своими, на мой взгляд,
ну откуда Вам знать, что понравится Вашему читателю, а что нет?
вот взять к примеру творчество Маяковского
да, я его стихи сознательно полюбила после того, как прочитала "Красавицы"
но после этого мне захотелось прочитать и его раннее, узнать с чего он начинал,
но увы

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б еще напечатал!


убить прям хочется сейчас этих надзирателей, честное слово

лежала б и лежала эта тетрадка до поры до времени, а мы б сейчас имели возможность полистать её
     00:20 17.11.2020 (2)
Рецензии могут быть интересны самым разным людям, как имеющим какой-то потенциал, так и лишенным его. Я просто намекаю на то, что рецензент из меня может получиться хотя и хороший, но не особенно плодовитый. Хотя и эту миссию я готов на себя взять.
Просто полагаю, что хороший текст, в том числе и рецензия, не может появиться без искреннего интереса к фактуре.
Кстати, мой оппонент по выборам нередко демонстрирует такой интерес. И тогда рецензии получаются даже очень!
Это скорее дар...
Однако любой умелый писатель рядовую, гладкую и в меру задорную рецензию на почти любой "любительский" стих с глагольными рифмами и огрехами логики/образности сваяет легко! И это будет типовая рецензия на (не обязательно) типовой стих. Такое чаще неинтересно. И на таком редко учатся чему-либо, кроме гладкописи.
Это я к тому, что (безотносительно выборов) рецензенты нужны на сайте - самые разные, не обязательно великие мастера критики. Иной раз и достижение гладкописи - большой успех автора. Многие и этого не умеют!
     14:16 18.11.2020 (1)
Иннокентий, это Ваше обращение?)
https://stihi.ru/2020/10/06/5194
     15:49 18.11.2020 (1)
Нет!
     16:04 18.11.2020 (1)
говорят, что Вы полностью разделяете призывы этого автора
     16:15 18.11.2020 (1)
Говорят, что кур доят! Не флудите.
     16:23 18.11.2020 (1)
хорошо, 
просто ме бы хотелось от Вас лично узнать о Вашем отношении к русскому народу вообще, и к правительству, которое выбрал народ, в частности
     16:35 18.11.2020 (1)
Это тема, как минимум, для отдельной заметки. Я не считаю её важной настолько, чтобы обсуждать это.
Если Вы полагаете себя более русской, чем другие носители языка, культуры и исторического сознания, то нам точно не о чем разговаривать.
     17:08 18.11.2020 (1)
1
я считаю себя просто русскоязычной украинкой, потому что родина моих родителей - Украина
но родилась и выросла в России (в то время РСФСР), поэтому мне одинаково дорог и русский и украинский народ (к сожалению украинской мовою не владею)

 но речь сейчас не обо мне -

может быть я не совсем правильно поняла конечно, но 
в одном из предвыборных обсуждений мне намекнули на сильную предвзятость Ваших суждений, касаемых национальности авторов
     17:19 18.11.2020 (1)
Занятное наблюдение. Где же?
     18:12 18.11.2020 (1)

Марго      22:03 16.11.2020  (1)
Да он что угодно для вас сделает)
Это же не я- русская от плоти и крови!))

вот по этому адресу

https://fabulae.ru/note.php?id=53196
     19:51 18.11.2020 (1)
Несерьёзная фактура со ссылкой на автора из моего ЧС. Давайте заметку обсуждать.
И комментарий, который Вы поместили ниже, стоило бы удалить. Он вообще не по теме. И не по персоналиям даже.
Надеюсь на Ваше понимание.
     20:05 18.11.2020 (1)
тема Ваша, можете удалить всё, что Вам не нравится
     20:06 18.11.2020 (1)
Ок. Про Крисанова совсем не отсюда. Не обижайтесь.
     20:23 18.11.2020 (1)
не отсюда, да
но Вы пока не ответили, разделяете его взгляды или нет
     20:59 18.11.2020
Вы немного навязчивы. Если настолько интересно - мои заметки и комментарии открыты. Со всеми их острыми углами, где есть такое... Совсем не намерен обсуждать здесь свои или чьи-то ещё политические воззрения. Всего доброго.
     00:35 17.11.2020
2
естественно, где есть разные писатели, там должны быть и разные критики, и всем надо стремиться к новым успехам)
я вот подучусь ещё немного, и обязательно попробую себя в рецензировании)
     00:04 17.11.2020 (1)

сознательно полюбила

А если б неосознанно полюбили? Или - паче того - бессознательно?

