(выдержки из моей будущей книги)
Итак, что мы знаем о нем? Большинство людей непосвященных в нюансы может указать на то, что именем Родионова их без вины попрекают бесноватые старухи - мол, вот он умер под пытками - от веры не отрекся, а вы, ничтожества, на храм не подаете!
Немногие, порывшись в сети, находят типичное житие, только уже относящееся к двадцатому веку. "Служил Евгений в пограничных войсках в Калининградской области, а 13 января 1996 года его направили в командировку под командование Назрановского пограничного отряда, на границу Ингушетии и Чечни.
Ровно через месяц, 13 февраля 1996 года Евгений Родионов вместе с сослуживцами Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. С дежурства он и трое его товарищей больше не вернулись.
В три часа ночи к контрольно-регистрационному пункту подъехала машина «Скорой помощи», в которой находились чеченские сепаратисты и один из главных полевых командиров — Руслан Хайхороев. В машине бандиты перевозили оружие. Молодые пограничники согласно уставу попытались досмотреть груз. Завязалась борьба. Парни сопротивлялись как могли, но шансов против вооруженных до зубов и закаленных в боях террористов у них не было. Пограничников взяли в плен.
Ребят привезли в село Бамут и держали в подвале жилого дома. Три месяца пленники терпели пытки и издевательства, три месяца они надеялись, что их спасут.
Больше других доставалось Евгению Родионову, у него одного на шее висел нательный крест. Боевики предъявили ему ультиматум: принять ислам и вступить в их ряды или умереть.
Евгений выбрал смерть. Он не отрекся от Родины и веры.
Цинично дождавшись дня рождения Евгения, Руслан Хайхороев устроил кровавую казнь. Позже в присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…». Все пленники были жестоко убиты.
Сразу после пропажи Евгения в Чечню приехала его мать — Любовь Васильевна Родионова. Она отправилась на поиски сына. За время поисков убитая горем женщина прошла девять кругов ада. Она лично встретилась практически со всеми командирами боевиков от Амира Хаттаба до Шамиля Басаева, ее неоднократно избивали и угрожали смертью, но женщина продолжала поиски.
Через девять месяцев Любовь Васильевна нашла тело сына.
Евгений Родионов похоронен возле церкви Вознесения Христова в подмосковном Курилове. Из самых удаленных уголков России поклониться могиле героя приезжают военные и обычные люди. Любовь Васильевна рассказала, что однажды на могилу Евгения пришел ветеран Великой Отечественной войны. Фронтовик снял с себя медаль «За Отвагу» и положил на могильный камень." (131)
Еще в далекие 90-е, когда журнал "Наука и религия" переквалифицировался на разнородную мистику и в числе его публикаций были посвященные новым святым - Родионову и Николаю II, я логично предположил что это было следствием моды на православие. Люди, потерявшие с развалом СССР цель и идеалы, судорожно искали их в мистике и религии. А Русская Православная Церковь могла предложить весьма устаревшие однотипные легенды, которые, конечно, впечатляли стариной, но не давали людям должного сопереживания. Требовались назначить святых из более близкой эпохи. Ведь современный человек скорее прочувствует царский Петроград, расстрел в подвале уральского дома, чеченские застенки и издевательства, сопровождаемые кавказским акцентом, нежели какую-нибудь античную тюрьму или римский императорский дворец. Потому для возрождения религии в России срочно требовалось назначить новых, современных святых. Слабовольный царек, как пример "дьявольской природы СССР" хорошо подошел на роль символа прошедшей эпохи, а русский солдат, замученный в чеченском плену стал символом 90-х. Позже, изучая вопрос "святых мучеников", я попытался найти материалы, касающиеся Родионова - слишком уж его норовили пихнуть в любой вопрос. И мне не казалось тяжелым отыскать свидетельства его подвига. Ведь имелись же в наличии и часто демонстрировались в СМИ видеокасеты, на которых были записаны издевательства чеченских боевиков над пленными, тиражировались различные "мемуары" чеченцев, избежавших ответственности, должны были сохраниться какие-то протоколы допроса членов бандоформирований. И где-то же кто-то когда-то нашел подробную историю о пытках Родионова и его поведении. Значит, эти материалы должны где-то быть! Я искал несколько лет. Затем прекратил. Ибо все это было бессмысленно: никто, ни люди, ни организации не могли мне указать, где я могу посмотреть исходники. Максимум, что я получал - это пересказы истории или ссылки на опубликованные уже материалы. Тогда-то я уже не просто предполагал, я уже сильно подозревал, что нормальный русский парень, погибший на бессмысленной войне, после смерти стал основой грандиозного обмана. Что его останки, вместо того, чтобы получить должный покой, были морально вытряхнуты из гроба, идеологически обглоданы и выставлены на всобщее обозрение в сусально-позолоченной коробочке с надписью "это был герой нашей группировки".
