Понять
Для того чтобы понять Другого — не обязательно затевать с ним спор. Достаточно внимательно посмотреть на то, что человек представляет из себя — в текстах, картинах, или в чем-то другом, где он выражает свое видение мира. Точку зрения. Просто — точку зрения... Потом всегда можно сделать выбор — общаться, не общаться, точно отдать себе отчет — имеет ли смысл диалог вообще?
А не мучить друг друга за несовпадение мировоззрений, оголтело пытаясь доказать, что он ничем не лучше тебя.
Аберрация восприятия
… Есть глаза — не видим. Уши есть — не слышим. Живем среди кривых зеркал. Иногда накатывает такое отчаяние, что не хочется писать и говорить. Онемей, вокруг глухие! Так проще. И безопаснее. Так спокойнее. Мы разучились выражать свои мысли внятно, слышать сказанное другими — ясно. Мы перестали воспринимать чужой текст адекватно. Только и делаем, что придаём своё значение чужим словам, выдаем желаемое за действительное, слышим то, что хотим услышать.
Различая лишь собственные мысли в чужих голосах, мы не делаем даже попытки понять чужую мысль. Всё, что находится извне, нас уже давно не интересует. Мы отторгаем живых, реальных, таких порой противоречивых, людей вокруг, окружая себя только призраками, только нашими собственными интерпретациями. Личными фантомами. Какая-то тотальная аберрация восприятия.
Спор глухих
Мы не слышим Другого. Что нам чужая речь? Истина давно не рождается в спорах, и мы лукаво утверждаем, что ее не было никогда, и что границы между понятиями размыты, а нюансы неуловимы. Полемика сводится к словесной фиксации личного удовольствия или неудовольствия тем, что было отфильтровано и воспринято. Как правило, это — мизерная доля от реально сказанного.
Спорим, не услышав понятного, ожидаемого нами контента, или уместной, по нашему мнению и простенькому сценарию, интонации, и еще черти чего, что могло бы вызвать подобие благоприятного личного эмоционального отклика.
Спешим соглашаться там, где есть за что зацепиться самолюбию, ведь мы везде ищем только Себя. И, по большому счету, всё равно, чья речь полна заманчивых обещаний: мы готовы искать подтверждения ценности собственных мыслей даже в словах дьявола. Качаем головой. В чем-то он, безусловно, прав, да, всё верно, и нельзя с ним не согласиться...
Боимся собственного интеллекта — ведь ясно станет, чего мы стоим на самом деле, с мелочным интересом к приятным уху, выгодным правдам, привычным стереотипам фрагментарного мышления. Не признаваться же себе в умственной несостоятельности, в том, что отвыкли различать оригинал и подделку, добро и зло, и что мы давно путаем голоса бесов с голосами ангелов. Да и мало волнует нас разница между ними. Нам не собеседник нужен, а нанятый актер, добросовестно отыгрывающий нужные и понятные нам эмоции от сказанного нами же.
Подчас ведем себя как злые капризные дети из библейской истории:«Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, а вы не плакали...»** Ищем своего*. Хватаемся за любой повод для упрека, придираемся к мелочам, оглупляем и опошляем чужие смыслы собственной пошлостью и глупостью, стремимся выразить недовольство демонстративно, чтобы покрепче самоутвердиться — на чужом слове.
В хламе суетливых суждений сама суть сказанного Другим — остается не услышанной. Недоступной.
Стремлению подняться до уровня оппонента часто мешает мелкое желание — превознестись. Если не получается его опустить до собственного уровня — хоть убей, испытываем раздражение и бросаемся настырно восстанавливать «попранную справедливость». По пути роняя и теряя собственное достоинство.
Текст Другого в этом балагане фантомов собственного самоутверждения — остается за пределами внимания и понимания. Как подарок, по рассеянности выброшенный в корзину для мусора. Мы давно забыли, что такое — диалог с миром. Странная, яростная и горестная пантомима: демонстрация мелких, тусклых по мысли, лукавых самомнений, в мире глухих.
Прим.______________
*«Любовь <...>не ищет своего» (1 Коринфянам 14:5)
**Евангелие от Матфея, 11:17
Из кн. Блокнот Птицелова
Psihoved