ДОРОГА НА АЛТАЙ
Вот, еще один учебный год позади, а впереди – долгожданные летние каникулы и отпуск. Съездив на несколько дней в Егорлыкский район проведать родных, а потом, как и два года назад, наш путь лежит на восток – в далекую и бескрайнюю Сибирь. Но теперь уже не на Байкал, а чуть ближе и южнее – на Алтай – еще одну сибирскую жемчужину. Увидеть Золотые горы мечтали давно, слава Богу, этим летом, надеемся, мы прикоснемся к Мечте…
Наше путешествие началось в час ночи с ростовского железнодорожного вокзала. Первый день в вагоне-купе поезда «Адлер-Барнаул» прошел отлично. Позади территории Ростовской, Волгоградской и Саратовской областей. По несколько десятков минут провели, гуляя по привокзальным местам Волгограда. Пока все знакомо по прошлым поездкам: поля, луга, лесные рощи, пересекающие железнодорожные пути реки…
Прочитана книга «Повесть об Алтае» Ю. Майорова – судя по всему, нас ждет впереди интересное путешествие. Во всяком случае, хочется в это верить…
Сибирь – отличное место для летнего отпуска. Два года назад мы впервые познакомились с этим огромным краем нашей страны, с ее удивительными местами: Иркутском, Байкалом, Ангарой, Ольхоном, бурятским Аршаном, Саянами… Сейчас наш путь лежит на юг Западной Сибири – в город Барнаул – центр Алтайского края, а затем еще дальше – в Республику Алтай с ее главным и единственным городом – Горно-Алтайском. Надеемся на встречу с Телецким озером, городом-курортом Белокурихой и Чуйским трактом. Путь неблизкий, ехать трое суток. Поезд неплохой, судя по нашему вагону с кондиционером, в летнюю жару это очень важно.
Саратов встретил нас красивым закатом. Было пасмурно, поэтому гулять по перрону вокзала было приятно. Только зашли в вагон, и поезд тронулся дальше в путь – сразу же пошел дождь. Быстро стемнело. За окном – чернота. Завтра – Урал.
4.07.18
Ночь прошла быстро. Только уснули, а за окном уже утро. Вот, что значит, ехать на восток – навстречу Солнцу. Пора переводить стрелки часов. Позади еще одна область – Самарская, часть которой пересек наш поезд, мы этого, правда, не заметили, так как это было ночью, но смс на телефон приходят регулярно при пересечении административных границ субъектов страны, напоминая нам, что мы в роуминге.
Небольшая остановка в степном Бузулуке. Интересное место. Привлекло внимание здание музея недалеко от железнодорожного вокзала, но из-за нехватки времени, понятное дело, посетить его не смогли. Только лишь прогулялись по городу недалеко от вокзала. Мемориальная доска на его здании сообщила нам о том, что этот город сыграл определенную роль в истории страны. Так, в годы Великой Отечественной войны в Бузулуке выпускали продукцию для фронта пять промышленных предприятий, эвакуированных из западных районов страны, были сформированы три дивизии Красной Армии, Первый отдельный Чехословацкий батальон. Бузулук часто оказывался в центре исторических событий. В нём побывали пугачёвцы, во времена гражданской войны — армия атамана Дутова, передовые отряды армии Колчака, принимала присягу на верность Родине Чапаевская дивизия. Еще один интересный факт о нефтяной столице Оренбуржья – именно в этот город в 1941 году был эвакуирован архив Народного комиссариата обороны СССР.
За окном снова степь с небольшими рощами и островками кустарников. Вдоль дороги видны следы недавнего степного пожара, кое-где еще дымят и тлеют стволы деревьев…
Дорога от Бузулука до Оренбурга шла вдоль долины реки Самары. Довольно часто ее живописные берега и водная гладь были видны из окон вагона. Красивые места!
В Оренбурге стояли долго, снова, как и в прошлый раз, два года назад, купили главный сувенир города – пуховый платок, вернее, на этот раз – пуховую шаль.
