Антитеза - оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются понятия (антонимы), явления, предметы, например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).
Градация - расположение слов в предложении в порядке возрастающего (реже - убывающего) значения. Примеры возрастающей градации:
"Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым."
(Сергей Есенин).
"Не вздумай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Загоню.
Доконаю.
Замучу!"
(Владимир Маяковский).
Пример нисходящей градации:
"Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам."
(Ольга Берггольц).
Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, например:"Обеды он задавал отменные"(И.С.Тургенев). "Душа к высокому тянется" (В.Панова).
Эллипсис - пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью придать высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность, например:"Мужики - за топоры"(А.Н.Толстой). "Офицер - из пистолета, Теркин - в мягкое штыком" (А.Твардовский).
Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор намеренно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном, например:
"Нет, я хотел...быть может, вы...я думал,
Что уж барону время умереть."
(А.С.Пушкин).
Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать его характеристику, усилить выразительность речи, например:
"Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан".
(А.С.Пушкин).
"Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Я предан вам душой".
(А.С.Пушкин).
Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к предмету речи, например: "Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!" (Н.В.Гоголь). "Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?" (А.С.Пушкин).
Многосоюзие - такое построение речи, при котором намеренно повторяются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения для логического или интонационного их подчеркивания, показа единства перечисляемого, например:"Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы" (А.С.Пушкин). "По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны" (А.И.Куприн).
Бессоюзие - такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами предложения или между предложениями с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины, например:"Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон..." (А.С Пушкин).
Выразителен текст, в котором одновременно используются и бессоюзие, и многосоюзие. Например, у А.С.Пушкина в стихотворении "К А.П.Керн" почти рядом имеются такие строфы:
"В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви."
................................
"И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь."
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Мой любимый стиль.
================
ГК, УГПК, УК и тд. - это ради прикола)