Заметка «Еще два, последних ответа на коментарии»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 6
Читатели: 504 +2
Дата:

Еще два, последних ответа на коментарии

По поводу положения женщин на Руси. Женщины в средневековой Руси, как и вообще в Средние века, были неполноправными членами общества, что отражалось во всех сводах законов. Эти законы обуславливались, с одной стороны, экономически зависимым положением женщины, а с другой, – религиозными представлениями о греховности и низменности женской натуры.
Если в эту эпоху появлялись неординарные женщины, такие как Жанна де Арк, то они были действительно необычными личностями: надо было обладать огромной силой воли и несгибаемым характером, чтобы пойти против принятых обществом установлений. Да, такие женские натуры всё же были, но как исключение из общего правила, в исключительных запредельных обстоятельствах: русские былинные героини Авдотья Рязаночка, Василиса Микулишна или полулегендарная Февронья Муромская действовали как раз в таких обстоятельствах, когда существовала смертельная угроза для мужа, детей или родных этих женщин.
Насчет княгини Ольги я уже писал в своих «Заметках»: личные переживания Ольги летописца не интересуют, он не считает нужным даже сказать о её горе после потери мужа. Летопись выделяет два события в жизни этой выдающейся женщины – отмщение за князя Игоря (впрочем, рассказывая при этом сказки о до крайности наивных древлянах, дважды попадающихся на незамысловатые уловки Ольги, и странных птицах, несущих на своих лапах горящие нити в родные гнёзда) и принятие христианства в Константинополе (с подобными же сказочными подробностями).
Однако мы говорим не об этих героинях, а о возможном авторе «Слова». Нет ни одного примера литературного творчества женщины в этот период, что объясняется, конечно, не отсутствием таланта у женщин, а определёнными установками общественной, семейной и личной женской жизни. Заняться литературой для женщины было так же противоестественно, как кузнецким или плотницким  делом; если и существовали тогда женщины, имеющие склонность к литературному творчеству, они вынуждены были стыдиться этого и подавлять такие желания в себе. Единственное исключение делалось для религиозных откровений, как в случае с той же Февроньей Муромской, но «Слово о полку Игореве» не относится к такого рода литературе. Отсюда версию о некоей женщине, написавшей в XII веке «Слово о полку Игореве», вряд ли можно считать правдоподобной.
В заключение короткое возражение насчёт того, что «в начале IX века не было Рюриковичей, но Русь уже была». Русское государство, как известно, возникло только после прихода Рюриковичей; до этого были родоплеменные объединения восточных славян, которые назывались по главенствующему в каждой группе племени – поляне, древляне, северяне и т.д. По поводу названия «Русь» существуют различные гипотезы, но наиболее вероятным является происхождение этого слова от скандинавского (норманнского) «роусь» – так звали гребцов-воинов на кораблях-«драккарах» варягов (они же викинги). Во всяком случае, византийцы называли «русью» викингов, совершающих постоянные походы на Константинополь, и также они называли страну, откуда приходили викинги, – а последние установили в IX веке полный контроль над путём из «варяг и в греки» (из Балтийского моря в Чёрное) и, соответственно, над окрестными славянскими землями и их жителями. Примечательно, что в русском языке слово «русские» является притяжательным местоимением, а не существительным; оно отвечает на вопрос «чьи?», в то время как обозначения всех других национальностей – существительные и отвечают на вопрос «кто?». Впоследствии викинги-варяги полностью растворились среди славянского населения, оставив только некоторые имена – Олег (Хольг, Хёльг, Хёльги - «священный»), Ольга (Хёльга, женский вариант), Игорь (Ингвар - «воин Бога») –  и дав название «Роусь»-«Русь» (позже преобразовавшееся в Россию) всей стране восточных славян и всему народу.
Существование власти викингов над восточными славянами использовалось затем авторами печально известной «норманнской теории» как доказательство неполноценности восточных славян и произошедшего от них русского народа, хотя ничего особенного, принижающего русских, здесь нет – многие европейские и азиатские государства были образованы пришельцами-чужаками, и названия этих стран часто «чужие» для коренных народов.
Против норманнской теории выступали практически все видные деятели русской культуры, начиная с Ломоносова; в их числе был и Пушкин. Им приходилось доказывать, что русская культура не уступала западной, что русские ничем не хуже европейцев, – и «Слово о полку Игореве» служило тут хорошим аргументом. Такой «политический заказ» не способствовал объективности и поиску истины – точно так же, впрочем, как в Чехии, где каждый противник подлинности «Краледворских рукописей», чудесно «найденных» В. Ганкой, немедленно зачислялся во враги чешского народа, – о чём я тоже писал в своих «Заметках».  
Реклама
Обсуждение
     00:21 02.02.2017
Есть Женщины в Русских  селеньях...
А  если  есть, то значит  и были.
Илюшку Мромца,  мама кормила.
     23:15 01.02.2017
Не потому ль был Рюрик возведен,
Что с кланами не был повязан он?
Порой боясь себя, братоубийцев,
На трон зовут даже валлийцев.
     10:30 01.02.2017
1
А что доподлинно мы знаем о той Руси? Только то, что нам рассказали. 
Одно легко понять, что издревле особое значение имела Мать, женщина. И коль все русичи ( пусть под разными племенными названиями) были вольными, то и женщины не отставали. Домострой пришёл с религией,но и тогда были бой-бабы да и есть. И это не эмансипе и не феминизм.
А для чего внедрялась норманская теория, и рюриковичи - шито белыми нитками. И Киев числиться Киевской Русью только из-за крещения, как будто до этого ничего не было. 
     09:53 01.02.2017
1
На Руси издревле был матриархат. При навязывании Христианства пошли нападки на эти устои. Но у многих народов, особенно на севере и Сибири матриархат остался. Яркий пример "Книжники".
Реклама