После Оренбурга, при подъезде к Орску, равнинный ландшафт сменился на низкогорную местность. Причудливые склоны полугор-полухолмов покрыты выжженной солнцем степной растительностью. Удивила лисица, выбежавшая из рощи навстречу движущемуся составу. Вскоре проехали реку Урал – условную границу между двумя частями света: Европой и Азией.
Местность между Оренбургом и Орском, пожалуй, самая живописная на протяжении всего нашего пути. Орск – последний город Оренбуржья, где мы вышли погулять из вагона.
Как вчера в Саратове, так и сегодня в Орске мы встретили красивый закат, и снова быстро стемнело. За окном – темень… Тем временем прочитана еще одна книга – «Туризм на Алтае».
Уже ночью – судя по карте из «Атласа железных дорог», которого мы взяли с собой - участок Кустанайской области Казахстана. Ее мы проехали транзитом, не останавливаясь ни разу. Вслед за ней – Челябинская область…
5.07.18
Веселый женский голос сообщил рано утром о прибытии на вокзал столицы Южного Урала – города Челябинска. На улице прохладно, но из вагона вышли и немного прогулялись по перрону вокзала. Поставив на зарядку аккумулятор для подзарядки телефонов в коридоре вагона, до самого Кургана пробыли у окна. И не зря: места интересные, у населенного пункта с красивым названием Чистое увидели молоденького оленя или косулю. Грациозное животное, испугавшись поезда, несколькими прыжками преодолело расстояние между насыпью железной дороги и небольшой березовой рощей. Здесь такие рощи называются колками.
Местность шла равнинная, местами заболоченная. Красива станция Шумиха с макетом поезда «Сапсан» у здания железнодорожного вокзала. Следующая крупная остановка после Челябинска – город Курган – еще один областной центр у нас на пути после Волгограда, Саратова, Оренбурга и Челябинска. В Кургане купили немного продуктов, запасы которых за двое суток пути уже поредели.
После Кургана ландшафт, как нам показалось, стал более лесистее. Проводница сообщила о приближении к российско-казахстанской границе и паспортном контроле на ней. Урал остается позади. После небольшого участка Северо-Казахстанской области с остановкой в Петропавловске будет уже Сибирь.
Прочитана последняя книга-путеводитель об Алтае, которую брали с собой в дорогу. Теперь мы немного «подкованы» о тех местах, куда едем. Набросаны будущие маршруты. Так, в Барнауле хотелось бы увидеть дендрарий, краеведческий музей, Нагорный парк, прогуляться по реке Обь и проспекту Ленина. А если еще удастся съездить в одно из сел Алтайского края – это вообще было бы здорово. Все остальные маршруты по Алтаю будем проводить из Горно-Алтайска, пока не будем забегать вперед.
Казахстанскую часть нашего пути проехали не так уж и быстро. Около часа состав простоял на станции Петропавловск, столько же – в Исилькуле (это уже на российской стороне). Жаль, что ни там и ни там нельзя было покинуть вагон поезда – приграничная зона. Хотя два года назад мы смогли спокойно гулять по Исилькулю – по самому западному городу Сибирского федерального округа, входящего в состав Омской области.
Еще немного пути и мы в Омске. Вот уж где мы смогли погулять – состав стоял больше часа. Купили замечательную карту Омской области. Вот бы задержаться в Омске подольше, может, в будущем приедем сюда еще. Этот город имеет интересную историю, например, в годы Гражданской войны А. Колчаком был объявлен столицей Российского государства.
Дважды пересекли по железнодорожному мосту Иртыш – основной приток Оби - главной реки Западной Сибири. Омск – последняя на сегодня крупная остановка нашего состава. Далее поезд направился на юго-восток Омской области. Судя по карте, путь будет проходить вновь по территории Казахстана, потом – Новосибирская область и Алтайский край. За окном темнота, пора ложиться спать…
6.07.18https://www.otzyv.ru/read.php?id=208363