Недавно я снова вернулся к этому вопросу. Уже с большим опытом. И вот что я обнаружил. Основные подробности о Родионове можно узнать в статье "Евгений Родионов. Сквозь ужасы чеченского плена" от 2003 года авторства некого "bratkov",(132), который ссылается на другой источник -"Новый мученик за Христа воин Евгений" /Москва, "Хронос-Пресс" от 2002 г. Там имеются сведения о том, как солдаты попали в плен, и о том, как мать Евгения покупала информаицю, когда искала тело сына, указывается согласие чеченских боевиков показать захоронение и само опознание тела по крестику, который потом был передан в храм, как реликвия. Сообщаются такие подробности: "В конце концов он сам в этом признался — это признание буквально выпытала у него мать, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ Ленарда: "У сына был выбор, чтобы остаться в живых, - сказал Хайхороев. — Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался...". Собствено - все. Другая статья уже от 2006 года некой Дубовой О.Н "Евгений - значит благородный" (133) внезапно обросла мноеством новых подробностей. Тут уже Евгений в детстве отлил своими руками нательный крест, попавшие в плен солдаты пытаются бежать, их тела раскапывают уже не чеченцы, а русские в присутствии представителей ОБСЕ. А о казни говорится следующее: "Ты вырастила борзого сына, - кричал боевик - он не хотел подчиняться. Так будет с каждым, кто не подчинится нам!" Перед смертью бандиты сказали Жене Родионову, что если он отречётся от веры и от матери, расстреляет своих товарищей, - ему сохранят жизнь. Погибли, не став предателями, все четверо. Евгению Родионову отрезали голову, потому что он не снял с себя крест."
Вам не кажется, что это уже совсем друга история?
Что мы знаем с самого рассказа матери? (134) Креста он не отливал, это точно: "он вернулся с летних каникул с крестиком на шее. Я удивилась, спросила: "Женя, что это?" Он сказал: "Это крестик. Я ходил с бабушкой в церковь перед школой, так что причастился, исповедался, и это мне дали"." В плену находился три с половиной месяца. Подробностей казни и того, как было найдено тело не сообщается. Зато подробно говорится о том, что было в плену: "Каждый день ему говорили: "Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом, и все. И все эти кошмары сразу закончатся". В неполные девятнадцать лет, рядом нет мамы, нет офицеров, нет наставников, и мальчик делает выбор. Он прекрасно понимает, что значит стать "братом" чеченского боевика. Это значит взять оружие в руки и воевать против своих, против таких же мальчишек, как он сам."
В википедии указывается, что матери Родионова во время поисков сына боевики сломали позвоночник. Что как-то не состыкуется с тем фактом, что она продолжала искать сына и лично присутствовала на эксгумации тела.
Легенд еще много и самых противоречивых. «Молодой парень, который был причащен к крещению еще по рождению, а впоследствии осознанно пришел к пониманию православия, символ своей веры в виде нательного креста не снимал даже во время службы. В те годы, наверное, его в этом могли упрекать и командиры, и сослуживцы» (135)
«Было принято решение о встрече с Любовью Васильевной Родионовой трех членов Комиссии - архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова монастыря, игумена Дамаскина (Орловского), известного исследователя, автора многих книг по новомученикам, и меня как секретаря Комиссии. Наша встреча состоялась 26 июля 2002 года и продолжалась более двух часов. С разрешения Любови Васильевны весь разговор был записан на магнитофон для последующей расшифровки и представления всем членам Комиссии. За время разговора мы коснулись многих тем. Нашей задачей было узнать, что она за человек, понять, насколько ее рассказ достоверен и убедителен с церковной точки зрения. К сожалению, в данном случае говорить о церковности не приходится. Я связывался со священником, который служит в храме рядом с домом Родионовых. Любовь Васильевна в храм не ходит, а люди, которые приезжают на могилу Евгения, сами служат панихиды и в храм к священнику никогда не обращаются. Что кроме сектантства можно в этом увидеть? Но этот факт для нас - лишь дополнительный штрих к общей ситуации»(136) .
"Евгений Родионов. Наверно, хороший парень. Факт: не вернулся домой с чеченской войны. Миф: исламские боевики требовали от него отречься от Христа, но Евгений отказался и за это был убит. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту". Священники, бывшие с нашими войсками в Чечне, говорят, что это типовой софринский крестик, который они там раздавали тысячами" проявляет сарказм Андрей Кураев (137)
Что из сказаного остается без сомнения? Евгений Родионов, возможно, носил с детства крест, хоть и не отличался особой набожностью. Как и многие из тысяч человек, пошел в армию, оказался на чеченской войне, как и сотни других попал в плен, где и погиб. Все. Ну, и еще немаловажный факт, указанный во всех источниках - его мать, после случившегося, очень сильно ушла в религию, что, похоже, сильно сказалось на ее адекватности. Подробности же поведения в плену, применяемых пыток и эксгумации тела очень разнятся.
Но, если отойти от моего, возможно, предвзятого мнения, то какие факты говорят о том, что история со "святым мучеником" была сфабрикована позже?
Главный вопрос - что именно происходило в плену? Был ли поставлен вопрос - смена веры или смерть?
"В конце концов он сам в этом признался — это признание буквально выпытала у него мать, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ Ленарда: "У сына был выбор, чтобы остаться в живых, - сказал Хайхороев. — Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался...". - говорит один источник. Аудио-записи, видеозаписи, протокола или иной документальной фиксации этих слов мною не
Лучше бы Землю облагородили по "Замыслу Божьему", а не превращали в отхожее место.
Хотя среди всех планет, Земля и есть "нужник" для отходов - место для ссылки бракованных изделий, мыслей и прочего в надежде, что всё это когда-нибудь кто-нибудь отремонтирует ...
Все человеки (и мы с ВАми) - бракованные изделия Мироздания.
А что от таких изделий можно ожидать хорошего и качественного?