Представляете, какое бы случилось?..
     00:28 17.11.2020 (1)
если бы бессознательно? 
Александр, так я его и любила до этого неосознаваемой и бессознательной детской любовью -
помните?

Крошка сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
-Что такое хорошо
и что такое плохо?
У меня секретов нет,
слушайте детишки,

одна из моих любимых детских книжек - до сих пор помню многие картинки в ней)
     00:31 17.11.2020 (1)
Удивительно.
     00:38 17.11.2020 (1)
а что тут удивительного? у Вас не было любимых книжек в детстве)
     00:44 17.11.2020 (1)
 Я не помню.
     08:22 17.11.2020
может, эти воспоминания затаились в каком-то уголке памяти?
     17:48 18.11.2020 (1)
1
Нужен лозунг: Партия писателей сдай-ка все дела!
Тогда дело пойдет.
Дельная заметка. Теперь я знаю кому отдать голос.
     19:54 18.11.2020
Благодарю Вас! Именно так!
     01:21 17.11.2020
1
Никто ничего добровольно не отдаст, Иннокентий. Уж, если в цитадели и образце демократии - США Трамп однозначно собирается сидеть в Белом доме, дожидаясь офицеров ЦРУ, которые выведут его силой, то на "Фабуле" и подавно даже смешно ждать добровольного отхода от кормила отдела поэзии его нынешнего редактора. В принципе, лично для меня все эти комичные игры открылись ещё на Стихи.ру, где две группировки - Михаила Гуськова и Анны Рубинштейн в прямом смысле слова рубились за звание "Народный поэт". Я смотрел фильм "Шапка", живописующий кошмарные амбиции в среде творческой интеллигенции, я знал о том, что по количеству доносов друг на друга СП СССР времён Сталина бил все мыслимые рекорды, но впервые именно на Стихи.ру я увидел это своими глазами. Это было просто потрясающее зрелище! На "Фабуле" нет даже и 1% тех страстей и километров текстов, которые имели место на Стихире периода схватки за эту денежную паечку, придуманную богатеньким хозяином этого, самого большого в Рунете, литсайта. На нашем же сайте всё скромно: один бывший редактор НА ПОЛНОМ СЕРЬЁЗЕ пишет целый предвыборный вирш, где бичует словом "гиены" несчастный электорат "Фабулы", другой под его программой закрывает обсуждение оной... Избиратели же проявили сякую-такую активность только после обещания Админа выдать за голосование по 10 фабулонов... А-ха-ха! Короче, Иннокентий, фигня это всё! Как по мне, то самое основное на "Фабуле" - это то, что здесь больше нет разборок с оскорблениями, как было в момент моей регистрации на этом маленьком сайтике, нет больше черносотенной шоблы, шикавшей на всех, кого она обозначила "врагами русского/советского народа", ну и хорошо то, что говорить на этом сайте, в отличие от очень многих других русскоязычных литплатформ, можно, в целом, свободно. И ещё то отлично, что хозяин "Фабулы" чётко прописал для всех охотнорядцев-поцреотов в Правилах, что его сайт - МЕЖДУНАРОДНЫЙ и тем самым вышиб из их заскорузлых лап сучковатую дубину "борьбы за Русь святую/СССР". Так что, как по мне, то желать уже больше нечего и аминь на этом! А высокая русская словесность... Ну, она пережила всякое и, уверен, будет на высоте даже и при нынешнем, НЕСМЕНЯЕМОМ, редакторе.





     17:21 17.11.2020
Прочёл. Очень неуважительно, уважаемый Иннокентий. 
     15:33 17.11.2020
1
Любой редактор должен быть, прежде всего, читателем. Он вовсе не о писателях должен думать, и уж совсем не о том, кто из них особенно хочет попасть на Главную страницу респектабельного литературного сайта.(с)
Хорошая шЮтка юмора, для  респектабельного КВН на Фабуле сойдёт...
     12:30 17.11.2020 (1)
Ах, вот что нас ждёт в начале шестого десятка?)
     12:40 17.11.2020
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама